Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В социально-культурной сфере

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия — социальное госу­дарство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело­века. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, оказывающих образовательные, медицинские, культурные и другие услуги населению.

Значительное место в управлении социальной сферой при­надлежит Правительству РФ. Согласно ст. 16, 17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Фе­дерации» оно обеспечивает проведение единой государст­венной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, раз­рабатывает программы сокращения и ликвидации безработи­цы и обеспечивает реализацию этих программ, проведение единой государственной миграционной политики, принима­ет меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обес­печению санитарно-эпидемиологического благополучия, со­действует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной поли­тики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физи­ческой культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курор­тной сферы.

В сфере образования, науки и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления раз­вития общего и профессионального образования, системы бес­платного образования, разрабатывает и осуществляет меры го­сударственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культур­ного наследия.

Специализированное государственное управление в соци­ально-культурной сфере после его реорганизации осуществля­ют в Российской Федерации три министерства: здравоохране­ния и социального развития, образования и науки, культуры, связи и массовых коммуникаций; в ведении каждого из них имеются федеральные службы и агентства.

 

Управление в области социального развития

Необходимо обратить внимание на то, что вопросы социаль­ного развития оказались с марта 2004 г. под одной управленче­ской «крышей» с вопросами здравоохранения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет од­новременно управление такими разными по содержанию обла­стями общественной жизни, как организация медицинской по­мощи, охрана труда и социальное обеспечение населения. Вопросы социальной сферы требуют постоянного и присталь­ного внимания со стороны специального органа государствен­ного управления. Представляется целесообразным рассмотреть вопросы управления социальным развитием отдельно, выде­лив из компетенции Министерства здравоохранения и соци­ального развития РФ предметы ведения и полномочия, отно­сящиеся к социальной сфере.

Далее необходимо очертить объекты государственного управ­ления в этой сфере. Понятие «социального развития» находит­ся еще в стадии формирования. Современные энциклопедичес­кие словари говорят о социальном обеспечении, социальном обслуживании, социальной защите, но не рискуют писать о «со­циальном развитии». Этот термин употребляется в официаль­ных текстах для обозначения определенных процессов, развива­ющихся в социальной сфере общественной жизни. К ним обычно относят вопросы повышения уровня жизни и доходов населения, охраны труда, социального страхования, занятости населения, охраны материнства, детей и инвалидов. Эти и не­которые другие вопросы относит к сфере социального развития и Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлени­ем Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321. Если отвлечься от медицинских вопросов, включенных в компетенцию этого министерства, то среди объектов его управления остаются «вопросы... уровня жизни и доходов населения, демографической по­литики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, го­сударственной гражданской службы (за исключением оплаты труда), социальной защиты населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей)».

К функциям Министерства здравоохранения и социального развития РФ в социальной сфере Положение относит выработ­ку государственной политики и нормативно-правовое регули­рование в сфере социального развития, труда и защиты прав потребителей. Министерство самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование по следующим вопросам:

• уровень жизни и доходов населения, оплата труда, пен­сионное обеспечение, социальное страхование, условия и охрана труда, социальное партнерство и трудовые от­ношения, занятость населения и безработица, трудовая миграция, альтернативная гражданская служба, государ­ственная гражданская служба;

• социальная защита, демографическая политика, защита прав потребителей.

Нормативными актами этого министерства устанавливают­ся также квалификационные требования к работникам и но­менклатура специальностей в установленной для министерства сфере, единые тарифно-квалификационные справочники про­фессий и должностей, типовые нормы труда, межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, порядок фи­нансирования мероприятий по содействию занятости населе­ния и социальной поддержке безработных граждан и многие другие нормативы (см. п. 5.2.1—5.2.10 Положения).

Контроль и надзор в сфере социального развития осуще­ствляют две федеральные службы. Федеральная служба по над­зору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выполняет функции по контролю и надзору в сфере эпидеми­ологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Федеральная служба по труду и заня­тости осуществляет функции по контролю и надзору за соблю­дением трудового законодательства, законодательства о заня­тости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содей­ствия занятости населения, трудовой миграции и урегулиро­вания коллективных трудовых споров.

Помимо федеральных служб и агентств в ведении Мини­стерства здравоохранения и социального развития РФ находят­ся три внебюджетных фонда: пенсионный, социального и ме­дицинского страхования.

 

Управление в области здравоохранения

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ и ее субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "д", "е", "ж" Конституции РФ).

Конституция РФ провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением и социальным развитием субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и иные предприятия, учреждения и организации.

К муниципальной системе здравоохранения и социального развития относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения и социального развития.

К частной системе здравоохранения и социального развития относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов, на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Органом управления в области охраны здоровья граждан выступает Министерство здравоохранения и социального раз­вития РФ, соответствующие министерства здравоохранения субъектов РФ.

В сфере здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития РФ выполняет функции по выработке го­сударственной политики и нормативно-правовому регулирова­нию по вопросам организации медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтической деятельности, каче­ства, эффективности и безопасности лекарственных средств, ку­рортного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия.

Важную роль в организации управления в сфере здраво­охранения призвано играть Федеральное медико-биологичес­кое агентство. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников от­дельных отраслей промышленности с особо опасными усло­виями труда.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 30 июня 2004 г. № 322[191].

Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе:

2) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства;

3) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

4) контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;

5) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;

6) выдает лицензии на осуществление:

7) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

8) деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;

 

регистрирует:

1) впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств);

2) отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);

 

осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

 

Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. К ее компетенции, в частности, отнесены:

• контроль и надзор за медицинской деятельностью, дея­тельностью в сфере обращения лекарственных средств и по оказанию протезно-ортопедической помощи;

• контроль качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроль за оказанием медико-со­циальной помощи населению и медико-социальной ре­абилитации инвалидов;

• осуществление лицензирования некоторых видов дея­тельности в установленной сфере;

• осуществление государственной регистрации лекар­ственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения;

• аккредитация медицинских учреждений, санаторно-ку­рортных организаций.

 

Управление образованием и наукой

Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.

Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" устанавливает, что научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая фундаментальные и прикладные научные исследования.

Субъектами такой деятельности являются: научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания, а также научные организации.

Правительство РФ в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Конституцией РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование.

В соответствии с Законом РФ "Об образовании"[177] организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования. Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. была принята Федеральная программа развития образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации на 2000-2005 гг.

Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

При этом в соответствии с Законом РФ "Об образовании", образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

Законом установлено, что существуют профессии и специальности, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается"[178].

В соответствии со ст. 37 Закона РФ "Об образовании" в РФ создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием:

- федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

- федеральные ведомственные органы управления образованием;

- государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

В результате административной реформы управление об­разованием и наукой на федеральном уровне осуществляется Министерством образования и науки РФ, Положение о кото­ром было утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280. Министерство образования и науки РФ выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся. Оно уполномочено осуществлять ведом­ственное правовое регулирование по следующим вопросам:

• образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополни­тельное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспи­танников образовательных учреждений, научная, науч­но-техническая и инновационная деятельность, интел­лектуальная собственность, а также молодежная поли­тика;

• формирование приоритетных направлений развития об­разования, науки, технологий и техники;


координация научных исследований и разработок, фи­нансируемых за счет средств федерального бюджета;

• разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, сред­него, высшего, послевузовского и дополнительного про­фессионального образования;

• деятельность Высшей аттестационной комиссии;

• развитие информационных технологий в сфере образо­вания и науки.

Среди других полномочий министерства Положение назы­вает издание ведомственных нормативных актов о порядке под­готовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, о формах документов об уровне образования и квалификации, об аспирантуре и докторантуре в вузах и научных организаци­ях, о номенклатуре должностей научных работников, создании и развитии инновационной структуры и др. (см. п. 5.2.1-5.2.23 Положения).

Министерство образования и науки РФ осуществляет ко­ординацию и контроль деятельности находящихся в его веде­нии Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, по надзору в сфере образования и науки.

Федеральное агентство по науке и инновациям оказывает госу­дарственные услуги при проведении фундаментальных и при­кладных научных исследований, а также в процессе разработки новых технологий, осуществляет меры по поддержке государ­ственных научных центров, организует работы по информационному обеспечению научной, научно-технической и иннова­ционной деятельности.

Функции по контролю и надзору в сфере образования и на­уки выполняют две федеральные службы. Служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет:

• контроль по надзору за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической дея­тельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

• контроль качества образования в образовательных уч­реждениях;

• лицензирование, аттестацию и государственную аккре­дитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования);

• рассмотрение вопросов присвоения ученых званий, а так­же лишения указанных званий, вопросов присуждения ученых степеней;

• создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности.

Служба по интеллектуальной собственности, патентам и то­варным знакам осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллек­туальной собственности, включая патенты и товарные знаки.

 

Управление в области культуры

Законодательство РФ о культуре состоит из Основ законодательства о культуре[198], федеральных законов (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"[199], Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"[200]) и законов субъектов РФ о культуре.

 

Основы законодательства о культуре устанавливают разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 

Правительство РФ разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.

 

Предметы ведения Министерства культуры РФ включают помимо собственно культуры искусство, историко-культурное наследие и кинематографию, архивное дело. Этот федераль­ный орган исполнительной власти осуществляет в указанной сфере выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование. Министерство осуществляет коорди­нацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Фе­деральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архи­вного агентства. Министерство уполномочено устанавливать своими нормативными актами:


перечень перемещенных культурных ценностей, не под­лежащих передаче иностранным государствам, междуна­родным организациям и вывозу из Российской Федера­ции;

• положение о национальном фильме;

• порядок формирования, учета, сохранения и использо­вания Музейного фонда РФ, а также деятельности музе­ев в Российской Федерации;

• правила и условия деятельности государственных, муни­ципальных и других архивов Российской Федерации;

• перечни документов, образующихся в процессе деятель­ности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и не­которые другие нормативы в установленной сфере.

Федеральное архивное агентство, оказывая государственные услуги в архивном деле, организует:

• исполнение запросов российских и иностранных граж­дан, а также лиц без гражданства, связанных с реализа­цией их законных прав и свобод, оформление в установ­ленном порядке архивных справок, направляемых в ино­странные государства;

• информационное обеспечение граждан, органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе до­кументов Архивного фонда РФ и других архивных доку­ментов, а также публикацию и экспертизу документов Архивного фонда РФ.

Федеральное агентство по печати и массовым коммуника­циям осуществляет функции по оказанию государственных ус­луг и управлению госимуществом в сфере печати, средств мас­совой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электрон­ных средств массовой информации, издательской и полигра­фической деятельности. Оно ведет также единые общероссий­ские реестры средств массовой информации и массовых коммуникаций.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Федеральная таможенная служба (ФТС России) | В административно-политической сфере
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.