КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование кадрового резерва
Работа с резервом, как и многие другие технологии кадровой работы, является комплексной. Продвижение по службе определяется не только личными качествами работника (образование, квалификация, отношение к работе, система внутренних мотиваций), но и объективными.[89] Среди объективных условий выделяются следующие: · высшая точка карьеры – высший пост, существующий в конкретной рассматриваемой организации; · длина карьеры – количество позиций на пути от первой позиции, занимаемой индивидуумом в организации, до высшей точки; · показатель уровня позиции – отношение числа лиц, занятых на следующем иерархическом уровне, где находится индивидуум в данный момент своей карьеры; · показатель потенциальной мобильности – отношение (в некоторый определенный период времени) числа вакансий на следующем иерархическом уровне к числу лиц, занятых на том иерархическом уровне, где находится индивидуум.
Кадровый резерв – это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к управленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, прошедшие отбор и систематическую целевую квалификационную подготовку.[90]
По виду деятельности Т.Ю.Базаров в своей книге «Управление персоналом» выделяет резерв развития и резерв функционирования: Резерв развития – это группа специалистов и руководителей, готовящихся к работе в рамках новых направлений (при диверсификации производства, разработке новых товаров и технологий). Резерв функционирования – группа специалистов и руководителей, которые должны в будущем обеспечить эффективное функционирование организации. Планирование кадрового резерва имеет целью спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия. Оно требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. При формировании кадрового резерва важно учитывать следующие принципы: · принцип актуальности резерва предполагает учет реальной потребности в замещении должностей; резерв на должности должен формироваться из расчета, что сотрудники, зачисленные в него, имеют реальный шанс продвинуться. · принцип соответствия кандидата должности и типу резерва говорит о необходимости учитывать требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности. · принцип перспективности кандидата включает несколько требований, в их числе: ориентация на профессиональный рост, требования к образованию, возрастной уровень, стаж работы в должности и динамичность карьеры в целом, состояние здоровья. При отборе кандидатов в резерв для конкретных должностей надо учитывать не только общие, но и профессиональные требования, которым должен отвечать руководитель того или иного подразделения, а также специфику требований к личности кандидата, основанную на анализе ситуации в подразделении, типу организационной культуры и т.д. Основными критериями при подборе кандидатов в резерв являются: * соответствующий уровень образования и профессиональной подготовки; * опыт практической работы с людьми; * организаторские способности; * личностные качества; * состояние здоровья, возраст. Источниками формирования кадрового резерва можно выделить следующие: квалифицированные специалисты; заместители руководителей подразделений; руководители нижнего уровня; дипломированные специалисты, занятые на производстве в качестве рабочих. Первым уровнем базы резерва кадров являются все специалисты организации, следующим уровнем – заместители руководителей различного ранга. Основную базу резерва составляют руководители различных рангов. Работа с кадровым резервом в отечественных организациях имеет богатый опыт. Рассмотрим, как она конкретно проводится в организациях. По мнению Т.Ю.Базарова, работа с резервом имеет две стадии. Первая стадия – анализ потребности в резерве. До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы: · прогноз изменения структуры аппарата; · совершенствование продвижения работников по службе; · определение степени обеспеченности резервом номенклатурных должностей; · определение степени насыщенности резерва по каждой должности или группе одинаковых должностей (сколько кандидатур из резерва приходится на каждую должность или их группу). Итогом выполнения указанных работ является определение текущей и перспективной потребности в резерве. Оптимальная численность резерва кадров рассчитывается следующим образом: · выявляется потребность предприятия в кадрах управления на ближайшую или более длительную перспективу (до 5 лет); · определяется фактическая численность подготовленного в данный момент резерва каждого уровня независимо от того, где проходил подготовку тот или иной работник, зачисленный в резерв; · определяется примерный процент выбытия из резерва кадров отдельных работников, например из-за невыполнения индивидуальной программы подготовки; · определяется число руководящих работников, высвобождающихся в результате изменения структуры управления, которые могут быть использованы для руководящей деятельности на других участках. Эти вопросы решаются до формирования кадрового резерва и корректируются в течение всего периода работы с ним. Для дальнейшего совершенствования работы по формированию резерва при составлении списков резерва необходимо: · определить категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения; · предусмотреть возможность подбора заместителей группы руководителей. При подборе кандидатов в резерв заместителей руководителей определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам; · определить персональную ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. Вторая стадия – формирование и составление списка резерва: · формирование списка кандидатов в резерв; · создание резерва на конкретные должности. В процессе формирования резерва следует определить: · кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв; · кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить; · какую форму подготовки применить к каждому кандидату с учетом его индивидуальных особенностей и перспективы использования на руководящей должности. При формировании резерва конкретных должностей необходимо решить две главные задачи: оценить кандидатов в резерв, сравнить качества кандидатов с требованиями должностей в зависимости от участков работы, на которые кандидаты в резерв предлагаются. Среди методов формирования списка резерва следует выделить: · анализ документальных данных – отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации работников и других документов; · интервью (собеседование) по специально составленному плану или вопроснику, либо без определенного плана для выявления интересующих требований (стремлений, потребностей, мотивов поведения); · наблюдение поведения работника в различных ситуациях (на производстве, в быту и т.д.) · оценка результатов трудовой деятельности – производительности труда, качества выполняемой работы, показателей выполнения заданий руководимым подразделением за период, который наиболее характерен для оценки для деятельности руководителя; · метод заданной группировки работников. Когда под заданные требования к должности подбирается кандидат или под заданную структуру рабочей группы подбираются конкретные люди. В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов. При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы: · требования к должности, описание и оценка рабочего места, оценка производительности труда; · профессиональная характеристика специалиста, необходимого для успешной работы в соответствующей должности; перечень должностей, занимая которые, работник может стать кандидатом на резервируемую должность; предельные ограничения критериев (образование, возраст, стаж работы и т.п.) подбора кандидатов на соответствующие должности; результаты оценки формальных требований и индивидуальных особенностей кандидатов на резервируемую должность; * значение приоритетов кандидатов в резерв; · выводы и рекомендации последней аттестации; · мнение руководителей и специалистов смежных подразделений, совета трудового коллектива; · результаты оценки потенциала кандидата (возможный уровень руководства, способность к обучению, умение быстро овладевать теорией и практическими навыками). Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка по результатам оценки и сравнения кандидатов. После того как списки кандидатов сформированы и откорректированы, необходимо провести процесс подготовки кандидатов. В процесс подготовки входят следующие этапы: * индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего руководителя; * стажировка в должности на своем и другом предприятии; · учеба в институте повышения квалификации в зависимости от планируемой должности. Для подготовки резерва разрабатываются специальные программы, которые затем утверждаются руководством организации. После того как программы запущены в действие необходима процедура контроля за исполнением этих программ. Рассмотрев две составляющие системы развития персонала – профессиональное обучение и кадровый резерв, мы с вами приблизились к немаловажной проблеме – развитие карьеры.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |