КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория налогообложения. Налоговая система
Основным источником государственного бюджета являются налоги. Налог (Т) - это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран. Налоги многофункциональны.
Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобилизуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60 % (Швеция) ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 г. составляла 20,5%.
Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы, будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.
В-третьих, через налоги происходит перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а, следовательно, и на распределение ресурсов. Таким образом, налоги влияют не только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов. Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения. Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом, и остались актуальными и сегодня. Эти принципы: • справедливость и равенство налогообложения - все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый - по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется; · налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом; • расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства). Равенство в налогообложении - проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании, каких показателей судить о равенстве? Теория налогообложения исходит из необходимости соблюдения горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги. Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый - платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй — размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями. При этом возможны два основных метода взыскания налогов: • у источника дохода - т.е. в момент получения дохода (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);
• в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).
Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги (классический пример - дорожный налог, который платят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами).
Налоговая система это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основные принципы построения налоговой система РФ названы в Налоговом кодексе РФ: • всеобщность и равенство налогообложения - охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы; • стабильность - устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени; • равнонапряженность - взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиям; • экономическое обоснование налогов (налоги не могут быть произвольными); • обязательность - принудительность, неизбежность выплаты налога; • социальная справедливость - установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства, различают: прямые налоги - взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.); косвенные налоги - устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).
В зависимости от органа, который взимает налоги, и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством), различают: федеральные налоги - они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.; налоги субъектов Федерации (региональные налоги) — это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории (налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес). Федеральные законы определяются лишь основные принципы формирования региональных налогов; местные налоги - устанавливаемые и взимаемые органами власти местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).
В зависимости от назначения налога, различают: общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов; специальные (целевые) налоги - имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ. Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов: • субъект налогообложения; • объект налогообложения; • ставки налога; • источник налога; • налоговые льготы; • порядок изъятия; • налоговые санкции. Субъект налога (или налогоплательщик) - физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог; объект налога - это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы - в налогах на заработную плату, прибыль; гектар, акр - в земельном налоге, человек - в подушном налоге); источник налога - доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.); налоговые льготы - полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.; налоговые санкции - разного рода взыскания - от штрафов различных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налогового декларацию ложных сведений и т.п.). Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) ~ величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая устанавливаться в виде доли (процента) к единице налогообложения. Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая определяет долю налога в доходе, вторая - прирост налога по отношению к приросту дохода. Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении вели- Налоговая система России. В конце 80-х - начале 90-х годов в России началась налоговая реформа, в результате которой принципиально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные платежи предприятий в бюджет (плата за фонды, трудовые и природные ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет и др.) были заменены налогами. Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом законодательно определены принятым в июле 1998 г. Налоговым кодексом. Налоговый кодекс устанавливает также общие принципы налогообложения в РФ.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |