КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лидерство и руководство в группе
Социальная власть в группе реализуется через феномен лидерства и руководства. Лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения определенных членов группы, подразумевает спонтанно возникающее внутри группы психологическое влияние одного члена группы на других (неформальное влияние). Лидер – это человек, который ведет за собой, это лицо, имеющее авторитет и право на влияние и оценку. Лидер - это человек, который объединяет, направляет действия всей группы, принимающей и поддерживающей его действия. Это человек, за которым группа людей признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в этой группе. Руководство является социальной характеристикой отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления-подчинения (формальное влияние). Руководитель - это лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности, он осуществляет социальное управление и влияние на основе властных, правовых полномочий и норм. Каждый руководитель должен стремиться соединить в себе качества лидера и официальные функции. Основным инструментом психологического влияния руководителя на группу является его авторитет. Эффективный руководитель должен иметь не только авторитет власти (формальной), но и власть своего авторитета. Существует много различных концепций лидерства, например: 1. Теория великого человека: лидерами рождаются, а не становятся; либо это в вас заложено, либо нет. 2. Теория отличительных особенностей: лидеры отличаются от других. 3. Ситуативный подход: ситуация определит, кто будет лидером. 4. Функциональный подход: лидерство существует в группе, когда различные рабочие функции соответствующим образом распределяются членами группы. 5. Концепция умений: лидерство состоит из ряда специфических отношений и линий поведения. Этому можно научиться. 6. Концепция дара: лидерство является даром. Меру авторитетности руководителя, лидера определяет ряд его психологических характеристик: личностные особенности, организаторский и мотивационный потенциал, ценности личности и наиболее существенный фактор – стиль управления, реализуемый руководителем. Стиль управления – это система приемов воздействия на подчиненных (авторитарный, демократический, попустительский и др.). По отношению стилям управления и лидерства существует интегративный подход. Он предлагает континуум, т.е. линию поведения лидера от стратегии, сосредоточенной на лидере, к стратегии, сосредоточенной на группе. На выбор стиля лидера влияет ряд факторов: 1. Личные качества лидера: · система ценностей - какими он видит власть и положение; · лидерские наклонности (склонность к определенным стилям руководства); · спокойное отношение к аморфным ситуациям, сохранение уверенности в неопределенных обстоятельствах; · оценка своей компетентности и компетентности своей команды. 2. Групповые: · потребность в зависимости или независимости; · готовность взять на себя ответственность; · интерес к проблеме; · понимание целей группы и осознание своей причастности к ним; · знания и опыт в решении подобных задач; · терпимость к неопределенности и потребность в конкретности; · ожидания. 3. Ситуативные: · тип группы: ее зрелость, определяющая ценности, традиции, размер, цели и т.д.; · природа задач: их сложность, необходимость опыта при их решении, потребность в творческом подходе к их решению и т.д.; · временные рамки. Лидер постоянной группы должен также определиться с долговременными целями, относящимися к морали и климату в группе, мотивации, индивидуальному развитию членов своей команды и т.д. Единственно правильного стиля поведения лидера не существует. Действенный лидер - это тот, кто в состоянии оценить различные факторы, влияющие на его поведение в определенной ситуации. Он может комфортно чувствовать себя и эффективно действовать на протяжении всего континуума лидерского стиля, т.е. может модифицировать этот стиль, чтобы соответствовать требованиям ситуации. Настоящий лидер постоянной группы при выборе своего стиля руководства рассматривает долговременные цели и в любой ситуации действует как можно ближе к ориентированному на подчиненных концу континуума. При любом стиле руководства лидер пытается достичь высоких результатов в избранной им деятельности. Он добивается успеха благодаря другим людям. Мотивацией им служит удовлетворение основных психологических потребностей. Лидер должен установить такие рамки качественного исполнения работы, которые не должны быть субъективными и с которыми согласятся все члены группы. Для этого он должен обладать определенными качествами и умениями. Качества и умения, которыми должен обладать лидер, руководитель: · Профессиональная компетентность. Знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи. · Порядочность. Честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам. · Личная организованность. Собранность, умение упорядочить свою деятельность. · Дальновидность, проницательность. Способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений. · Трудолюбие. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. Стремление каждое дело выполнять наилучшим образом. · Предприимчивость. Способность к самостоятельным, активным действиям. Проявление находчивости, практичности, изобретательности. · Надежность. Единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний. · Аналитичность ума. Умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное. · Коллегиальность. Умение делегировать свои права заместителям, поддерживать и развивать инициативу и активность подчиненных. · Интуиция. Способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление. · Лидерство. Способность оказывать влияние на дела в коллективе, мобилизовать его на достижение поставленной цели, регулировать взаимоотношения в коллективе. · Человечность. Чуткость, внимательность к людям, уважение их мнения, их достоинства. · Самостоятельность. Способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе, без посторонней помощи или руководства. · Решительность. Смелость в принятии решений, способность принимать решения быстро и, не колеблясь, приводить их в исполнение. · Волевая устойчивость. Устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение. · Энергичность. Способность к длительному сохранению высокой активности. · Нравственная устойчивость. Устойчивость к искушению наживой, коммерческим риском и т. п. · Новаторство. Умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения. · Выдержанность, уравновешенность. Умение владеть своими чувствами, ровность в поведении. · Коммуникабельность. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника. · Готовность памяти. Способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал. · Настойчивость. Упорство в преодолении возникающих трудностей. · Самокритичность. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, критически осмысливать свои действия. · Склонность к риску. Способность идти навстречу опасности. · Уверенность в себе. Внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. · Рационализм. Умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. · Терпимость к взглядам и мнениям других. Умение понять чужие взгляды, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Умение прощать другим их ошибки и заблуждения. · Дисциплинированность. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. Высокая нормативность поведения. · Широкий кругозор. Знания, выходящие за рамки профессии. · Эмпатия. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |