Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лидерство и руководство в группе




Социальная власть в группе реализуется через феномен лидерства и руководства.

Лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других (неформальное влияние).

Лидер – это человек, который ведет за собой, это лицо, имеющее авторитет и право на влияние и оценку. Лидер - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе.

Руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления-подчинения (формальное влияние).

Руководитель - это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, он осуществляет социальное управление и влияние на основе властных, правовых полномочий и норм. Каждый руководитель должен стремиться соединить в себе качества лидера и официальные функции. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Эффективный руководитель должен иметь не только авторитет власти (формальной), но и власть своего авторитета.

Существует много различных концепций лидерства, например:

1. Теория великого человека: лидерами рождаются, а не становятся; либо это в вас заложено, либо нет.

2. Теория отличительных особенностей: лидеры отличаются от других.

3. Ситуативный подход: ситуация определит, кто будет лидером.

4. Функциональный подход: лидерство существует в группе, когда различные рабочие функции соответствующим образом распределяются членами группы.

5. Концепция умений: лидерство состоит из ряда специфических отношений и линий поведения. Этому можно научиться.

6. Концепция дара: лидерство является даром.

Меру авторитетности руководителя, лидера определяет ряд его психологических характеристик: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал, ценности личности и наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем.

Стиль управления – это система приемов воздействия на подчиненных (авторитарный, демократический, попустительский и др.).

По отношению стилям управления и лидерства существует интегративный подход. Он предлагает континуум, т.е. линию поведения лидера от стратегии, сосредоточенной на лидере, к стратегии, сосредоточенной на группе. На выбор стиля лидера влияет ряд факторов:

1. Личные качества лидера:

· система ценностей - какими он видит власть и положение;

· лидерские наклонности (склонность к определенным стилям руководства);

· спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах;

· оценка своей компетентности и компетентности своей команды.

2. Групповые:

· потребность в зависимости или независимости;

· готовность взять на себя ответственность;

· интерес к проблеме;

· понимание целей группы и осознание своей причастности к ним;

· знания и опыт в решении подобных задач;

· терпимость к неопределенности и потребность в конкретности;

· ожидания.

3. Ситуативные:

· тип группы: ее зрелость, определяющая ценности, традиции, размер, цели и т.д.;

· природа задач: их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.;

· временные рамки.

Лидер постоянной группы должен также определиться с долговременными целями, относящимися к морали и климату в группе, мотивации, индивидуальному развитию членов своей команды и т.д.

Единственно правильного стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер - это тот, кто в состоянии оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации. Настоящий лидер постоянной группы при выборе своего стиля руководства рассматривает долговременные цели и в любой ситуации действует как можно ближе к ориентированному на подчиненных концу континуума. При любом стиле руководства лидер пытается достичь высоких результатов в избранной им деятельности. Он добивается успеха благодаря другим людям. Мотивацией им служит удовлетворение основных психологических потребностей. Лидер должен установить такие рамки качественного исполнения работы, которые не должны быть субъективными и с которыми согласятся все члены группы. Для этого он должен обладать определенными качествами и умениями.

Качества и умения, которыми должен обладать лидер, руководитель:

· Профессиональная компетентность. Знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи.

· Порядочность. Честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам.

· Личная организованность. Собранность, умение упорядочить свою деятельность.

· Дальновидность, проницательность. Способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений.

· Трудолюбие. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. Стремление каждое дело выполнять наилучшим образом.

· Предприимчивость. Способность к самостоятельным, активным действиям. Проявление находчивости, практичности, изобретательности.

· Надежность. Единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний.

· Аналитичность ума. Умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное.

· Коллегиальность. Умение делегировать свои права заместителям, поддерживать и развивать инициативу и активность подчиненных.

· Интуиция. Способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление.

· Лидерство. Способность оказывать влияние на дела в коллективе, мобилизовать его на достижение поставленной цели, регулировать взаимоотношения в коллективе.

· Человечность. Чуткость, внимательность к людям, уважение их мнения, их достоинства.

· Самостоятельность. Способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе, без посторонней помощи или руководства.

· Решительность. Смелость в принятии решений, способность принимать решения быстро и, не колеблясь, приводить их в исполнение.

· Волевая устойчивость. Устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение.

· Энергичность. Способность к длительному сохранению высокой активности.

· Нравственная устойчивость. Устойчивость к искушению наживой, коммерческим риском и т. п.

· Новаторство. Умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения.

· Выдержанность, уравновешенность. Умение владеть своими чувствами, ровность в поведении.

· Коммуникабельность. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника.

· Готовность памяти. Способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал.

· Настойчивость. Упорство в преодолении возникающих трудностей.

· Самокритичность. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, критически осмысливать свои действия.

· Склонность к риску. Способность идти навстречу опасности.

· Уверенность в себе. Внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений.

· Рационализм. Умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения.

· Терпимость к взглядам и мнениям других. Умение понять чужие взгляды, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Умение прощать другим их ошибки и заблуждения.

· Дисциплинированность. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. Высокая нормативность поведения.

· Широкий кругозор. Знания, выходящие за рамки профессии.

· Эмпатия. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.