Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5 Специфика эстетической ценности и эстетического объекта

На этой лекции рассмотрим специфику эстетической ценности и объекта эстетического отношения.

Начнем с различий эстетических и утилитарных ценностей.

Первое различие – субстратное. Утилитарная ценность – это ценность материальная по своему основанию: она складывается, формируется, реализуется на материальном уровне. Это ценность бытийная, сознание только фиксирует складывающуюся ценность. (Тлетворное воздействие на организм при курении).

Эстетическая ценность – ровно противоположна: это ценность идеальная, она и складывается и реализуется в пространстве между бытием и сознанием. Красота существует для сознания. Эстетическая ценность обобщает и жизненное содержание, но стать эстетическим можно только для сознания и через сознание. Для эстетики – существовать, значит, быть воспринимаемым, поэтому, неосознаваемых эстетических ценностей не бывает. Но характеристика «идеальный» недостаточна для эстетической ценности. (Идеальный – принадлежащий сознанию. Идеальный – особый субстрат, невещественный способ сознания, принадлежащий людям). Но есть более глубинная характеристика эстетической ценности: эстетическая ценность духовна. Не все идеальное духовно: отражение в сознании материального – идеально, но не духовно. Суть в основании возникновения ценности. Духовный – не просто существующий для сознания, но имеющий основание в потребностях сознания. Марксистская философия обходилась без понятия духовного. Есть и другие концепции, где духовное равно сакральное – религиозные концепции. Духовность – особый уровень развития сознания. Духовность – тот уровень сознания, когда сознание становится самостоятельной субстанциальной силой, когда сознание становится субъектом, началом свободным, суверенным. Субъективное для себя бытие сознания – это духовное. Вырабатываются особые потребности сознания, до этого сознание – механизм добывания информации, вплетенный в систему механического материального взаимодействия. Сознание знает и хочет только то, что нужно практике и человеческому телу. Это «материальное» сознание, оно вплетено в реальные процессы взаимодействия. Но однажды сознание становится самостоятельной силой и обретает самостоятельный смысл. Появляются вопросы: зачем я живу? В чем смысл мироздания? В чем субъективное оправдание мироздания в свете существования человека?

Чехов: человеку мало трех аршин земли, ему нужен весь земной шар. Духовный аспект: сознание, обретая самостоятельную жизнь, субъективное для себя бытие, обретает и собственные потребности.

Какие это потребности? Это потребности в том, чтобы чувствовать родство и единство с миром; нельзя оптимально чувствовать себя в чужом пространстве. Сознание уникально, единственно, неповторимо - необходимая принадлежность любого сознания. Если вообще-то цель сознания – слияние с миром, то, с другой стороны, сознание должно сохранить себя, утвердить себя в этом мире. Потребность в духовной свободе, внутренней свободе сознания. Внутренняя свобода – вещь запредельная. Ребенок становится субъектом, когда говорит, Я не хочу! (в том числе и в отношении каши), и тайна педагогики предложить ему то, что он хочет. Когда эти потребности формировались, появилась духовность как субъект. Все ценности духовные возникают как ответ на потребности человеческого духа. Духовные ценности – ответ на духовные потребности, выявляющие значение объектов для фундаментальных потребностей человеческого существования.

Эстетические ценности, как и все эстетические отношения, рождаются, во-первых, в ответ на потребности гармонизации. Люди непосредственно, ценностно-эмоционально гармонизируют отношения с миром. Объект отношения – чувственный мир, мир, в котором я непосредственно живу, мир, который гармонизирует эстетическое отношение.

Духовность эстетических ценностей и означает их связь с фундаментальными потребностями сознания, это, во-первых. Вторая важная характеристика духовности – неутилитарный характер духовной ценности, противоположность утилитарной ценности. Это знали давно, но часто просто констатировали. Кант обращает на это внимание, когда связывает эстетическое отношение со свободой человека. Кант – парадокс, когда говорим об эстетической ценности: это ценность, значит вопрос для чего, но здесь нельзя спрашивать зачем. Бесцельная целесообразность.С одной стороны, объект пронизан целесообразностью, которая фиксируется, ибо этот объект имеет смысл для нас. Нечто уместное, оправданное для нас, обоснованное в нашем существовании. С другой стороны, никакой цели, кроме любования для нас в объекте нет. Объект, носитель утилитарной ценности полезен, утилитарен в той мере, в какой он средство для достижения какой-либо цели. Эстетическое в этом плане противоположно утилитарному; это цель сама по себе. Если отношение к объекту эстетическое, значит нужно видеть в нем только цель. В советской эстетике это отражалось как самоценность эстетического. Неутилитарный означает, что объект выступает как самоценность, ценный сам по себе, а не потому, что удовлетворяет какой-либо потребности. Ценность в силу самого существования, это и означает самоценность. Поэтому активность субъекта здесь – это созерцание, под нашим любящим взором ценность становится значима. Далее – это самодовлеющая ценность, т.е.достаточная сама по себе. Эстетические ценности – самодовлеющие ценности – Лосев. И это точно. Это взято из религиозной философии. Феномен власти объекта над субъектом: объект приковывает, привязывает, и эта красота оказывается нам достаточной. Он только нам нужен, мы влюбляемся в него и не видим ничего, кроме него. Далее – обобщающий характер эстетической ценности. Объект всегда конкретен, но ценность объекта носит обобщающий характер:объект связан с носителем во всей его целостности, а не с какими-либо вещами. Мы в утилитарном восприятии воспринимаем мир односторонне, в его частичности, мы видим то, что нам надо видеть. В эстетическом – наоборот. Редуцированная голова у палеолитических Венер или головы нет вовсе, она здесь не нужна совсем. Здесь женщина важна в ее функции, которую выполняет ее организм. Есть десятки изображений соединения мужского и женского полового органа в первобытных изображениях, и это утилитарное изображение. Насколько это далеко от скульптур Родена, где в единстве телесное и духовное, и где появляется красота.

По мере становления эстетического компонента культуры, люди учатся видеть мир эстетически, формируется способность видеть существование индивидуальности в ее полноте. Эстетическое оказывается функцией целостности объекта. Другая сторона – это значение закрепляется как сверхпредметное. У Платона появляется категория «красота», красота как нечто вообще, как нечто универсальное: признак, связанный с объектом, но больше, чем сам по себе.

Наконец, мировоззренческий потенциал эстетического отношения: эстетическая ценность не только принадлежит миру, но становится «пропуском» в мир, включает нас в широкий онтологический контекст – это становится основанием искусства. У животных нет мира, но есть окружение. У человека есть мир. Эстетическая ценность говорит больше, чем в себе заключает, она символична, говорит о больших смысловых пространствах, частью которых оказывается этот объект. Происходит расширение горизонта сознания до космических масштабов. Сюда включаются такие большие реальности как – природа – Пастернак: природа – мир, тайник Вселенной. Расширение горизонта сознания: природа как часть большого мира. И через дорогу за тын нельзя перейти, не топча мирозданья – Пастернак. Гегель: самое высокое – эстетическое сознание – молодой Гегель, поздний – философия.

Культура – мир человека, человеческой деятельности, которая входит в наше сознание через части, детали, эстетическое переживание этих частей. Тарковский «Солярис»: Хари хочет стать человеком, хочет приблизиться к любимому и Тарковский сближает ее с человеком, помещая Хари в культуру. Она идет по космическому кораблю, воспринимая картины Брейгеля, скульптуру, и т.д., т.е. искусство, истоком которого является эстетическое отношение. Искусство в полной мере реализует полноту эстетического взгляда на мир. Пастернак «Снег идет» - ритм космического времени. Маленькое рифмуется с большим, с целым – миром, час – с космосом. Конкретика, которая вырастает в жизненный цикл – японская поэзия, например. Так и работает человеческая духовность – восходит от малого к большому, от частей – к целому.

Природа, история, культура – это и есть мир, о котором мы говорим. Мы живем в этом мире.

Но вообще-то мы всегда говорим о парадоксе: чувственное-сверхчувственное. Конкретный объект – духовен. Как это противоречие может быть разрешено: как соединить общее с частным, чувственное со сверхчувственным? Как это происходит с эстетической ценностью? Что в объекте является носителем эстетической ценности? А для этого нужен особый носитель. Этот носитель должен удовлетворять двум важным требованиям: этот носитель должен иметь чувственный характер, т.е. должно быть в объекте нечто, что носит чувственный характер. Моральные, мировоззренческие, религиозные ценности сверхчувственны, эстетические носят чувственный характер. Это здесь, эстетическая ценность посюсторонняя, и, в то же время, носитель эстетической ценности должен быть соизмерим с целостностью объекта. Эстетическая ценность задействует целую систему эстетических свойств: часть и целое, динамику и статику. И мы должны найти такое измерение объекта, которое сочетает все это. И это измерение – форма, понятая в данном случае как строение объекта, совпадение его с чувственным обликом. В то же время, форма несет смысл за пределами непосредственной чувственности. Форма не равна внешнему, не равна структуре (связь элементов). Форма в ее овнешненности и чувственной данности – вот что носитель эстетической ценности. Там, где эстетическое, там мир форм. На самом деле, форма всюду – и всюду мы находим эстетическое. Форма – источник, питающий эстетические ценности.

Форма имеет универсальное значение в жизни человека: и практические, и ментальные функции связаны с формой.

Форма:1) способ организации, способ придания миру единства, поэтому вся жизнь человека строится на форме. Но это особые формы, которые показывают – мы синоним стабильности, надежности. Форма человеческих отношений, порядка и связи между людьми. Форма:2) показатель освоенности мира, показатель того, насколько мир подчинен разуму; 3) форма раскрывает суть явления, это основа ориентации человека в мире; я не только вынужден иметь дело с формами, но, опираясь на форму осуществляю деятельность. И вся деятельность человека – формотворческая деятельность.

Форма и носитель, и содержание самой эстетической ценности. Но это особая форма.

Важно: объект – материален, эстетическая ценность – духовна, т.е. она раскрывается особым способом – знаковым отношением, и раскрывается таким образом, что объекты становятся текстами. Т.е. носитель эстетической ценности - знаковая форма, которая прошла определенную культурную практику, определенный культурный опыт.

Эстетический объект – единство выражаемого и выражающего, духовное раскрывается через материальное, поэтому выражение – ключевое слово для эстетики.

Особый механизм порождения духовных значений через материальную основу. Русская эстетика усиливает это употребляя слово «выразительность». Выражение концентрируется в понятии выразительность. Эстетика – наука о выразительных формах. Выражение – всякое раскрытие, выразительность – раскрытие, обращающееся к эмоциональному миру человека. Это обнаружение смысла, совпадение с переживанием этого смысла. Выразительная форма заставляет нас переживать смысл, который иначе существовать не может. И здесь мгновенное совпадение, видение формы. Смысл становится содержанием переживания.

Итог: эстетический объект – чувственный объект, взятый в целостности.

Эстетическая ценность – ценность неутилитарная, постигаемая через созерцание, самодовлеющая, самоценная и символическая.

Эстетическое отношение – единство объекта и ценности, единство знака и значения, порождающее определенное переживание, способ ориентации и самоутверждения человека в мире.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 2 . Природа, сущность и специфика эстетического | Лекция №6. Что же происходит между субъектом и объектом?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 2338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.