КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Метод и стиль в искусстве
Тема 19. Художественные стили, эпохи и направления в искусстве прошлого Каждая эпоха рождает свое искусство, свои художественные произведения. Они имеют ярко выраженные отличительные черты. Это и тематика, и принципы восприятия действительности, и ее идейно-эстетическая интерпретация, и система художественно-выразительных средств, с помощью которых окружающий человека мир воссоздается в произведениях искусства. Такие явления в развитии искусства принято называть художественным методом. Художественный метод – это определенный способ познания действительности, своеобразный способ ее оценки, способ обратного моделирования жизни. Исходным и определяющим в появлении и распространении художественного метода является конкретно-историческая действительность, она образует как бы его объективную основу, на которой возникает тот или иной метод. Еще Гегель утверждал, что «художник принадлежит своему собственному времени, живет его нравами и привычками». Но материалистическая эстетика придерживается другого мнения: богатство творчества находится в зависимости от цельности мировоззрения. Поэтому в рамках одной общественно-экономической формации могут сосуществовать различные методы художественного творчества. Временные границы художественных методов не следует понимать буквально. Ростки новых методов обычно появляются в произведениях, созданных на основе старых методов. Вместе с тем очевидно и другое: группы художников в пределах одного и того же художественного метода сближаются между собой по ряду основных признаков творчества и его практическим результатам. Такое явление в искусстве получило название стиль. Художественный стиль – это эстетическая категория, отражающая относительно устойчивую общность основных идейно-художественных признаков творчества, обусловленная эстетическими принципами художественного метода и свойственная определенному кругу творцов искусства. Ю. Борев отмечает ряд факторов, свойственных стилю: • фактор творческого процесса; • фактор социального бытия произведения; • фактор художественного процесса; • фактор культуры; • фактор художественного воздействия искусства. Понятие «художественная школа» употребляется чаще всего для обозначения национальных и провинциальных разветвлений художественного направления. Важной эстетической категорией, отражающей художественную практику, является художественное направление. Эта категория практически не разработана в литературе и часто отождествляется с методом творчества, стилем. Тем не менее, творческий метод – это способ познания действительности и ее художественное моделирование, но сам по себе он еще не является эстетической реальностью. Реальностью обладают лишь плоды художественного творчества, произведения искусства, создаваемые тем или иным творческим методом. Следовательно, основной единицей динамики развития истории искусства выступает не творческий метод, а художественное направление, т.е. совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существенных идейно-эстетических признаков. Другими словами, художественный метод материализуется в художественном направлении. Развитие, становление и противоборство художественных методов преломляется в художественном направлении. Но оно тесно связано со стилем. Художественное направление – это крупнейшая и наиболее емкая единица художественного процесса, охватывающая эпохи и системы искусства. Оно позволяет судить о целом историческом периоде в художественной культуре и целой группе художников. В нем преломляются художественно-идеологические, мировоззренческо-эстетические особенности художественного развития. Художественным течением называют такие художественные движения, которые образуются в определенных национальных, исторических условиях и объединяют группы художников, стоящих на разных эстетических принципах в рамках одного художественного метода и одного вида искусства, с целью решения конкретных творческих задач. Разграничения внутри художественного направления носят относительный характер. К основным художественным направлениям относятся: мифологический реализм античности, средневековый символизм, реализм эпохи Возрождения, барокко, классицизм, просветительский реализм, сентиментализм, романтизм, критический реализм XIX века, реализм XX века, социалистический реализм, экспрессионизм, сюрреализм, экзистенционализм, абстракционизм, поп-арт, гиперреализм и др. Таким образом, историческое развитие искусства предстает собственно как исторический процесс возникновения и смены художественных методов, стилей и направлений. ИМПРЕССИОНИЗМ (от франц. impression — впечатление), направление в искусстве последней трети 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Импрессионизм зародился в 1860-х гг., во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. В 1870-80-х гг. сформировался импрессионизм во французском пейзаже: К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей выработали последовательную систему пленэра; работая на открытом воздухе, они создавали ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, растворения объемных форм в вибрации света и воздуха. Разложение сложных тонов на чистые цвета (накладываемые на холст отдельными мазками и рассчитанные на оптическое смешение их в глазу зрителя), цветные тени и рефлексы порождали беспримерно светлую, трепетную живопись. Кроме живописцев (американский — Дж. Уистлер, немецкие — М. Либерман, Л. Коринт, русские — К. А. Коровин, И. Э. Грабарь), интерес импрессионизма к мгновенному движению, текучей форме восприняли скульпторы (французский — О. Роден, итальянский — М. Россо, русский — П. П. Трубецкой). Для музыкального импрессионизма кон. 19 — нач. 20 вв. (во Франции — К. Дебюсси, отчасти М. Равель, П. Дюка и др.), сложившегося под влиянием импрессионизма в живописи, характерны передача тонких настроений, психологических нюансов, тяготение к пейзажной программности, интерес к тембровой и гармонической красочности. В литературе о чертах импрессионистического стиля говорится применительно к европейской литературе последней трети 19 в., русской поэзии нач. 20 в. (К. Гамсун в Норвегии, И. Ф. Анненский в России и др.).
ГИПЕРРЕАЛИЗМ (фотореализм), направление в изобразительном искусстве последней трети 20 в., сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и графика тут зачастую уподобляются фотографии (отсюда его второе название), скульптура представляет собой натуралистические тонированные слепки с живых фигур. Многие мастера гиперреализма (например, живописцы Ч. Клоуз и Р. Эстес, скульпторы Дж. де Андреа, Д. Хэнсон в США) близки поп-арту с его пародиями на фотодокумент и коммерческую рекламу; другие же непосредственно продолжают линию магического реализма, сохраняя более традиционные структуры станковой композиции. КОНСТРУКТИВИЗМ, направление в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне 20 в., поставившее своей целью художественное освоение возможностей современного научно-технического прогресса. В зодчестве тесно примыкает к рационализму и функционализму. Сложилось в 1910-е гг., прежде всего на базе кубизма и футуризма, разделившись вскоре на два обособленных (хотя и постоянно взаимодействующих) потока: «конструктивизм социальный», тесно связанный с задачами «социальной инженерии», создания нового человека путем радикального преобразования окружающей его предметно-материальной среды (эта линия наиболее интенсивно развивалась в Советской России 1920-х гг., в теории и практике ЛЕФа, в производственном искусстве) и «конструктивизм философский» (более характерный для капиталистических стран), ставящий социально-преобразовательные цели в более отвлеченно-созерцательном плане (прежде всего — в различных видах геометрической абстракции). Обе традиции вошли в кинетизм, пародийно отразившись в деконструктивизме. КОНЦЕПТУАЛИЗМ, направление средневековой схоластической философии. См. Номинализм, Универсалии. МОДЕРНИЗМ, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». В более строгом историческом смысле — ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом. МОДЕРНИЗМ (от франц. moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда — само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени. Образ свежей, сиюминутной современности ярче всего проявился в импрессионизме, который как бы остановил «прекрасное мгновение». Символизм и модерн отбирали из этих «мгновений» те, что наиболее экспрессивно выражали «вечные темы» человеческого и природного бытия, соединяя прошлое, настоящее и будущее в единый цикл памяти-восприятия-предчувствия. Всемерно усилилась тяга к созданию особого «искусства будущего», утопически — порой сквозь апокалиптические видения — моделирующего завтрашний день. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны», привычно связываемые с понятием декадентства, часто отождествлявшегося с модернизмом, противоречиво соседствовали с конструктивными, «жизнестроительными» устремлениями, в особенности в сфере декоративно-прикладного искусства и архитектуры модерна (на базе которых непосредственно возник функционализм современного зодчества). Внешнее правдоподобие образов, первоначально нарушенное лишь легкой, импрессионистически-субъективной размытостью, со временем становится необязательным и излишним, и в 1900-е годы художники-модернисты вплотную подходят к границе абстрактного искусства, а некоторые — пересекают ее. Модернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки (Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно важным. Хотя Париж во 2-й половине 19 в. (особенно в годы расцвета импрессионизма) укрепил свой авторитет мирового художественного центра, роль лидеров и провозвестников все чаще выполняют мастера «периферийных» стран. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э. По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г. Ибсен и др.). Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная к нему, она так или иначе мощно стимулирует его поиски. В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно: европейская культура все более и более впитывает в себя влияния Востока, в том числе и самой удаленной от Европы страны — Японии. Стремясь к универсальному синтезу культуры, искусство увлеченно взаимодействует с философией (основополагающим для модернизма в целом стал пример таких мыслителей, как А. Шопенгауэр и Ф. Ницше, а для России — В. С. Соловьев). Параллельно активизируется диалог искусства и религии; первоначально восприняв новые художественные веяния критически, традиционные конфессии затем все чаще вступают с художниками в союз, порождая разные национальные варианты «церковного модерна». Впрочем, с трудом вписываясь в роль покорного слуги Церкви, модернизм охотнее продуцирует собственные верования и культы, родственные теософии. В сфере политики он либо замыкается в асоциальном «мистическом анархизме», либо следует в русле радикально-революционных тенденций (прежде всего, в политической карикатуре). Так или иначе новое искусство, сознающее себя в качестве «истинной революции духа», видит в политическом радикализме своего конкурента, друга-врага. Однако, несмотря на это, в дальнейшем модернизм становится частью вполне консервативного политико-культурного истэблишмента. Созданные им «очаги красоты» воспринимаются в исторической перспективе 20 века как символы общеевропейской «прекрасной эпохи» (или «серебряного века» России), чья эстетическая гармония рухнула в годы Первой мировой войны. Реальные же процессы социального распада подрывают и позиции самого модернизма, беспощадной критике они подвергаются в культуре авангарда. Тем не менее, при всем этом противостоянии модернистское искусство, остается главным истоком художественного авангарда (разнообразно предвосхищенного в творчестве мастеров постимпрессионизма), позднее не раз (прежде всего, в ар деко) образуя с ним устойчивый синтез. ПОП-АРТ (англ. pop art, сокр. от popular art — общедоступное искусство), модернистское художественное течение, возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в США и Великобритании. Отказываясь от обычных методов живописи и скульптуры, поп-арт культивирует якобы случайное, часто парадоксальное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы и т. д.). ПОСТМОДЕРНИЗМ в архитектуре и изобразительном искусстве, совокупность тенденций в художественной культуре второй половины 20 в., связанных с радикальной переоценкой ценностей авангардизма. Утопические устремления прежнего авангарда сменились более самокритичным отношением искусства к самому себе, война с традицией — сосуществованием с ней, принципиальным стилистическим плюрализмом. Постмодернизм, отвергая рационализм «интернационального стиля», обратился к наглядным цитатам из истории искусства, к неповторимым особенностям окружающего пейзажа, сочетая все это с новейшими достижениями строительной технологии. Изобразительное творчество постмодернизма (ранним рубежом которого стал поп-арт) провозгласило лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. ПОСТМОДЕРНИЗМ (постмодерн, поставангард) (от лат. post — «после» и модернизм), совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда. Отвергнув возможность утопического преобразования жизни с помощью искусства, представители постмодернизма приняли бытие таким, как оно есть и, сделав искусство предельно открытым, наполнили его не имитациями или деформациями жизни, но фрагментами реального жизненного процесса. Последний здесь обычно лишь критически корректируется, а не преображается целиком в нечто новое и невиданное. (Нередко данное понятие применяют расширительно, называя «постмодернистской» все последние десятилетия 20 века в целом, с их новой, то есть компьютерной, научно-технической революцией, распадом социалистической системы и т. д.). В своем принципиальном антиутопизме постмодерн отказывается от подмены искусства философией, религией или политикой (не отказываясь, однако, от разнообразных видов художественного экспресс-анализа всех этих сфер культуры). Восстановление чистоты и автономии творчества влечет за собой усиление его независимой, по-своему «постидеологической» (то есть свободной) социальной чувствительности. Отдельные предвестия постмодернизма не раз возникали в среде прежнего авангарда (например, в дадаизме), но первым этапным стилистическим рубежом явился постмодернизм в архитектуре (который противопоставил чистому функционализму разнообразные иронические диалоги с традицией), а также поп-арт. Здесь, а также, несколько позднее, в видео-арте и фотореализме были сняты все остатки прежних эстетических табу, все разграничения между «высоким» и «низким», привычно прекрасным и привычно безобразным. Старые средства выражения (то есть традиционные виды живописи, графики, ваяния и т. д.) вошли в беспрецедентно плотное общение с новыми техническими средствами творчества (помимо фотографии и кинематографа, видеозапись, электронные звуко-, свето- и цветотехника), проявившись прежде всего в поп-арте и кинетизме. Этот электронно-эстетический синтез достиг особой сложности в «виртуальных образах» компьютерных устройств последнего поколения. Искусство хэппенинга обновило взаимосвязь изобразительных искусств с театром. Наконец, концептуальное искусство как важнейший наряду с поп-артом этап постмодерна, представ творчеством «чистых» идей, открыло новые возможности диалога зрительных и словесных форм художественной культуры. В отношении к стилям прошлого установилась принципиально полистилистическая или исторически-многомерная позиция: архаическая древность и суперсовременность, сосуществуют здесь непринужденно, например, хай-тек в архитектуре и дизайне соседствует с нарочито «варварской» или «первобытной» живописью «новых диких». В отличие от прежнего неприятия или практики случайных контактов с массовой культурой искусство поставангарда активно вступает в нее, иронически ее переосмысляя и давая ей опережающие задания в сфере моды, музыки, танца, рекламы. Так складывается единая, пульсирующая художественная среда, где прежние понятия «элитарного» и «массового» теряют всякий смысл. Новации постмодернизма отмечены сильным влиянием философии структурализма и «новой критики» (Р. Барт, Ж. Деррида, М. Фуко, Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, философское наследие М. М. Бахтина и др.); критическое умозрение становится теперь едва ли не самой влиятельной формой литературного письма. Российский постмодерн, сложившийся в условиях «неофициального искусства», порождает направления, параллельные западным; самобытным его стилистическим ответвлением явился соц-арт, ставший воистину массовым в период перестройки. СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную», или трансцендентную, Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В России символизм нередко мыслился как «жизнетворчество» — сакральное действо, выходящее за пределы искусства. Основные представители символизма в литературе — П. Верлен, П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А. А. Блок, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве: Э. Мунк, Г. Моро, М. К. Чюрленис, М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов; близко к символизму творчество П. Гогена и мастеров группы «Наби», графика О. Бердсли, работы многих мастеров стиля модерн. СОЦ-АРТ, направление в российском изобразительном искусстве последней четверти 20 в. В его названии понятие социалистического реализма было иронически соединено с поп-артом. Сложившийся в «неофициальном искусстве» начала 1970-х гг., соц-арт высмеивает расхожие мотивы советской политической агитации. Как и для поп-арта, для него характерно пародийно-разоблачительное отношение и к образам массовой культуры в целом. Среди его представителей — В. А. Комар и А. Д. Меламид (основоположники направления), Г. Д. Брускин, А. С. Косолапов, Л. П. Соков. Близки ему многие образы Э. В. Булатова. Широко войдя в российскую зрительную культуру конца века, он стал своеобразным «стилем перестройки». ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio — выражение), направление в литературе и искусстве 1-й четв. 20 в., провозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение — главной целью искусства. Стремление к «экспрессии», обостренному самовыражению, напряженности эмоций, гротескной изломанности, иррациональности образов, наиболее ярко проявилось в культуре Германии и Австрии (писатели Г. Кайзер, В. Газенклевер в Германии, Ф. Верфель в Австрии, художники Э. Нольде, Ф. Марк, П. Клее в Германии, О. Кокошка в Австрии, австрийские композиторы А. Шенберг, А. Берг, немецкие кинорежиссеры Ф. В. Мурнау, Р. Вине, П. Лени). В рамках экспрессионизма возникли ранние образцы абстрактного искусства (В. В. Кандинский); у ряда художников, прежде всего немецких, экспрессионизм получил яркую антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Э. Барлах, Ж. Грос, О. Дикс) Супрематизм – разновидность абстрактного искусства, формалистическое течение в живописи начала XX в.; произведения супрематистов представляли собой комбинации цветных геометрических фигур или объемных форм; создана Казимиром Малевичем. Перформанс – (от англ. performance – исполнение, представление) – публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и неискусства, не требующее специальных профессиональных навыков и не претендующее на долговечность. Один из ключевых феноменов искусства постмодернизма. Возник в 1970-х гг. Отличается от театра отсутствием пространственно-временных границ и ролей. Нацелен на расширение сознания публики, более активное включение ее в непосредственный творческий акт.
Рекомендуемая литература по этике: А) Основная литература 1. Гусейнов, А.А., Апресян, Р.Г. Этика: учеб.пос.для вузов / А. А.Гусейнов, Р.Г.Апресян; – М.: Гардарики, 1998. – 472 с. 2. Беляева, Е.В. Этика: Курс лекций. 2-е издание/Беляева Е.В. ‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 67 с. 3. Зеленкова, И.Л., Беляева, Е.В. Этика: учеб.пос.для вузов / И.Л. Зеленкова, Е.В.Беляева; – Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1997. – 320 с. 4. Каменская, Е.Н. Этика. Эстетика: конспект лекций / Е.Н. Каменская; – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 256 с. (Серия «Зачет и экзамен»). 5. Словарь по этике. / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона; – Изд. 6-е, – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 6. Этика: Учебник / Под общей редакцией А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 2004. – 496 с. 7. Этическая мысль: Науч. – публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А.А.Гусейнова. – М.: Республика, 1992. – 446 с. 8. Тимофеев, М. И. Деловое общение: учеб. пособие /М. И. Тимофеев; – М.: Издательство РИОР, 2004. – 125 с. Б) Дополнительная литература по этике:
9. Анчел Ева. Этос и история. / Ева Анчел: Пер. с венг. М.А.Хевеши. – М.: Мысль, 1988. – 126 с. 10. Бертон, Р. Анатомия меланхолии // Культурология: учеб. пос. / Под ред. Г.В. Драча. – Ростов н/Д., 1995. – С.499-516. 11. Брагина, Л. М. Итальянский гуманизм. Этические учения Х1V– ХV веков. Учеб. Пособие./ Л. М. Брагина. – М.: «Высшая школа», 1977. – 254 с. 12. Биомедицинская этика: Учеб. Пособие / Т. В. Мишаткина, Э. А. Фонотова, С. Д. Денисов, Я. С. Яскевич и др.; Под общ. Ред. Т. В. Мишаткиной, С. Д. Денисова, Я. С. Яскевич. – Мн., 2003. – 320 с. 13. Гиро Поль Быт и нравы древних римлян. / Поль Гиро. – Смоленск: Русич, 2000. – 576 с. илл. – («Популярная история»). 14. Гуревич, П. С. Философский словарь. /П. С. Гуревич, – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с. 15. Гусейнов А. А. Великие моралисты. / А. А. Гусейнов. – М., Республика, 1995. – 351 с.: ил. 16. Гусейнов А. А.. Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987. 17. Иванов, В. Г. История этики древнего мира. / Оформление обложки А. Олексеенко, С. Шапиро. – СПб.: Издательство Лань, 1997. – 256 с. 18. Живая этика: Избранное /Сост. М. Ю. Ключниковой. –.М.: Республика, 1992. – 414 с.:ил. 19. Кормер, В. Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура. / В. Ф. Кормер, – М.: «Традиция», 1997. – 288 с. 20. Ломброзо Ц. Гениальность и помешательство. / Ц. Ломброзо. – Репринтное воспроизведение издания Ф. Павленкова. «С-Петербург». – М.: Издательство ТПО ТАМП1992. – 253 с. 21. Михалькевич, Г. Н. Этикет международного общения: Учеб. Пособие / Г. Н. Михалькевич. – Мн.: Книжный Дом, 2004. – 272 с. 22. Пиз Аллан Язык телодвижений Текст / Аллан Пиз – Н.Новгород «Ай Кью», 1991. – 262 с. 23. Разин, А. В. Этика: история и теория. Учебное пособие для вузов. / А. В. Разин. – М.: Академический Проект, 2002. – 496 с. 24. Рассел, Б. Эссе: высшая добродетель угнетенных. Кошмарный сон Сталина. Люди и насекомые: / Б.Рассел, предисловие и перевод Яковлева А.А. // Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И.Мудрагей, В.И.Усанов. – М.: Политиздат,1990. – с. 414-424. 25. Скрипник, А. П. Моральное зло а истории этики и культуры. / А. П. Скрипник. – М.: Политиздат, 1992. – 351 с. 26. Сорокин П. А. Принципы и методы современной науки о нравственности. Нормативна ли наука этика и может ли она ею быть? // Этическая мысль. М.,1990. 27. Сумерки богов / Под ред. А. А Яковлева. – М.: Политиздат, 1990. – 398 с. 28. Троцкий, Л. Д. Их мораль и наша (Памяти Льва Седова): /.Л. Д. Троцкий //.Этическая мысль: Науч. – публицист. чтения. 1991 /.Общ. ред. А.А.Гусейнова. – М.: Республика, 1992. – С. 212–244. 29. Толстой, Л.Н. Не убий никого: / Л. Н.Толстой // Этическая мысль: Науч. – публицист. чтения. 1991 / Общ. ред. А. А. Гусейнова. – М.: Республика, 1992. – С. 154–167. 30. Фукс Эдуард. Иллюстрированная история нравов: Галантный век. / Фукс Эдуард: пер с нем. – М.: Республика, 1994. – 479 с.:ил. 31. Шопенгауэр А. Избранные произведения. /А. Шопенгауэр. Сост.,авт. Вступ. Ст. и прим. И. С. Нарский. – М.: Просвещение, 1992. – 479 с. 32. Этика. Учебно-методические материалы по курсу / Составитель Биштова Т. Р. – 2-е изд., перераб. и доп. – Майкоп: Редакционно-издательский отдел АГУ, 2003. –37 с. 33. Этикет в вопросах и ответах / Авторы-составители: Амелин Ю. Н., Амелин М. Ю. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2001. – 320 с. 34. Эфроимсон, В. П., Изюмова Е. А., На что мы надеемся, или нужно ли растить гениев?// В. П. Эфроимсон, Е. А. Изюмова Квинтэссенция: Философский альманах [В сб. в целом: сост.: В. И. Мудрагей, В. И. Усанов]. – М.: Политиздат,1990. – С. 18-39. А) Основная литература по эстетике:
1. Бореев, Ю. Б. Эстетика. / Ю. Б. Бореев. – М.: Политиздат, 1988. – 498 с.: ил. 2. Дивненко, О. В. Эстетика: Уч.-метод. пособие; /О.В.Дивненко; – М.: Издательский центр «Аз», 1995. – 280 с. 3. Каменская, Е. Н. Этика. Эстетика: конспект лекций; / Е.Н. Каменская; – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. – 256 с. (Серия «Зачет и экзамен»). 4. Эстетика: Словарь: / Под общ. Ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с. 5. Эстетика: Учеб. Пособие: /В. В. Бычков. – М.: Гардарики, 2004. 6. Эстетика: Учеб. пособие/ Л. А. Никитич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 7. Эстетика: Учеб. пособие/ Е. Г. Яковлев – М.: Гардарики, 2004. – 464 с. Б) Дополнительная литература по эстетике:
8. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного искусства. / В. П., Алексеев, А. И. Першиц. – М.,1990. – с.249. 9. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика: пер с фр. / Сост., общ. Ред. и вступ. Сл. Г. К. Косикова. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с. 10. Брожик, В. Эстетика на каждый день. / Пер. со словац. С. Д. Баранниковой. – М., «Знание», 1991. – 208 с. 11. Вазари Джорджо Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. / Джорджо Вазари. – СПб., ТО «Пальмира», 1992. – 472 с. илл.69. 12. Галинская, И. Л. Постмодернизм: pro et contra / И.Л. Галинская // Культурология: дайджест / РАН ИНИОН. Центр гуманит.науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. – М., 2004. – №2. – С. 36-40. 13. Гулыга, А. В. Что такое эстетика?: Кн. для учащихся; / А.В. Гулыга. – М.: Просвещение,1987. – 173 с.: ил. 14. Гуревич, П.С.. Философский словарь. / П. С. Гуревич. – М.: Олимп; ООО «Издательство АСТ», 1997. – 320 с. 15. Дедюлина, М. А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». /М. А Дедюлина. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 136 с. 16. Демцов, В.Л. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? // Вопросы философии. – 1996. – № 11. 17. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 3 выпусках. М., 1987. 18. Зыбайлов Л., Шапинский В. Постмодернизм. М., 1993. 19. Каган, М.С. Эстетика как философская наука./ М.С.Каган – СПб., 1997. с.242. 20. Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда / Сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. – М.: ТПФ «Союзтеатр», 1992. – 288 с. 21. Карасев, Л. В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: Философский альманах / Сост.: В.И.Мудрагей, В.И.Усанов. – М.: Политиздат,1990. – с. 341-370. 22. Кормер В. Ф. Двойное сознание интеллигенции и псевдо-культура. / В.Ф. Кормер. – М.: «Традиция», 1997. – 288 с. 23. Лихвар, В. Д. Культурология. / В. Д. Лихвар, Д. Е. Погорелый, Е. А. Подольская. – М.: Эксмо, 2008. – 416 с. – (Библиотека словарей. Общественно-гуманитарные науки). 24. Лукьянов, Б., В мире эстетики: кн. для учащихся / Б. Лукьянов – Изд. 2-е перераб. и доп – М.: Просвещение,1988.- – 272 с.; ил. 25. Ортега – и – Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. 26. Петкова, С. М. Справочник по мировой культуре и искусству; / С. М. Петкова. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008. – 506 с.: ил. – (Высшее образование). 27. Порталь, Ф. Символика цвета от античности до Нового времени /Н. В. Серов Античный хроматизм. СПб., 1995. 28. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве. СПб., 1993. 29. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов. Модификационный цветовой тест Люшера. М., 1990. 30. Столович, Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстет. аксиологии. / Л. Н. Столович. – М., Республика, 1994. – 464 с. 31. Столович, Л. Н. Философия красоты. / Л. Н. Столович. – М., Политиздат, 1978. – 118 с. 32. Тайлор Э. Б. Первобытная культура: пер. с англ. / Э. Б. Тайлор. – М., Политиздат, 1989. – 573 с. 33. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общая редакция и послесл. Г. М. Тавризян. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. – 464 с. 34. Хорунженко, К.М. Культурология: Энциклопедический словарь /К. М. Хорунженко. – Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. – 640 с. 35. Юнг, К.Г. Различие восточного и западного мышления //Философские науки. – 1988. – № 10. – С. 92-103. 36. Янковская, Татьяна. Культура шока и скандала: к вопросу о влиянии дегуманизации культуры на общество / Т. Янковская // Нева.– 2008. – №5. – С. 190-203.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 4321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |