Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика конфликта




Динамика и формы проявления конфликта

Какую ситуацию мы можем назвать конфликтом? На это отвечает так называемая теорема К.Томаса: если ситуации определяются как реальные, то они реальны по своим последствиям, т. е. конфликт становится реальностью тогда, когда он переживается как конфликт хотя бы одной из сторон.

Конфликт может быть:

1. адекватно понятый. Конфликтная ситуация объективна, стороны правильно оценивают существо реального конфликта, т. е. дают адекватную трактовку происходящего.

2. Неадекватно понятый. При неадекватности понимания происходящего конфликтная ситуация реальна, и стороны ее осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.

3. Ложно понятый. При ложно понимаемом конфликте отсутствует объективно конфликтная ситуация, а стороны склонны расценивать свои отношения как конфликтные.

Рассмотрим стадии объективно существующего конфликта:

1. Возникновение объективной конфликтной ситуации.

В большинстве случаев конфликт порождается определенной конфликтной ситуацией, отражающей стремление одной стороны к достижению желаемого для нее состояния, при этом другая сторона объективно препятствует достижению ее желания. Какое-то время объективная конфликтность ситуации не осознается сторонами.

2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одной из сторон.

Чтобы конфликт стал реальным, участники его должны осознать сложившуюся ситуацию как конфликтную. Понимание ситуации как конфликтной является результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, стремлений. Именно понимание ситуации как конфликтной порождает конфликтное поведение.

3. Конфликтное поведение или взаимодействие.

Его можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее целей, намерений и др. Для этой стадии необходимо не только обоснование и принятие решения, но и установка на «борьбу», состояние психологической готовности к ней: что формирует последующие действия. Причем это уже обоюдонаправленная система негативно эмоционально окрашенных действий, которые затрудняют взаимодействие.

На стадии конфликтного поведения возможны две фазы: конструктивная и деструктивная.

Деструктивная фаза требует вмешательства руководителя.

Деструктивная фаза конфликта начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивностью совместной деятельности превышает порог терпимости и совместная деятельность становится неуправляемой.

Деструктивная фаза может быть разбита на две ступени.

Первая ступень характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет необоснованностью критических замечаний, пренебрежительными репликами, жестами, взглядами. Обычно эти реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы защиты и противодействия.

Вторая ступень характеризуется повышенной активностью оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия и реакций партнера вплоть до полного искажения его слов и жестов. Кроме того, часто имеет место уход от проблемы, подмена предмета спора и переход на личности, взаимные оскорбления. На этой ступени процесс становится неуправляемым и необратимым.

Если 3-я стадия конфликта, напротив, была конструктивной, то возможна следующая стадия — исход, или разрешение, конфликта (частичное или полное).

4. Разрешение конфликта.

Разрешение возможно: во-первых, за счет преобразования объективной ситуации; во-вторых, за счет преобразования образов конфликтной ситуации у оппонентов.

Не всякий конфликт проходит через все отмеченные стадии. Но знание динамики конфликта дает возможность менеджеру находить адекватные ситуации, меры воздействия на конфликт.

. Так, например, конфликтную ситуацию можно устранить до начала конфликтных действий или изменить характеристики ее элементов (объекта или оппонентов):

объект конфликта может быть изъят или подменен другим;

может измениться доступность объекта для оппонентов;

все оппоненты, кроме одного, могут быть устранены и т.д.

Но если прервать течение конфликта, не разрешив его объективного противоречия, то конфликтная ситуация остается, и конфликт замораживается. Неразрешенные, замороженные конфликты чреваты опасностью порождения новых конфликтных ситуаций с новыми оппонентами и возникновением и укреплением чувства неприязни между постоянными оппонентами.

Последнее обстоятельство лишний раз доказывает необходимость управления конфликтом со стороны менеджера. Тем более что при деструктивном развитии конфликтной ситуации возможны следующие разрушительные (дисфункциональные) последствия для организации:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности труда;

отсутствие сотрудничества между работниками;

сильная преданность своей группе и большая непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о «враге», о своих целях как положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.