КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Плановой к рыночной экономике
Необходимость и основные направления перехода от Характер и содержание переходной экономики, конечный пункт перехода зависят от исходного состояния экономики. Специфика переходных экономик постсоциалистических стран обусловлена особенностью экономики допереходного периода. Абстрагируясь от идеологических определений и разногласий по поводу того, какое общество у нас было - социалистическое (как его понимали классики марксизма-ленинизма), псевдосоциалистическое (государственно-бюрократический, тоталитарный и т.п. социализм) или вообще не имевшее ничего общего с социализмом, будем исходить из непреложного факта, что в течение 70 лет в России господствовала созданная на основе социалистической доктрины командно-административная (плановая) экономика. Командно-административной экономической системе были характерны две основные черты: • полное огосударствление экономики на основе абсолютного преобладания государственной собственности. Государство было единственным собственником и распорядителем ресурсов общества. • государственное планирование народного хозяйства, включавшего в себя три обязательных элемента: централизованность - распределение заданий центральными государственными органами; директивность — обязательность для выполнения; адресность - доведение планового задания до конкретного исполнителя. Такая экономическая система имела своим следствием преодоление в короткие сроки отставания России от индустриально развитых стран, существенные достижения в социальной сфере. Однако со временем стали все больше проявляться и нарастать, особенно в условиях развернувшейся во второй половине XX века научно-технической революции отрицательные последствия планового функционирования экономики: • снижение эффективности производства; • преобладание экстенсивного типа развития; • невосприимчивость экономики к достижениям научно-технического прогресса; • развитие диспропорций народного хозяйства: высокая доля ВПК и отраслей топливно-энергетического комплекса при отсталости остальных отраслей промышленности; • уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; • подрыв трудовой мотивации работников; • исключение предпринимательской инициативы; • экономическая изолированность от мирового хозяйства; • постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит, как продукции производственно-технического назначения, так и потребительских товаров и услуг. Глубокий кризис, охвативший экономику социалистических стран, потребовал перехода к другой экономической системе - рыночной (смешанной) экономике. С 1992 г. в России начались коренные экономической перемены, положившие начало новому периоду в истории России - переходному периоду, в течение которого происходит демонтаж командно-административной системы и формируются основы рыночной экономики. Началом трансформации послужило изменение политического устройства страны - утрата государственной власти коммунистической партией, прекращение функционирования прежних органов законодательной и исполнительной власти. С приходом к власти некоммунистических политических сил в стране начались социально-экономические преобразования, основной целью которых были разгосударствление и либерализация экономической жизни страны. Для достижения этих целей и формирования эффективной рыночной экономики на месте плановой было необходимо: • провести приватизацию, сократить государственное регулирование хозяйственной жизни, демонтировать планово-распределительную систему хозяйства; • осуществить либерализацию - отмену ограничений и запретов, относящихся к производственной и коммерческой деятельности. Разрешить предприятиям самостоятельно устанавливать цены, искать себе партнеров, свободно заключать рыночные контракты, самостоя • сформировать рыночную инфраструктуру (систему банков, бирж, предприятий оптовой торговли, страховых компаний, рекламных, информационных агентств и т.п.); • осуществить макроэкономическую стабилизацию (снизить темп открытой инфляции, которая приходит после либерализации цен на смену товарному дефициту, сократить государственные расходы, снизить бюджетный дефицит и др.);провести демонополизацию экономики, создать конкурентную среду — условие повышения эффективности производства; • осуществить структурную перестройку; обеспечить социальные гарантии гражданам со стороны государства и поддержку нетрудоспособных и социально уязвимых чле Решение этих задач - условие и предпосылка создания механизма рыночного регулирования, повышения эффективности производства, усиления социальной ориентации экономики. Однако в ходе реорганизации плановой экономики по причинам как объективного, так и субъективного характера возник целый ряд негативные явления, среди которых наиболее болезненны: • инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни; • спад производства, связанный со структурной перестройкой(сокращение военного производства, тяжелой промышленности) и ограничением спроса как следствия роста цен; • появление в связи с сокращением производства безработицы; • снижение накоплений и инвестиционной активности; • ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственной жизни (старые механизмы сломаны, новые еще не созданы или не действуют в полной мере); • дифференциация доходов, социальное расслоение. Таким образом, в переходной экономике к тем негативным процессам, которые были следствием планового ведения хозяйства, добавляются новые отрицательные явления, ухудшая состояние экономики и усложняя те задачи, которые должно решить общество в переходный период. Переходной экономике объективно характерен «трансформационный спад», который обусловлен тем, что в переходной экономике. Утрачивают силу прежние институты и механизмы хозяйственной Деятельности, а новые, присущие рыночной системе, еще только формируются. Характерными чертами трансформационного спада являются: переход от товарного к денежному дефициту и недостаточности спроса; столкновение хозяйственных мотивов; сокращение инвестиционной деятельности государства; неопределенность прав собственности; массовая неплатежеспособность предприятий; слабость финансовых институтов. Обозревая опыт переходных экономик в разных постсоциалистических странах, можно выделить три этапа развития экономики в этот период: • этап кризисного развития (спад производства, инфляция, падение инвестиционной активности, появление безработицы, падение реальных доходов населения); • этап стабилизации, для которого характерны снижение темпов инфляции, обострение проблемы занятости, переход экономики от состояния спада к депрессии, обострение структурного кризиса, появление точек роста, возобновление накоплений и их трансформация • этап возобновления экономического роста, дальнейшего снижения темпов инфляции, повышения деловой активности, роста инвестиций, появления государственного финансирования, иностранных инвестиций и др. Эти этапы довольно четко просматриваются в новейшей истории России.
Основные социально-экономические показатели развития России 19 92-2002гг (в процентах к пр едыдущему году)
Анализ приведенных данных позволяет выделить три периода: • первый (1992-1996 гг.) - период либерализации экономики. На этом этапе осуществляется приватизация, происходит создание основных правовых и организационных рыночных институтов. Это период ухудшения всей макроэкономической ситуации в стране. Но постепенно проводимые государствам меры, направленные на макроэкономическую стабилизацию и борьбу с инфляцией, дают свои результаты. В России 1997 г. становится переломным годом и впервые за ряд лет происходит улучшение основных макроэкономических показателей; • второй (1998 г.) - кризис, нарушивший положительную тенденцию в развитии экономики страны. Его причиной стали не только неблагоприятные внешние обстоятельства, но глубокие диспропорции, накопившиеся в течение 1992-1997 гг. Однако кризис 1998 г. создал условия для развития отечественного производства. Резкое падение курса рубля снизило эффективность импорта (в 90-х годах товарные рынки наполнялись преимущественно импортной продукцией) и создало условия для расширения производства отечественных товаров. • третий, начавшийся в 1999 г. - переход к экономическому росту, улучшение всех макроэкономических показателей. Однако, достигнутый рост позволил к началу 2004 г. компенсировать лишь около40% падения производства (за время экономического кризиса Россия Если переходная экономика имеет достаточно четко датируемое начало, то ответить на вопрос, когда и чем завершится переходный период, весьма сложно. Генеральное направление очевидно - создание рыночной системы хозяйствования. Но существует множество моделей рыночной экономики, поэтому вопрос о конечной цели преобразований о том, к какой экономике должна перейти Россия дискуссия и вызывает горячие споры. Тем не менее в последнее время все большее число политиков и экономистов сходятся в том, что, конечная цель всех преобразований - создание в России социальной рыночной экономики, которой характерны следующие черты: • единство и взаимодействие рынка и государства, при котором«невидимая рука» рынка сочетается с «видимой рукой» государства и государственное регулирование экономики создает условия для реализации всех достоинств рыночного механизма; • широкое участие государства в социальном регулировании; • наличие развитых рыночных институтов, позволяющих наиболее эффективно удовлетворять потребности людей; • социальная ориентированность экономики, обеспечивающая баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью; • социальное партнерство. Текущие вопросы найма и оплаты труда решаются в двухстороннем порядке между работодателями и работниками при посредничестве, в случае необходимости, государства.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 632; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |