Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовые гарантии прав граждан. Под гарантиями административно-правового статуса граждан принято понимать комплекс экономических, политических

Под гарантиями административно-правового статуса граждан принято понимать комплекс экономических, политических, идеологических, организационных и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности гражданина в сфере государственного управления.

Юридические (правовые) гарантии делятся на два вида: судебные и внесудебные.

Важным институтом защиты прав и свобод граждан является Уполномоченный по правам человека в РФ, статус которого определен ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ».

Уполномоченный по правам человека:

• способствует восстановлению нарушенных прав человека;

• содействует совершенствованию законодательства о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами международного права;

• способствует развитию международного сотрудничества в области прав человека;

• содействует правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и находящихся на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства только после предварительного обжалования незаконных действий или решений в административном или судебном порядке.

Основным способом защиты прав граждан является реализация права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право закреплено в ст. 33 Конституции РФ.

Обращения граждан делятся на следующие виды: предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложения – это обращения граждан, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования и организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Заявления – обращения граждан в государственные или общественные органы с просьбой об удовлетворении прав, свобод или законных интересов, не связанных с нарушением.

Жалобы – обращения в государственные или иные официальные органы по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Ходатайства – обращения граждан о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Все жалобы граждан делятся на два типа: административные и судебные. Среди административных жалоб различают общую и специальную жалобы.

Общий порядок рассмотрения обращений регулируется Федеральным законом от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

К специальным относятся следующие жалобы:

1) на действия и бездействие таможенных органов (ТмК РФ);

2) на акты налоговых органов (НК РФ);

3) на постановления по делам об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Общая административная жалоба, в отличие от специальной, не ограничена по содержанию и срокам подачи.

Особенности специальных административных жалоб:

1) наличие в федеральных законах специальных норм, регулирующих порядок работы с ними;

2) специальные основания для обжалования, прямо названные в законе;

3) четкое закрепление субъектов права на такую жалобу;

4) установление письменной формы и адресатов жалобы.

5) специальные сроки подачи жалобы;

6) процедурные особенности в производстве по конкретным видам жалоб.

Административная юстиция – это рассмотрение судами жалоб граждан на акты должностных лиц и органов исполнительной власти. Административная юстиция в РФ характеризуется рядом особенностей:

1) решение спора между гражданином и субъектом власти о законности действий последнего;

2) споры решаются обычными судами (общей юрисдикции, арбитражными);

3) порядок рассмотрения дел регламентируется нормами ГПК РФ и АПК РФ.

Судебные жалобы также делятся на общие и специальные. Обжалование по общему праву в суды общей юрисдикции регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В суд могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых:

а) нарушены права и свободы гражданина;

б) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

в) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Для обращения с общей жалобой в суд установлены следующие сроки:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении административной жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ.

Специальные судебные жалобы отличаются некоторым своеобразием процедур их подачи и рассмотрения. К таким жалобам относятся, например, обжалование на основании Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и обращение в Конституционный Суд РФ в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ».

Право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями органов и должностных лиц публичного управления закреплено ст. 53 Конституции РФ и регулируется ст. 1069 ГК РФ.

Ответственность по возмещению вреда наступает, если:

1) совершено противоправное деяние;

2) причинен имущественный вред;

3) существует причинная связь между неправильными действиями и вредом;

4) ущерб наступил по вине учреждения, органа, их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1070 ГК РФ ответственность государства за ущерб, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, наступает независимо от вины должностных лиц.

В этом случае возмещению подлежат:

1) заработная плата и другие трудовые доходы, которых он лишился в результате незаконных действий;

2) имущество конфискованное, изъятое, взысканное, обращенное в доход государства;

3) расходы на юридическую консультацию, судебные издержки.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Паспортная система в РФ | Административно-правовой статус органов исполнительной власти
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.