КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В социально-культурной сфере
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Согласно ст. 7 Конституции РФ Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, оказывающих образовательные, медицинские, культурные и другие услуги населению. Значительное место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ. Согласно ст. 16, 17 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» оно обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности, принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ, проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики, разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы. В сфере образования, науки и культуры Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия. Специализированное государственное управление в социально-культурной сфере после его реорганизации осуществляют в Российской Федерации три министерства: здравоохранения и социального развития, образования и науки, культуры, связи и массовых коммуникаций; в ведении каждого из них имеются федеральные службы и агентства.
Управление в области социального развития Необходимо обратить внимание на то, что вопросы социального развития оказались с марта 2004 г. под одной управленческой «крышей» с вопросами здравоохранения. Министерство здравоохранения и социального развития РФ осуществляет одновременно управление такими разными по содержанию областями общественной жизни, как организация медицинской помощи, охрана труда и социальное обеспечение населения. Вопросы социальной сферы требуют постоянного и пристального внимания со стороны специального органа государственного управления. Представляется целесообразным рассмотреть вопросы управления социальным развитием отдельно, выделив из компетенции Министерства здравоохранения и социального развития РФ предметы ведения и полномочия, относящиеся к социальной сфере. Далее необходимо очертить объекты государственного управления в этой сфере. Понятие «социального развития» находится еще в стадии формирования. Современные энциклопедические словари говорят о социальном обеспечении, социальном обслуживании, социальной защите, но не рискуют писать о «социальном развитии». Этот термин употребляется в официальных текстах для обозначения определенных процессов, развивающихся в социальной сфере общественной жизни. К ним обычно относят вопросы повышения уровня жизни и доходов населения, охраны труда, социального страхования, занятости населения, охраны материнства, детей и инвалидов. Эти и некоторые другие вопросы относит к сфере социального развития и Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321. Если отвлечься от медицинских вопросов, включенных в компетенцию этого министерства, то среди объектов его управления остаются «вопросы... уровня жизни и доходов населения, демографической политики, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением оплаты труда), социальной защиты населения (в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей)». К функциям Министерства здравоохранения и социального развития РФ в социальной сфере Положение относит выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития, труда и защиты прав потребителей. Министерство самостоятельно осуществляет нормативно-правовое регулирование по следующим вопросам: • уровень жизни и доходов населения, оплата труда, пенсионное обеспечение, социальное страхование, условия и охрана труда, социальное партнерство и трудовые отношения, занятость населения и безработица, трудовая миграция, альтернативная гражданская служба, государственная гражданская служба; • социальная защита, демографическая политика, защита прав потребителей. Нормативными актами этого министерства устанавливаются также квалификационные требования к работникам и номенклатура специальностей в установленной для министерства сфере, единые тарифно-квалификационные справочники профессий и должностей, типовые нормы труда, межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, порядок финансирования мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и многие другие нормативы (см. п. 5.2.1—5.2.10 Положения). Контроль и надзор в сфере социального развития осуществляют две федеральные службы. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека выполняет функции по контролю и надзору в сфере эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Федеральная служба по труду и занятости осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства, законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе, функции по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров. Помимо федеральных служб и агентств в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ находятся три внебюджетных фонда: пенсионный, социального и медицинского страхования.
Управление в области здравоохранения Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией РФ и иными законодательными актами РФ и ее субъектов, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Общие вопросы здравоохранения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. "д", "е", "ж" Конституции РФ). Конституция РФ провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ). К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, органы управления здравоохранением и социальным развитием субъектов РФ, Российская академия медицинских наук, а также находящиеся в государственной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы и иные предприятия, учреждения и организации. К муниципальной системе здравоохранения и социального развития относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности учреждения, аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения и социального развития. К частной системе здравоохранения и социального развития относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью. Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ и ее субъектов, на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам обеспечивается в соответствии с программами обязательного медицинского страхования. Органом управления в области охраны здоровья граждан выступает Министерство здравоохранения и социального развития РФ, соответствующие министерства здравоохранения субъектов РФ. В сфере здравоохранения Министерство здравоохранения и социального развития РФ выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по вопросам организации медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, курортного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия. Важную роль в организации управления в сфере здравоохранения призвано играть Федеральное медико-биологическое агентство. Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет медико-санитарное обеспечение работников отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Служба находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Роспотребнадзор руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Министерства здравоохранения и социального развития РФ, а также Положением о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденным постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" от 30 июня 2004 г. № 322[191]. Роспотребнадзор осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе: 2) государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства; 3) государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей; 4) контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг; 5) санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; 6) выдает лицензии на осуществление: 7) деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний; 8) деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
регистрирует: 1) впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств); 2) отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.
Контроль и надзор в сфере здравоохранения осуществляет; Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. К ее компетенции, в частности, отнесены: • контроль и надзор за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств и по оказанию протезно-ортопедической помощи; • контроль качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроль за оказанием медико-социальной помощи населению и медико-социальной реабилитации инвалидов; • осуществление лицензирования некоторых видов деятельности в установленной сфере; • осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения; • аккредитация медицинских учреждений, санаторно-курортных организаций.
Управление образованием и наукой Государственная научно-техническая политика - составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Конституция РФ относит общие вопросы науки к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" устанавливает, что научная (научно-исследовательская) деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включающая фундаментальные и прикладные научные исследования. Субъектами такой деятельности являются: научный работник, специалист научной организации и работник сферы научного обслуживания, а также научные организации. Правительство РФ в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О Правительстве Российской Федерации" разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Конституцией РФ установлена обязательность получения основного общего образования, под которым в настоящее время понимается девятиклассное образование. В соответствии с Законом РФ "Об образовании"[177] организационной основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования. Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. была принята Федеральная программа развития образования, которая определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации на 2000-2005 гг. Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. При этом в соответствии с Законом РФ "Об образовании", образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Законом установлено, что существуют профессии и специальности, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной форме и в форме экстерната не допускается. Эти перечни утверждаются Правительством РФ. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. "Об утверждении перечня профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается"[178]. В соответствии со ст. 37 Закона РФ "Об образовании" в РФ создаются и действуют следующие государственные органы управления образованием: - федеральные (центральные) государственные органы управления образованием; - федеральные ведомственные органы управления образованием; - государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования. В результате административной реформы управление образованием и наукой на федеральном уровне осуществляется Министерством образования и науки РФ, Положение о котором было утверждено постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280. Министерство образования и науки РФ выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся. Оно уполномочено осуществлять ведомственное правовое регулирование по следующим вопросам: • образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика; • формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники; • • разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования; • деятельность Высшей аттестационной комиссии; • развитие информационных технологий в сфере образования и науки. Среди других полномочий министерства Положение называет издание ведомственных нормативных актов о порядке подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, о формах документов об уровне образования и квалификации, об аспирантуре и докторантуре в вузах и научных организациях, о номенклатуре должностей научных работников, создании и развитии инновационной структуры и др. (см. п. 5.2.1-5.2.23 Положения). Министерство образования и науки РФ осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральных служб по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, по надзору в сфере образования и науки. Федеральное агентство по науке и инновациям оказывает государственные услуги при проведении фундаментальных и прикладных научных исследований, а также в процессе разработки новых технологий, осуществляет меры по поддержке государственных научных центров, организует работы по информационному обеспечению научной, научно-технической и инновационной деятельности. Функции по контролю и надзору в сфере образования и науки выполняют две федеральные службы. Служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет: • контроль по надзору за исполнением законодательства в области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров; • контроль качества образования в образовательных учреждениях; • лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); • рассмотрение вопросов присвоения ученых званий, а также лишения указанных званий, вопросов присуждения ученых степеней; • создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), установление их компетентности. Служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, включая патенты и товарные знаки.
Управление в области культуры Законодательство РФ о культуре состоит из Основ законодательства о культуре[198], федеральных законов (Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"[199], Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"[200]) и законов субъектов РФ о культуре.
Основы законодательства о культуре устанавливают разделение компетенции в области культуры между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Правительство РФ разрабатывает федеральные государственные программы сохранения и развития культуры, воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет целевое финансирование разработки и осуществления таких программ.
Предметы ведения Министерства культуры РФ включают помимо собственно культуры искусство, историко-культурное наследие и кинематографию, архивное дело. Этот федеральный орган исполнительной власти осуществляет в указанной сфере выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование. Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия и Федерального архивного агентства. Министерство уполномочено устанавливать своими нормативными актами: • • положение о национальном фильме; • порядок формирования, учета, сохранения и использования Музейного фонда РФ, а также деятельности музеев в Российской Федерации; • правила и условия деятельности государственных, муниципальных и других архивов Российской Федерации; • перечни документов, образующихся в процессе деятельности федеральных органов государственной власти и подведомственных им организаций, с указанием сроков их хранения, а также примерные номенклатуры дел и некоторые другие нормативы в установленной сфере. Федеральное архивное агентство, оказывая государственные услуги в архивном деле, организует: • исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке архивных справок, направляемых в иностранные государства; • информационное обеспечение граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе документов Архивного фонда РФ и других архивных документов, а также публикацию и экспертизу документов Архивного фонда РФ. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям осуществляет функции по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, в том числе компьютерных сетей общего пользования в области электронных средств массовой информации, издательской и полиграфической деятельности. Оно ведет также единые общероссийские реестры средств массовой информации и массовых коммуникаций.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |