КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Допускаемые напряжения материалов зубчатых колес
Вопросы для самоподготовки Заготовки. В зависимости от способа получения заготовки различают: литые, кованые, штампованные колеса и колеса, изготавливаемые из круглого проката. Стальное литье обладает пониженной прочностью и применяется для колес крупных размеров, работающих в паре с кованой шестерней. Чугун применяют главным образом для изготовления крупногабаритных, тихоходных колес и колес открытых передач. Основной недостаток чугуна – пониженная прочность по напряжениям изгиба. Однако чугун хорошо противостоит усталостному выкрашиванию и заеданию в условиях скудной смазки. Из пластмасс для зубчатых колес находит применение главным образом текстолит – Е=(6…8)103 МПа и лигнофоль – Е=(10…12)103 МПа, а также полиамиды типа капрона. Из пластмассы изготавливают обычно одно из зубчатых колес пары в слабонагруженной передаче для обеспечения бесшумности или самосмазываемости. Пластмассовые колеса делают более узкими, чем сопряженные, чтобы избежать износа кромки. 1.Какие материалы и виды термической обработки применяют для повышения прочности и долговечности зубчатых передач. 2. От каких характеристик материала зависят в основном выносливость и допускаемые контактные напряжения зубчатых передач. Условия прочности зубьев записывается неравенствами: , где первое неравенство описывает условие прочности по контактным напряжениям, а второе – по напряжениям изгиба. Связь рабочих напряжений σН и σF с геометрическими и силовыми параметрами установлена и отображена формулами для проверочных расчетов передач, которые были получены выше. Левая часть условия прочности, таким образом, известна. Правая часть неравенств – допускаемые значения напряжений [ σН ] и [ σF ] – требует отдельного рассмотрения и изучения. Допускаемые контактные напряжения [ σH ] при расчете зубчатых колес на усталость
Допускаемые контактные напряжения вычисляют по формуле:
,
где σН 0 – предел контактной выносливости, МПа; SH – коэффициент безопасности (SH = 1,1…1,2); KHL – коэффициент долговечности (KHL = 1….2,4). Значения предела контактной выносливости σ Н0определяют на основе экспериментальных данных, т.е. по кривой усталости. На приведенном рисунке эта кривая показана в полулогарифмических координатах. Более 100 лет назад было замечено, что детали машин, подвергающиеся длительное время переменным напряжениям, могут разрушаться внезапно при напряжениях, значительно меньших предела прочности материала (например, σ b). Это явление было названо усталостью материалов. Для определения предела выносливости (усталости) производят особое испытание материала, называемое испытанием на выносливость или усталость. Пределом выносливости называется наибольшее напряжение, при котором материал в состоянии выдержать неограниченно большое число циклов. Таким образом, значение σН0 представляет собой справочную характеристику, которая соответствует точке перегиба кривой усталости при базовом числе циклов NH0 . Кривая усталости показывает, что чем больше напряжение цикла σН,, тем меньше циклическая долговечность NHi (на наклонном участке). Долговечность можно измерять как числом циклов нагружения, так и временем работы передачи, т.к. обе величины между собой связаны. Для наклонного участка кривой усталости можно записать: – const, где m6 – для контактных напряжений. Отсюда следует, что σНi = σН 0 = σН 0 KHL, где KHL =; . Коэффициент долговечности KHL учитывает возможность повышения допускаемых напряжений для кратковременно работающих передач (NHi<NH0). На участке NHi>NH0 предел выносливости не меняется и поэтому KHL = 1. ЛЕКЦИЯ №10
Характеристики σН 0 и NH0 зависят, в основном, от твердости рабочих поверхностей зубьев. Чем выше твердость, тем выше базовое число циклов NH0. При определении коэффициента долговечности KHL расчет числа NHi -циклов перемены напряжений нужно выполнять с учетом режима нагрузки передачи. Режим нагрузки возможен в 2-х вариантах: · режим постоянной нагрузки (T-const); · режим переменной нагрузки (T ). К режимам постоянной нагрузки относят все режимы с отклонением от номинальной нагрузки до 20%. За расчетную нагрузку обычно принимают номинальную мощность двигателя. Число циклов нагружения при n=const вычисляется по формуле: , где n – частота вращения того из колес, по материалу которого определяют допускаемое напряжение, мин-1; с – число зацеплений за один оборот зубчатого колеса; tΣ – число часов работы передачи за расчетный срок службы, или где L – срок службы, годы; K год и K сут – коэффициенты использования передачи в году и в сутках, соответственно. В большинстве случаев практики число циклов нагружения больше базового числа циклов, т.е. Ni > NH0. Режим постоянной нагрузки является наиболее тяжелым для передачи. Этот вариант нагружения принимают за расчетный режим и для неопределенных режимов нагрузки. Для переменных режимов нагрузки возможны разные варианты его задания: · диаграммой в виде распределения момента T по времени; · типовым режимом (из шести различных типовых режимов). Рассмотрим расчет коэффициента долговечности KHL с заданием режима нагрузки диаграммой распределения вращающего момента Т по времени. Расчет KHL выполняется по эквивалентному числу циклов, т.е. KHL . Методика определения NHE базируется на идее суммирования повреждений при напряжениях σН > σН0 . Эквивалентное число циклов вычисляется по формуле: ; Ti – крутящие моменты, которые учитываются при расчете на усталость (см. диаграмму); Tmax – наибольший из моментов на диаграмме (Tmax = T1). В расчетах на усталость кратковременные перегрузки, например пусковые, не учитываются. ni и ti – соответствующие моментам частоты вращения и время работы. k – Число составляющих диаграмму столбцов (k =3). Рассмотрим вариант задания типовым режимом. При вычерчивании графиков типовых режимов фактическую столбчатую диаграмму заменили другой диаграммой, на которой расчетные нагрузки (Ti) располагаются в порядке убывания их значений. Затем ступенчатую линию (по верху диаграммы) заменяют плавной кривой.
Каждому типовому режиму присвоен свой коэффициент приведения KHE к эквивалентному числу циклов. При известном KHE вычисляют NHE. , где – для nconst
– для n - const
ΣNi – число циклов нагружения при работе с моментами равными или большими Ti. В заключение о допускаемых контактных напряжениях отметим, что: · за расчетное значение [ σН ] принимают меньшее из 2-х допускаемых напряжений, определенных для материала шестерни [ σН ]1 и колеса [ σН ]2 прямозубой передачи (также для косозубых передач с небольшой разностью твердости зубьев шестерни и колеса); · при твердости косозубой шестерни значительно превышающей твердость зубьев колеса за расчетное значение [ σН ] принимают меньшее из 2-х значений, получаемых из выражений: [ σН ]=0,5([ σН ]1 + [ σН ]2 ), [ σН ]=1,25[ σН ]min, где [ σН ]min – меньшее значение из двух допускаемых напряжений [ σН ]1 и [ σН ]2.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 5098; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |