КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Роль и функции государства в переходной экономике
В плановой экономике государство играло решающую роль во всех сферах экономической жизни страны. Через систему директивных адресных заданий государство определяло основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия. За предприятием сохранялась самостоятельность в решении очень небольшого круга хозяйственных вопросов. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственной жизни, как известно, является рынок. Государственное регулирование призвано помочь рынку, устранить возможные негативные последствия действия рыночных сил. И хотя степень государственного вмешательства в экономику в разных странах различна, в любом случае в рыночной экономике государство сосуществует, взаимодействует с рынком. Изменение роли и места государства в экономике - одна из важнейших задач, которая должна быть решена в переходной экономике. При этом должна не просто уменьшиться степень воздействия государства на экономику, должны измениться формы и методы этого воздействия. Роль государства в переходной экономике не совпадает с его ролью ни в плановой, ни в рыночной экономике. С одной стороны, в переходной экономике государство в значительной степени утрачивает свои функции собственника, теряет монопольную власть на распоряжение ресурсами общества. Экономическая деятельность теперь осуществляется и другими собственниками, функционирующими на основании законов рынка. Государство, превращаясь в одного из экономических агентов, занимает новое место в хозяйственной системе. С другой стороны, государство, сохраняя свои властные полномочия, интенсивно вмешивается в хозяйственное развитие. На переходном этапе рынок находится в стадии становления. Его регулирующие механизмы не действуют в полной мере, что и обусловливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы по сравнению с его деятельностью в сложившихся рыночных экономиках. При этом сам процесс перехода направляется государством, именно государство создает соответствующую нормативно-законодательную базу для развития рыночных отношений, стимулирует создание инфраструктуры рынка. Таким образом, в переходной экономике роль государства выше, чем в условиях рынка. В период трансформации всей экономической системы государство выполняет две основные функции: • создание условий эффективной работы рынка – обеспечение правовой базы рыночного хозяйства, изменение системы управления экономикой, создание системы стимулирования и защиты конкуренции как важнейшего атрибута рынка, формирования необходимой • дополнение и корректировка действий собственно рыночных механизмов -перераспределение доходов, борьба с монополизмом производство общественных товаров, борьба с макроэкономической нестабильностью, стимулирование экономического роста и т.д. Конкретные задачи, которые должно решать государство в переходный период, определяются основными направлениями перехода от плановой к рыночной экономике и тем, что в переходной экономике государству приходится брать на себе некоторые функции, которые в условиях развитых рыночных экономик выполняют другие экономические агенты. Остановимся на задачах, которые должно решать государство в переходной экономике, подробнее. Создание нормативно-законодательной базы рыночной экономики, правовое обеспечение проводимых реформ. Если в сложившееся рыночной экономике уже существует правовая база функционирования рынка и роль государства сводится к контролю за соблюдений законодательства и внесения в него в случае надобности частичных изменений, то в переходной экономике задача государства – заново создать правовую базу рынка. Необходимы разработка и принятие новых государственных за- конов, которые бы четко определяли права собственности, правила функционирования хозяйственных единиц, основы налогообложения и антимонопольного регулирования, права потребителей и гарантии социальной защиты и т.п. При этом возникает дилемма: с одной стороны, законодательство должно быть стабильным, с другой стороны, не апробированное практикой, оно объективно не может быть совершенным и требует постоянной доработки и улучшения. Это противоречие между требованием стабильности и необходимостью изменений законодательства в переходной экономике весьма осложняет реализацию государством функции правового обеспечения экономики. Рыночное хозяйственное право должно регулировать четыре основные сферы экономических отношений: • права собственности; • контрактные отношения; • порядок начала и окончания хозяйственной деятельности; • поддержание конкурентной среды. За прошедшие годы в России практически заново была создана вся нормативная база, регулирующая деятельность экономических агентов в рыночной экономике. Были приняты Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Трудовой кодексы и другие нормативные документы, определившие «правила игры» в условиях рыночных отношений. Однако вся эта нормативная база далека от совершенства и требует постоянного внимания со стороны государства. Отсутствие некоторых законов, их недостаточная проработанность, слабый контроль за соблюдением законов субъектами рынка, частые нарушения законов самим государством порождают множество проблем, тормозят проведение реформ, ведут к прямым экономическим потерям. До сих пор не решен вопрос о собственности на землю, о защите вкладчиков от недобросовестных финансовых учреждений, практически не действуют законы о демонополизации и банкротстве и т.д. Дальнейшее развитие, совершенствование, а главное, жесткий контроль за соблюдение законов является важнейшей функцией государства в переходной экономике. Демонополизация экономики, создание конкурентной среды. Чрезвычайно высокий уровень монополизации плановой экономики, базировавшийся на монополии государственной собственности и носивший тотальный характер стал одной из причин падения ее эффективности и превратился в главный барьер на пути экономических реформ. Однако сверх монополизация российской экономики в переходный период не только не исчезает, а практически усиливается, так как контроль со стороны государства ослабевает. Прямой административный контроль отменяется, а экономические методы регулирования деятельности монополий не действуют. Антимонопольная политика, несмотря на принятие специальных законов и создание соответствующих государственный структур, остается наиболее слабым звеном экономической политики государства. Борьба с монополизмом, создание конкурентной среды - важнейшая задача государства в переходной экономике. Структурная перестройка. Как уже говорилось, одной из причин падения эффективности производства в России была структура экономики неадекватная требованиям современной научно-технической революции. Преобладание в народном хозяйстве отраслей ВПК, ТЭК снижают темпы экономического роста, тормозят научно-технический прогресс, не позволяют повышать уровень жизни населения. Изменение структуры экономики - объективная необходимость для России. Осуществить ее можно, проводя соответствующую инвестиционную политику. И здесь возникает вопрос об источниках инвестиций. Многолетний инвестиционный кризис в России свидетельствует о недостаточности частных и иностранных инвестиций в экономику. В этих условиях значительно повышается роль государства в инвестиционной сфере. Государство должно быть «двигателем» инвестиционного процесса, структурной перестройки экономики. С одной стороны, государство должно осуществлять непосредственные вложения в важнейшие, современные наукоемкие отрасли, определяющие технический уровень всего народного хозяйства, с другой стороны, оно должно создавать условия, заинтересовывающие российских и иностранных инвесторов во вложениях именно в те отрасли, развитие которых необходимо. Следующая задача, стоящая перед государством в переходный период - это демонтаж административно-командных методов управления и создание новой системы методов, форм, инструментов государственного регулирования. Однако переход от административных методов к экономическим не может быть одномоментным, он должен быть постепенным. Так, на первых этапах переходного периода, которому характерно кризисное состояние экономики, государство, чтобы не допустить катастрофического падения уровня жизни, может сохранять административный контроль над ценами на некоторые продовольственные товары, энергоносители и т.п. Постепенно, по мере стабилизации экономической ситуации сфера действия административных рычагов должна сокращаться. Необходимым условием и предпосылкой перехода к экономическим методам регулирования является радикальные реформы кредитной и налоговой систем, формирование институтов и инструментов фискальной и монетарной политики. Роль и задачи государства в переходной экономике зависят еще и от того, какая концепция переходной экономики выбирается - концепция «градуализма» (постепенности) или концепция «шоковой терапии». Градуализм предполагает постепенность, медленность проведения экономических реформ. Государство, руководствуясь поставленными целями, постепенно осуществляет замену командно-административной системы рыночной. При этом государство стремится экономические и социальные смягчить последствия проводимых реформ, избежать резкого снижения уровня жизни населения. Такой тактики, в известной мере, передерживаются в своих преобразованиях Китай, Вьетнам и Венгрия. Концепция «шоковой терапии» предполагает одномоментную либерализацию цен, замораживание заработной платы, повышение банковского процента, сокращение государственных расходов на финансирование народного хозяйства, либерализацию внешнеэкономической деятельности. Сторонники этой концепции полагают, что все эти меры позволяют восстановить равновесие в финансовой системе, снизить темп инфляции, быстро сформировать частный капитал и на этой основе - перейти от экономического спада к экономическому росту. Надо отметить, что политика «шоковой терапии» успешно применялась в 80-х годах XX века в странах Латинской Америки и ряде постсоциалистических стран - Польше, Чехии, Эстонии. В России же в силу ряда причин объективного и субъективного характера попытка проведения реформ по образцу «шоковой терапии» результатов не дала, и, наоборот, затянула период стабилизации на многие годы. Доминирующее положение государства, характерное для России на протяжении всей истории ее развития, необходимо учитывать и сегодня. При любых реформах, любых перестройках в России должна сохраняться высокая степень государственного участия в экономической, и особенной социальной, сферах жизни общества.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |