Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соглашения об избежании двойного налогообложения, основные их элементы и порядок применения

Механизмы и инструменты международного налогового планирования

Международные принципы учета н/пл.

• Принцип территориальности (территориальной привязки). В соответствии с этим принципом страна облагает налогом только те доходы, которые связаны с деятельностью, осуществляемой на её территории. Доходы, извлекаемые гражданами и предприятиями этой страны за пределами её территории, не включаются в состав налогооблагаемых доходов.

• Принцип резидентства заключается в том, что всякий н/пл., признаваемый постоянным жителем страны (резидентом), подлежит налогообложению по всем доходам из всех источников, включая и зарубежные. Статус резидентства определяется по нормам национального законодательства, различающимся в отношении физических и юридических лиц.

МНП позволяет использовать различные механизмы и инструменты налогового регулирования, недоступные для налогового планирования в рамках отечественного налогового законодательства.

Минимизация налоговых обязательств может быть достигнута за счет:

• - уменьшения налоговой базы;

• - применения более низких налоговых ставок;

• - изменения резидентства (в первую очередь — путем использования льгот, предоставляемых иностранному капиталу).

МНП обладает обширным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как, например:

• размещение хозяйственной деятельности в странах или регионах со льготным налоговым режимом (СЭЗ, налоговых гаванях и т.п.);

• инвестирование капитала в страны, имеющие низкие налоговые ставки или освобождение от налогообложения у "источника выплаты" пассивных доходов: дивиденды, проценты, роялти и т.п.;

• использование преимуществ, представляемых странами, выплачивающими доходы по активным операциям: финансовые и страховые сделки, строительство, судоходство, малый бизнес;

• применение трансфертного ценообразования и распределение прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом;

• использование преимуществ двухсторонних налоговых соглашений;

• применение выгод интеграционных объединений (беспошлинное движение товаров и т.п.).

Двойное налогообложение иностранных организаций возникает, когда лицо – резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом (как правило, недвижимым) в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникают доходы или иной объект налогообложения в другой стране.

Для таких ситуаций характерно, что одно и то же лицо рассматривается налоговым законодательством в качестве налогоплательщика или один и тот же объект рассматривается в качестве объекта налогообложения одновременно в двух или более странах.

Один из путей урегулирования проблемы двойного налогообложения – заключение международных соглашений.

Положения международного договора определяют правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющим объект налогообложения в другом государстве.

Кроме того, суммы налога, выплаченные в государстве – источнике дохода в соответствии с внутренним налоговым законодательством этого государства, могут засчитываться при уплате налога иностранной организацией за рубежом. Процедура зачета уплаченных налогов за рубежом регламентируется налоговым законодательством иностранного государства. Как правило, размер засчитываемых налогов, выплаченных в государстве – источнике дохода, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией за рубежом по соответствующим доходам, рассчитанного в соответствии с налоговым законодательством и правилами иностранного государства. Зачет производится при условии предъявления налогоплательщиком документа, подтверждающего удержание налога в государстве – источнике дохода.

Кроме устранения двойного налогообложения, международные соглашения преследуют цель выработки механизмов по предотвращению уклонения от налогов и уменьшения возможностей злоупотребления нормами соглашений в целях избежания налога посредством обмена информацией между компетентными органами соответствующих государств.

Двойное налогообложение в международных экономических отношениях может возникать в отношении следующих налогов:

1) подоходный налог с физических лиц;

2) налог на прибыль организаций;

3) налог на имущество (как физических лиц, так и юридических лиц, налог на недвижимость и другие законы).

Соглашения об избежании двойного налогообложения, как правило, содержат:

1) перечисление видов налогов, регулируемых соглашением

2) определение круга лиц, на которых распространяется соглашение;

3) определения и установления условий налогообложения (ограничений по налогообложению) в государстве – источнике дохода таких видов доходов, как: прибыль от коммерческой деятельности; дивиденды; проценты; роялти и др.

4) определение способов избежания двойного налогообложения (освобождение от налогообложения или применение иностранного налогового кредита);

5) установление порядка выполнения соглашения сторонами (вступление в силу, срок действия, порядок прекращения и др.)

Свободные экономические зоны (СЭЗ) как механизм налогового планирования. Характеристика свободной экономической зоны. Классифика­ции СЭЗ, действующих в мировой экономике. Государственное регулиро­вание налогообложения в свободных экономических зонах.

СЭЗ — это обособленные территории государства с льготным (по сравнению с общим) режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными условиями создания СЭЗ являются наряду с привлечением иностранного капитала развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта. Среди наиболее распространенных форм привлечения иностранного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных зон (СТЗ).

Основная цель создания зон с особым правовым режимом – активизация международной торговли и привлечение инвестиций путем освобождения товаров, помещаемых в данные зоны, от импортных таможенных пошлин и налогов.

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внес кардинальные изменения в российское законодательство, связанное с образованием СЭЗ.

Прежде это изменение терминологии: понятие «свободные экономические зоны» (СЭЗ), заменено термином «особые экономические зоны» (ОЭЗ), что обусловлено провозглашением абсолютно новых целей создания и существования экономических зон: вся концепция нового закона подчинена принципу развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, производства новых видов продукции, поскольку развитие эффективной внешней торговли немыслимо без внутреннего производства продукции, способной поставляться на экспорт и конкурировать на мировых рынках.

В соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» Особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

4) портовые особые экономические зоны.

 

Классифика­ции СЭЗ, действующих в мировой экономике.

Чаще всего основой для классификации СЭЗ служат четыре главных критерия: 1) характер деятельности и функциональное предназначение; 2) степень интегрированности в мировую и национальную экономику; 3) отраслевой признак; 4) характер собственности (они могут быть государственными, частными и смешанными).

1) Первую группу образуют торговые СЭЗ. Это одна из наиболее ранних (возникших еще в ХVI—ХVII вв.) разновидностей свободных экономических зон. К ней относятся свободные таможенные зоны, торгово-складские зоны, свободные порты, но в первую очередь — зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наиболее широкое распространение. Зоны свободной торговли обычно создаются на территории морских портов и аэропортовили в непосредственной близости от них. Они пользуются таможенной экстерриториальностью: хранящиеся и продающиеся в них товары не подлежат обычному таможенному контролю. Одной из разновидностей зон свободной торговли считают и магазины «Дьюти фри» (Duty free — беспошлинно), пользующиеся правом беспошлинной торговли и ставшие необходимой принадлежностью многих международных аэропортов.

2) Вторую группу образуют промышленно-производственные СЭЗ, также имеющие несколько разновидностей. СЭЗ этой группы принято подразделять на экспортно- и импортно-ориентированные. Первые из них работают на внешний рынок, а вторые на внутренний. Экспортно-производственных зон значительно больше, так что они в основном и формируют вторую группу СЭЗ. В отличие от зон свободной торговли, экспортно-производственные зоны предназначены прежде всего для увеличения экспортного потенциала страны и, соответственно, ее валютных доходов. Некоторые из них возникли на базе трансформации зон свободной торговли,но большинство создавалось целенаправленно с экспортной ориентацией. Для многих таких зон характерно преобладание сборочных предприятий.

3) Третью группу образуют научно-технологические (технико-внедренческие) СЭЗ, в которых концентрируются национальные и зарубежные проектные, исследовательские, научно-производственные фирмы, также пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот. Задача таких СЭЗ заключается в разработке и внедрении в отечественную практику новейших технологий. Они имеют характер инновационных и научных центров, научных, исследовательских парков, технопарков и др.

4) Четвертую группу образуют сервисные СЭЗ, предоставляющие льготные условия тем фирмам и учреждениям, которые специализируются на оказании различного рода услуг, в основном финансовых, но также и других. Среди них различают офшорные зоны, финансовые центры, центры предоставления банковских, туристических и иных услуг.

5) Пятую группу образуют комплексные СЭЗ. Они не имеют узкой специализации, а охватывают разные стороны экспортно-импортной, производственной и инновационной деятельности, отчего их внутренняя стуктура наиболее сложна. Как правило, комплексные СЭЗ и по размерам значительно больше других. Они могут занимать территорию целого района, административной области, а в отдельных случаях и более крупного региона.

6) Наконец, в шестую группу можно включить международные СЭЗ, которые стали возникать сравнительно недавно. Такие зоны создаются в приграничных районах двух или нескольких стран с участием как частных фирм, так и соответствующих государств. Наиболее ярким примером международной СЭЗ может служить создаваемая на границе России, Китая и КНДР зона Туманган.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Международное налоговое планирование | Государственное регулиро­вание налогообложения в свободных экономических зонах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 635; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.