Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения и оценки результатов инвентаризации

Инвентаризацию проводит созданная приказом руководителя пред­приятия постоянно действующая инвентаризационная комиссия, обязательным членом которой является работник бухгалтерии. В состав инвентаризационной комиссии включаются компетентные представители администрации и узкие специалисты (механики, энергетики и др.). Ко­миссия работает в полном составе, поскольку законодательство рас­сматривает отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации как основание для признания ее результатов недействительными.

11еред началом инвентаризации члены комиссии должны убедитьсяв том, что все документы по инвентаризируемым объектам учета обработаны, сгруппированы и записаны на счетах бухгалтерского учета, а и учетных регистрах исчислены необходимые сальдо, которые подле­жат инвентаризации.

Если материально-ответственное лицо имеет документы, не переданные в бухгалтерию по различным причинам, то они проверяются Комиссией, принимаются к учету и служат основанием для корректи­ровки сальдо имущества на дату инвентаризации по учетным данным. Факт сдачи документов удостоверяется расписками (типовой формы) материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации in с расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, все ценности, принятые ими к материальной ответственности, оприходованы, а выбывшие - списаны с бухгалтерского учета.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учет­ных сальдо финансовых требований и обязательств записываются в инвентаризационные описи (ведомости) или акты инвентаризации. Фактическое наличие имущества в натуральных и денежных единицах определяется путем физического подсчета, взвешивания, обмера. Эта процедура обязательно проводится при личном участии материально ответственных лиц. Опись подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом и завершается распиской (по типовой форме) материально-ответственного лица, подтверждающей его личное участие в проведенной инвентаризации и отсутствие к членам комиссии каких-либо претензий, относящихся к процедуре инвентаризации.

Данные о фактическом наличии имущества сличают с данными аналитического учета; выявленные при этом результаты инвентаризации (расхождения между ними) оформляются в специальных документах - сличительных ведомостях типовой формы.

Для оформления результатов инвентаризации комиссией используются унифицированные формы документации: «Инвентаризационная опись основных средств»; «Инвентаризационная опись товарно - материальных ценностей»; «Акт инвентаризации денежных средств»; «Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами»; «Сличительная ведомость инвентаризации основных средств»; «Сличительная ведомость инвентаризации товарно-материальных ценностей»; «Ведомость учета результатом, выявленных инвентаризацией» и др. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов учета регистрируется в натуральных и стоимостных измерителях.

Для оформления результатов инвентаризации могут применяться регистры, в которых показатели инвентаризационных описей совмещаются сданными сличительных ведомостей. По всем фактам расхождения учетных и инвентаризационных данных материально-ответственное лицо обязано представить комиссии объяснения. Результаты инвентаризации хозяйственных средств и обязательств, как уже было сказано, принимаются к бухгалтерскому учету и включаются в финансовую отчетность. Общая схема инвентаризации представлена на рис. 5.10.

Стоимость излишков основных средств, нематериальных активов, ценных бумаг, оборотного имущества (кроме денежных средств) согласно действующему законодательству и учетным стандартам оценивается по рыночной стоимости.

По амортизируемому имуществу необходимо определить срок по­лезного использования с учетом действительного или предполагаемо­го начала эксплуатации указанных активов. Полученная стоимость из­лишков зачисляется в состав внереализационного (полученного не от производственной деятельности) дохода, что предусмотрено Феде­ральным законом «О бухгалтерском учете». Излишки кассовой налич­ности также принимаются к учету, на их сумму увеличиваются внереализационные доходы.

Что касается недостач имущества, то инвентаризационная комис­сия должна сначала определить ущерб в пределах и сверх норм естественной убыли, а затем - сверхнормативные недостачи, по которым можно или нельзя установить виновников нанесенного ущерба (необходимо отметить, что виновность работника следует доказать в суде, так как только суд определяет степень вины ответчика); последнее от носится и к фактам порчи и уничтожения имущества или иных зло употреблений, в результате чего предприятию наносится материальный ущерб, стоимость которого должна быть возмещена в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость недостач, а также похищенных, испорченных и уничтоженных активов определяется по их учетной стоимости, а по амортизируемому имуществу - по остаточной стоимости (учетная стоимость за минусом суммы накопленной амортизации на дату инвентаризации). Исковые суммы ущерба предъявляются виновникам по рыночной стоимо­сти, увеличенной на сумму судебных пошлин и издержек.

Учетная стоимость сырья, материалов, животных, на откорме, товаров, а также других активов, по которым действуют в установленном по рядке нормы естественной убыли (потери, обусловленные химическими, физическими качествами или условиями перевозок), в соответствии с ре­шением инвентаризационной комиссии относится на расходы по содер­жанию производства и управлению. При этом факт недостачи и другой убыли активов в пределах норм естественной убыли устанавливается только при условии выявления фактической недостачи.

 

 
 

 


Рис. 5.10. Общая схема инвентаризации и учета её результатов

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если результат зачета не компенсирует стоимость недостачи, по нормам естественной убыли она регулируется только по тому наиме­нованию ценностей, по которому установлена недостача.

Стоимость недостач активов, в том числе денежных средств, а так же испорченного, похищенного и уничтоженного в результате престу­пления имущества относится на счет виновных лиц. В тех случаях, когда виновные лица не установлены или во взыскании стоимости ущерба по их вине отказано судом, учетная стоимость имущества относится на внереализационные расходы.

Если суд признал ответчика (обвиняемого) виновным и присудил возместить истцу (предприятию) полную или частичную стоимость иска по нанесенному ущербу, взыскание производится согласно реше­нию суда или по исполнительному листу. Сумма, указанная в судебных документах к взысканию с ответчика в пользу истца, превышает учет­ную стоимость ущерба, поскольку иск удовлетворяется по рыночной стоимости, существенно превышающей учетную, с прибавлением уп­лаченных истцом сумм судебных пошлин и издержек. В этом случае положительная разница относится на доходы будущих периодов, а затем, по мере получения платежей по исполнительным документам, Присоединяется к внереализационным доходам.

В документах, принимаемых к бухгалтерскому учету, в случаях списания недостач и порчи сверх норм естественной убыли, хищений и уничтожения активов должны быть решения следственных или судеб­ных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ судебных органов во взыскании с виновных лиц. Указанные основания могут заменить заключения о неизбежности порчи ценностей, получен­ные от отдела технического контроля или соответствующих специали­зированных организаций (например, инспекций по качеству).

Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы. Осуществляется в порядке исключения и производится в рамках ме­жинвентаризационного периода только по товарно-материальным ценностям, имеющим одинаковое наименование, и в равновеликих количествах. Опричинах пересортицы материально ответственное лицо представляет комиссии подробное письменное объяснение. Если Конкретных виновников причин пересортицы установить не удалось, тосуммовые разницы от нее рассматриваются как недостачи сверх Норм естественной убыли и включаются в отчет о прибылях и убытках как внереализационные расходы.

При проведении инвентаризации дебиторской и кредиторской за­ниженноти необходимо обратить внимание на срок исковой давности, который установлен Гражданским кодексом РФ (как правило, он составляет три года от даты первичной документации на указанную задолженность).

Если дебиторская и кредиторская задолженность числится более трех лет, то на дату проведения инвентаризации она относится на внереализационные доходы (кредиторская) или расходы (дебиторская) и продолжает учитываться на забалансовых счетах в пределах пяти лет, если за это время не произойдут какие-либо изменения.

Результаты инвентаризации должны быть оформлены бухгалтерскими проводками в том месяце, когда закончилась инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовом финансовом отчете.

Вопросы для самоконтроля

1. Объясните сущность и значение инвентаризации.

2. Приведите примеры видов инвентаризации

3. В каких случаях проводят обязательную инвентаризацию?

4. Объясните схему проведения инвентаризации

5. Как в бухгалтерском учете учитываются излишки?

6. Как в бухгалтерском учете учитываются недостачи?

7. При отказе судом о взыскании недостачи с виновного лица как её надо списать организации?

8. Какими документами оформляется инвентаризация?

9. Кто назначает комиссию по проведению инвентаризации?

10. В какой срок должны быть оформлены бухгалтерскими проводками результаты инвентаризации?

 

 

Раздел 6. ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ УЧЕТНОЙ НФОРМАЦИИ

Тема 6.1. Учетные регистры (2 часа)

 

Вопросы:

1. Понятие и классификация учетных регистров

2. Виды и порядок бухгалтерских записей в учетных регистрах

Понятие и классификация учетных регистров.

Информация, оформленная в учетных документах, обрабатывает­ся путем регистрации, оценки и группировки однородных учетных показателей. Результативные данные записываются вручную или с помощью технических средств в учетные регистры.

Учетные регистры - отдельные листы, ведомости, карточки, журналы, книги, машинограммы, машинные ленты, диски, диске­ты и другие машинные носители, имеющие правовой статус, в каж­дом из которых группируются однородные учетные данные для со­ставления бухгалтерских проводок.

Регистрация хозяйственных фактов в учетных регистрах является наиболее ответственным этапом учетной работы. В них группируются и систематизируются на счетах синтетического и аналитического учета данные о состоянии и движении хозяйственных средств и источников, используемые для составления финансовой отчетности.

В условиях автоматизированного ведения бухгалтерского учета ре­зультатная информация может формироваться в виде выходных доку­ментов на машинных носителях. Формы учетных регистров и методи­ка записей в них регламентируется соответствующими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета. Информация о хозяй­ственных фактах, имевших место в определенном отчетном периоде (месяце, квартале, полугодии, за год), из учетных регистров перено­сится в установленном порядке в финансовую отчетность.

 

 

 

 


Рис. 6.1. Классификация учетных регистров бухгалтерского учета

Обобщенная классификация учетных регистров приведена на рис. 6.1

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документооборот. Документооборот - устанавливаемый хозяйствующим субъектом официальный порядок прохождения каждого документа по информа­ционной цепочке между его инициаторами | Виды и порядок бухгалтерских записей в учетных регистрах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2659; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.