Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория налогообложения. Налоговая система




Основным источником государственного бюджета являются налоги. Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридиче­ских лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств.

Принцип законодательного оформления налогов содержится в кон­ституции многих стран.

Налоги многофункциональны.

 

Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финан­совых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобили­зуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60 % (Швеция) ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 г. составляла 20,5%.

 

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные про­цессы происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничи­тельную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предостав­ляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз то­варов из-за границы, будет сдерживать импорт. Опыт многих разви­тых стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

 

В-третьих, через налоги происходит перераспределение нацио­нального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а, следовательно, и на распределение ресурсов. Таким образом, налоги влияют не только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязатель­ность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для госу­дарства возможность проверки законности, эффективности деятель­ности субъектов налогообложения.

Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще от­цом экономической теории А. Смитом, и остались актуальными и се­годня. Эти принципы:

• справедливость и равенство налогообложения - все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый - по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется;

· налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом;

• расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства).

Равенство в налогообложении - проблема, обсуждаемая в тече­ние столетий. Что понимать под равенством? На основании, каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из необходимости соблюдения горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполага­ет, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справед­ливость означает, что находящиеся в неравном положении (полу­чающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый - пла­тежеспособность физического или юридического лица (доход или бо­гатство) и второй — размер выгод, получаемых от государства. Прин­цип равенства на основе платежеспособности реализуется путем ус­тановления зависимости между величиной дохода (богатства) и нало­говыми изъятиями. При этом возможны два основных метода взы­скания налогов:

• у источника дохода - т.е. в момент получения дохода (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

 

• в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

 

 

Реализация принципа равенства на основе получаемых от госу­дарства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги (классический пример - дорожный налог, который платят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами).

 

Налоговая система это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основные принципы построения налоговой система РФ на­званы в Налоговом кодексе РФ:

• всеобщность и равенство налогообложения - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы;

• стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ста­вок во времени;

• равнонапряженность - взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиям;

• экономическое обоснование налогов (налоги не могут быть произвольными);

• обязательность - принудительность, неизбежность выплаты налога;

• социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

 

Налоговая система любой страны включает различные виды на­логов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства, различают:

прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или иму­щества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене то­варов или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потреби­теля, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

 

В зависимости от органа, который взимает налоги, и ими распоря­жается (в соответствии с российским законодательством), различают:

федеральные налоги - они определяются Законом РФ и взимают­ся на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акци­зы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.;

налоги субъектов Федерации (региональные налоги) — это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории (налог на недви­жимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес). Федеральные за­коны определяются лишь основные принципы формирования регио­нальных налогов;

местные налоги - устанавливаемые и взимаемые органами власти местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество фи­зических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

 

В зависимости от назначения налога, различают:

общие налоги, которые обезличиваются и используются для фи­нансирования общегосударственных расходов;

специальные (целевые) налоги - имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определен­ных программ.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:

• субъект налогообложения;

• объект налогообложения;

• ставки налога;

• источник налога;

• налоговые льготы;

• порядок изъятия;

• налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юри­дическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;

объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объек­том налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельно­сти, собственность и др. В законе о налоге указывается в каких еди­ницах измеряется объект налога (денежные единицы - в налогах на заработную плату, прибыль; гектар, акр - в земельном налоге, чело­век - в подушном налоге);

источник налога - доход, из которого уплачивается налог (зара­ботная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);

налоговые льготы - полное или частичное освобождение от упла­ты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обес­печения социальной защиты некоторых видов деятельности и опреде­ленных групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путем: установления необлагаемого минимума, исключения из обла­гаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.;

налоговые санкции - разного рода взыскания - от штрафов раз­личных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфе­ре налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка нало­говых платежей, включение в налогового декларацию ложных сведе­ний и т.п.).

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) ~ величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая устанавливаться в виде доли (процента) к единице налогооб­ложения. Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Пер­вая определяет долю налога в доходе, вторая - прирост налога по от­ношению к приросту дохода.

Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении вели-

Налоговая система России. В конце 80-х - начале 90-х годов в России началась налоговая реформа, в результате которой принципи­ально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные платежи предприятий в бюджет (плата за фонды, трудовые и природ­ные ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет и др.) были заменены налогами.

Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с го­сударственным бюджетом законодательно определены принятым в июле 1998 г. Налоговым кодексом. Налоговый кодекс устанавливает так­же общие принципы налогообложения в РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.