КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №6. Что же происходит между субъектом и объектом?
Что же происходит между субъектом и объектом? Объект предъявлен субъекту по принципу, делай, что можно. Особая активность, особая деятельность, которую субъект осуществляет по отношению к объекту. Эстетическая деятельность – это не какая-то особо выделенная институционально и профессионально деятельность. Субъект эстетической деятельности – тот же субъект, который выступает как жизненная активность. Нет никакого социального института, который обеспечивал бы эту активность. Эстетический момент присущ всем основным видам деятельности, и это также говорит, что нет особой эстетической деятельности. Поэтому здесь необходимо понятие – освоение – особое взаимодействие с субъектом, благодаря которому объект из чужого становится своим. След. – активно деятельная, осваивающая связь субъекта с объектом делится на модификации, у каждого из этих способов свои задачи и свое эстетическое содержание. Специфика эстетического освоения мира человеком – тема 3 этапа, уровня эстетического освоения мира. Начинаем с исходного, главного уровня, в рамках этого уровня начинаются основные эстетические эффекты, здесь связь между субъектом и объектом носит идеально-духовный характер, здесь субъект не выходит за пределы духовного контакта, духовное освоение можно было бы назвать этот уровень эстетического освоения, исходя из деятельностных компонентов. Разговор о духовной связи субъекта и объекта имеет и психологический компонент - но об этом – позже. Назовем этот этап, уровень эстетического освоения, созерцательным. Характеризуя в целом, что происходит – созерцание, его суть – непрактическая связь субъекта с объектом, это особая непрактическая активность. Специфика созерцания: 1. Человек не вторгается в пространство объекта. Это такой способ активности, с помощью которого человек пытается создать особую данность объекта. Это особый тип рассмотрения, усмотрения. При этом активность не столько направлена на активность объекта, объект сам раскрывает себя. Такие черты как любовное приятие объекта, ненасильственный контакт с объектом; 2. Всегда самоорганизация субъекта – настройка органов, которые позволяют раскрываться объекту. 3. Это проявляется в любовной (благоговейной, внимательной, склонность к установлению интимного контакта) связи; Закс: «Любовь без интимного контакта – не любовь, а общественное поручение». Философские созерцания – философская рефлексия – спокойное погружение в глубины объекта, чтобы объект раскрывал свое содержание, сущее. Созерцательная спекуляция – умственное усмотрения глубин сущего. Нравственное созерцание – усмотрение нравственных глубин сущего. Человек раскрывает нравственное содержание мира. Раскрытие нравственности своего состояния – ответственности, вины и т.д. Основы – нравственные чувства. Но суть нравственного отношения – сверхчувствена. Суть философского отношения – тоже сверхчувственна. Суть эстетического отношения – чувственный контакт. Бахтин – милота, мы ласкаем объект, любовный приемлющий характер отношения. Эстетическое созерцание идет в режиме подчинения себе отношения человеческого. Эстетическое созерцание идет в режиме духовного усилия, усилия любовного, эротического, любовно-эстетическое отношение к миру – уже у Платона. Пристальность, внимательность, любовная сосредоточенность. Глаз в процессе эстетического созерцания совершает работу подобно руке, которой гладит любимый объект – психологическое исследование. Первый этап созерцания – нет собственно эстетического характера, эстетическое сознание еще не действует. Это не эстетический этап эстетического созерцания. Любой акт должен быть подготовлен, это подготовительный этап. Предметное познание или опознание объекта Первый этап – созерцательный неэстетическое, чувственно-предметное познание 1. Человек начинает различать предметный состав, структуру, динамику. Мы приобщаемся к объекту в его предметной данности. Здесь включается эстетическое сознание – переход к следующему этапу. 2. Эстетическая интуиция – эту активность включает эстетический вкус. Эта эстетическая интуиция и есть эстетический вкус. Переключение объекта в эстетический режим, объект начинает говорить с нами на эстетическом языке. Рождается красота, трагизм, комизм. В содержательном плане на основе интуиции происходит распознавание и интерпретация эстетической ценности. Здесь нет познавательного отношения к миру, это собственно ценностное, не познавательное отношение. Происходит интерпретация объекта сквозь призму эстетического эталона субъекта. Субъект оказывается сопричастным с эстетической ценностью. Субъект оказывается в единстве с объектом, происходит идентификация субъекта с объектом. Мы проходим через полноту объекта, насыщаемся объектом. Любовь - безусловное приятие. Внутринаходимость – мы входим в объект, и он не чувствует насилия, он хочет, чтобы в него вошли. И объект начинает интенсивно переживать. Возникает определенная эмоциональная наполненность. Переживание; там, где нет переживания, нет события, и это другая сторона того же самого. И здесь действуют эмоциональные механизмы. Это переживание глубоколичностно: на вкус, на цвет – товарища нет. Каждый переживает индивидуально-эмоционально. Люди поэтому расходятся в восприятии различных объектов. Переживание бескорыстно по своему характеру, это любовь ко всему миру. Любое слово огрубляет информацию, потому что предназначено для предметной информации, а здесь передается ценностная информация. Мир открывается через переживание гораздо полнее. В философии после Гегеля это утверждается. (Ниточкин: «Страстями надо жить», в фильме «Наш современник»). Эмоциональная связь с миром дает полноту его понимания. Оценивание – постоянное отнесение себя к этому объекту. В процессе переживания – мы располагаем ценностью. Дополнительный аспект переживания возникает, но не сразу – к этому переживанию объекта добавляется процесс удовольствия от объекта. Мы становимся как бы чистым духом, эффект гармонической связи с миром. Мир открыт, понятен, положительно значим – этот момент и называется наслаждением – апофеоз, вершина эстетического восприятия. Особое, духовное удовольствие, пронизывающие чувственные, даже телесные радости. Это и составляет эмоциональную гармонию – гармонизацию отношений с миром, внутреннее утверждение субъекта, сладостное чувство свободы. Обретение свободы, ибо сущность человека – свобода. Для этого существует вся духовная культура и в особенности эстетическое созерцание. Но это дает и другие возможности в освоении мира (свободное отношение к миру) – эстетическое созерцание дает толчок к творческому переустройству мира. Следующий этап – его суть – человеку приходится выходить за пределы своей созерцательной связи. Возникает 2 последующих этапа или уровня эстетического освоения: Второй этап. Проективный. Человек создает образ желанного для себя эстетического объекта, творя в воображении и с помощью воображения. Образ должного: наглядный, чувственный, но и ценностно-смысловой. Человек создает с помощью фантазии образ нового возможного явления. Бернштейн: человек создает модель потребного будущего. И это ни что иное, как эстетический проект. Ни один человек не избежал в своей жизни эстетического проектирования реальности. И этот уровень в современной культуре имеет особое значение. Эстетическое преобразование мира может стать соизмеримым с масштабами всего проектирования мира. Человек проектирует в настоящее время все в мире. Дизайн – в настоящее время проектирование всего. Специфика эстетического проектирования – придать объекту такую форму, чтобы создать объекты, доставляющие удовольствие своим внешним видом. Гармоничные по сути и восприятию. Задача дизайна – соединить практически-функциональные характеристики вещи с его эстетической оптимальностью, с созданием наиболее сильного гармонизирующего эффекта; получением максимального духовного удовольствия от общения с объектом. И получить в итоге художественно-значимый, ценный продукт. Третий этап – практический. Объект создается в реальной действительности. Создается новый объект с заранее заданными эстетическими свойствами. Но сложность: с одной стороны мы имеем дело с объектами, адекватными замыслу, но всякие результаты эстетической деятельности так или иначе получают эстетическую значимость (смешное, трагическое) – непреднамеренное эстетическое содержание. Еще одна черта эстетической практики человека ХХ в. – извращенное стремление человека к созданию чего-либо уродливого. Эстетизация безобразного, что является приметой кризиса культуры; ибо никакое общество не может покоиться на распаде. Как бы то ни было, практический этап не является последним, ибо цель – не практическое, а духовное общение с этой данностью, распредмечивание ее. И объект становится объектом нового созерцания, самоутверждения. Таким образом, расширенное воспроизводство этого утверждения. В рамках жизни этот процесс бесконечен. Нормальное человеческое существование – существование свободное, раскрепощенное, свободное освоение мира, бесконечность приобщения к смыслу. (Главный вопрос – вопрос о самоубийстве: если мир абсурден, в нем нет смысла существовать – Камю). Способность человека творить эстетическую реальность и наслаждаться ею – прорыв через серую повседневность, безлично отчуждающую практику. Эта способность сильна в историко-культурной традиции. Иванов, Белый – жизнетворчество – в эстетическом созидании альтернатива пошлости и бездуховности существования. Эта утопия, ибо эстетическое не свободно от социальной реальности. Не случайно в ХХ веке наступает смакование уродства. И надо видеть место эстетического в культуре, не преуменьшая, но и не преувеличивая его.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |