Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современная система обучения чтению и литературе




 

В настоящее время существует несколько учебно-методических комплексов, реализующих разные программы на уроках литературного чтения.

1. Образовательная программа «Школа России» предлагает для уроков литературного чтения программу и учебники «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В.Головановой, Л.А.Виноградской, М.В.Бойкиной. Программа позволяет раскрыть перед детьми богатые художественно-познавательные возможности литературы: человек может познавать через литературу не только окружающий мир, но и самого себя, может получать от чтения глубокое эстетическое наслаждение. Уроки чтения направлены да достижение общего развития учащихся, их воли, интеллекта и чувств.

Отличительной особенностью этой программы литературного чтения является введение раздела «Опыт творческой деятельности», который ориентирует учащихся на создание собственных литературных текстов: дописывание и «досказывание» известного сюжета или его изменение с включением новых героев, необычных предметов, сюжетных линий, а также использование литературных игр и драматизации прочитанных произведений.

Таким образом, данный курс литературного чтения решает следующие задачи:

развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

учит детей чувствовать и понимать художественное произведение, его образный язык, выразительные средства;

формирует умение воссоздавать художественные образы, развивает образное мышление учащихся, их творческие способности, творческое и воссоздающее воображение;

воспитывает поэтический слух и художественный вкус; формирует постоянную потребность в чтении книг, развивает интерес к литературному творчеству;

обогащает чувственный опыт учащихся, их представления об окружающем мире и природе;

обеспечивает речевое развитие школьников, формирует речевые умения и навыки чтения, слушания и рассказывания, умения работать с различными видами текстов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение в форме самостоятельного домашнего чтения.

2) Система развивающего обучения Л.В. Занкова представлена вариативными программами и учебниками:

А) «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой;

Б) «Литературное чтение» В.А.Лазаревой.

В основе курса «Литературного чтения» В.Ю.Свиридовой лежит методологический подход – изучение литературы как искусства. Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики – художественной образности. Курс имеет ярко выраженную литературоведческую направленность. Но требует не заучивание терминов, а уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.

Программа по «Литературному чтению» В.А.Лазаревой выдвигает следующее требование: «Самое главное – необходимо, чтобы работа учителя на уроках «Литературного чтения» была системно организована по двум приоритетным основаниям: нравственному и эстетическому, поскольку нравственное воспитание – это цель изучения литературы в школе, а литературное образование, содержание которого – организация полноценного восприятия учениками-читателями художественного текста, – это путь, средство решения этой цели. Надо так организовать учебный процесс и внеклассную работу, чтобы дети думали над серьезными нравственными проблемами, спорили, переживали и сопереживали героям, хотели жить по этим нравственным правилам и жили по ним – сначала в школе, в классе, а потом и в жизни.

3) Образовательная программа «Начальная школа XXI века» предлагает для уроков литературного чтения программу и учебники «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой и М.И.Омороковой.

Общей тенденцией учебников является организация диалога читателя и писателя, комментарий и интерпретация произведений с читательских позиций. Диалог организуется с помощью целевых установок-обращений к ученику, помещенных в учебнике: «Обрати внимание», «Задумайся», «Сообрази», «Перечитай».

Многие учебники составляют единую линию со средним звеном школы, представляя собой первоначальный этап приобщения детей к литературе. Авторы учебников нового типа стремятся подготовить полноценного читателя, осуществить литературное развитие детей, сформировать учебную деятельность и предметные умения (навык чтения, первоначальный анализ художественных произведений в единстве их содержания и формы), а также обогатить речь учащихся.

 

 

Лекция №2

Тема: Организация урока литературного чтения в начальной школе

1. Примерная структура урока чтения художественного произведения.

2. Требования к урокам литературного чтения.

3. Подготовка учителя к уроку литературного чтения.

4. Постановка цели и предметных задач к уроку литературного чтения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 2696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.