Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7 Понятие эстетического сознания

Сразу скажу, что понятие эстетического сознания включает в себя: 1. бессознательное тоже. Не все в механизме эстетического сознания осознаваемо, суть этого механизма – осознание действительности, быть механизмом. Это осознавание действительности. Суть этого механизма – направленность к миру.

2. строго говоря, субъект в сфере эстетической культуры может быть выделен разномасштабно, разноуровнево. Можно говорить о коллективном субъекте эстетической культуры. Духовная деятельность создает ту связь между человеком и миром, которая называется эстетической. Действительный субъект эстетического – субъект коллективный. Можно говорить в этом смысле об общественном эстетическом сознании.

Но, применимо к этой сфере, это метафора, ибо здесь не может быть надындивидуального уровня отношения к объекту. Но здесь огромную роль играют коллективные традиции и надындивидуальные уровни эстетического сознания. Но реально это актуализирует отдельную человеческую личность.

В полном смысле слова эстетическое сознание – реальность присущая отдельному человеку.

Кроме того, коллективное эстетическое сознание – явление метапсихологическое, надпсихологическое. Но когда речь идет об индивидуальном эстетическом сознании, здесь мы впадаем в мыслительное пространство психологии. Ибо индивидуальное эстетическое сознание – это психическая реальность со своими процессами и результатами.

Рассматривая эстетическое сознание, мы имеем дело с эстетической психикой человека. Это особая модальность, которая имеет особую природу, особый способ существования, особую онтологию. Рабочее определение индивидуального эстетического сознания (функциональное понимание): сознание – механизм, способ, орган эстетического освоения мира, то, посредством чего человек включается в эстетическую реальность.

Механизм актуализации эстетической реальности и включения человека в эту реальность – эстетическое сознание.

Этот механизм: 1. обладает целостностью, эстетическое сознание – это система, оно целостно. Эта система включает некие свойства, структуры, функциональное единство.

Система психических свойств и структур личности, обеспечивающая, выступающая основанием ее эстетического отношения, освоения мира.

Природа этого органа: 1. социокультурная природа. У животных этого механизма нет, но это общее основание. Обязательной предпосылкой эстетического сознания является существование системы эстетического отношения. Эстетическое отношение формируется сразу как сложная социокультурная система, в которой выразительные, предметно-знаковые формы существуют вместе с эстетическим сознанием. Эстетическое сознание существует только в рамках этой системы. Поэтому условия существования этой системы – условия существования эстетического сознания.

XVIII в. понял (начиная с Канта), что эстетическое сознание не врожденное явление.

До этого еще считалось, что врожденное. Но эстетическое сознание формируется прижизненно, посредством включения человека в систему эстетического отношения.

2. деятельностная природа и деятельностный способ существования эстетического сознания. Эстетическое сознание формирует и развивает себя только через эстетическую активность. Эстетическое сознание является не только приобретенным, но и утрачиваемым.

Эстетическое сознание выражает типичные проявления человеческого духа: духом нельзя запастись впрок, только усилия, активность, поддержанием себя в режиме, в тонусе мы поддерживаем существование культуры. Кто перестает быть эстетически активным, тот под угрозой распада эстетического сознания.

Проблема формирования эстетического сознания. Как человек может начать эту активность, если у него нет предпосылок в виде эстетического сознания – парадокс: как начать эстетическое сознание, не имея эстетического сознания.

Процесс возникновения эстетического сознания – эстетическая социализация или эстетическое воспитание, цель которого – формирование эстетического сознания.

Откуда в человеке способность относиться к миру эстетически, как это может появиться?

По-видимому, дело в том, что ребенок попадает в определенную информационную среду, мир актуализирует эстетические ценности, коммуникации между людьми. Эти информационные потоки – объективная реальность, которая существует как социально-психологическая реальность. Эстетическое отношение – система социально-психологического уровня, не идеологического.

Ребенок попадает в сферу выразительных форм, ее переживает; как это может стать достоянием ребенка? Ребенок до определенного периода – самонастраивающийся субъект. Действуют социально-психологические законы: заражения, эмпатии, внушения.

Предметный мир взывает к эмоциональности ребенка и вместе с этим действует эмоциональность других людей. Общепсихические структуры ребенка постепенно начинают трансформироваться в сторону особого человеческого существования.

Психические свойства, которые являются предпосылкой эстетического сознания:

1. способность эмоционально реагировать на мир. Эмоциональность человека должна достичь определенного уровня развития, чтобы стать эстетически значимой. От рождения ребенок обладает биологической эмоциональностью (плач, улыбка); постепенно ребенок попадает в поле действия социальных сил и его реактивность наполняется психологическим содержанием. Постепенно ребенок начинает оценивать мир как социальное существо.

2. чувственное восприятие – чувственность, формируется: до 2-х лет – способность непосредственного восприятия чувственной формы мира. Прочитывать формы предметов, способность ориентации – структурирования мира. Ребенок все ощупывает, трогает. Высшие психические функции связаны с ручной деятельностью человека. Мелкая пальцевая деятельность. Форма практики – трогать мир, в этой практике ребенок осваивает строение мира. Возникает ориентация в мире предметных форм, чувственная восприимчивость.

3. способность представления – способность иметь образ явления без непосредственного контакта с ним.

4. способность воображения – способность не воспроизводить, а порождать образы. Фантазия – эстетически мотивированное и запрограммированное эстетическое воображение. (Ильенков "Об эстетической природе фантазии"). Но зачем воображение или представление? Восприятие эстетического объекта не совпадает с эстетической данностью объекта. Психика должна уметь совершать движение от данного к полагаемому. Воображение создает эффект глубины, многомерности эстетического сознания. И это нарабатывается со временем – игры, общение детей, обращение к искусству. Ритмы мира формируют эстетическое сознание ребенка через посредников. Например, музыка.

5. интеллект, мышление как способность к определенной интеллектуальной активности. Кант – эстетическое отношение интуитивно-эмоционально и интеллект впрямую тут не при чем. Выготский, "умные эмоции". Интеллект так же конститутивно значим, как и другие задатки и способности.

Для этого надо вспомнить основные функции мышления: Ручное мышление, рациональное восприятие мира, когнитивное мышление.

2 фундаментальные функции мышления: а) научает среди хаоса вещей выделить существенное – эстетическая ценность – ценность обобщенная, это снятие существенных признаков. Гегель: эстетическое – явление сущности. Полноценное эстетическое отношение – такая чувственность, которая понимает, что видит.

б) мышление – способность воссоздать и осмыслить логические связи мира, его конструкцию, структурные связи.

Способность мыслить – способность воспринимать мир упорядоченно. При психических заболеваниях – мир – хаос для человека.

Эстетическая ценность схватывает существенное, и эстетическая форма имеет логику, а это требует мышления, ума.

Все указанные 5 моментов (аспектов) должны быть развиты; нет воображения – эстетическое сознание приземлено, ограничено данным опытом, если неразвит интеллект – глупое эстетическое сознание.

Но эти предпосылки не есть эстетическое сознание, ибо каждая из них не есть эстетическое сознание само по себе.

Когда они попадают в контекст эстетического воздействия или эстетической культуры общества, когда взаимодействие – тогда скачок в развитии сознания.

Отношение эстетического сознания к естественной психике человека.

Правое полушарие – образно-эмоциональное, левое – вербально-логическое.

Эстетическое сознание не имеет прямого закрепления в структуре человеческого мозга. Выготский: эстетическое сознание – высшие психические функции. До этого Ухтомский – идея функционального органа: эстетическое сознание – функциональный орган психики, то есть нет территории головного мозга, которая отвечала бы за эстетическое сознание. Эстетическое сознание – особый психологический механизм, который возникает на основе деятельности. Но дело не только в соединении сил, дело в особом качестве этих сил; возникает особая качественно новая психическая способность, она утрачивается в той мере, на которую человек выходит из этих способностей. То же можно сказать про нравственную, философскую способность человека.

Леонтьев: функциональная система психики; Алехин – то же.

Для философии тоже нужен сложившийся орган. Работает культура, которая вся состоит из надстоек и эта надстройка называется эстетическим вкусом, который является базисом, деятельностным ядром эстетического сознания, его функциональной основой. Эстетический вкус психическая способность, психический механизм.

Как узнать, что вкус появился: 1. человек сам может осуществлять эстетическую активность; 2. функциональная оборотная сторона – эстетическая потребность. Если хочется воспринимать мир эстетически, значит, есть эстетический вкус.

Эстетический вкус оказывается ядром и психическим телом эстетического сознания. Его недостаточно для функционирования эстетического отношения к миру, это двигатель, сила, пусковой механизм эстетического отношения. Но нужны информационные, энергетические, функционально-психологические основания. Он обрастает «пристройками», определяющими его работу.

Функции вкуса: 1. онтологическая – вкус – механизм, который включает эстетическую реальность, сила, актуализирующая для человека эту реальность. Вкус включает человека в эстетическую реальность, которая властно нас подчиняет, волнует, притягивает. У человека может быть вкус в латентном состоянии.

2. семиотическая функция: попав в реальность надо уметь ее читать, вкус – незримый переводчик. Происходит движение через предметность форм к смыслу их, через предметность к означаемому вкуса. Вкус как гид по реальности. Позволяет читать книгу как смысл.

3. ценностно-интерпретационная функция вкуса – вкус – толкователь эстетической содержательности мира. Сила, осуществляющая интерпретацию – вкус.

4. оценочная функция вкуса. Вкус – механизм запуска эстетических эмоций, переживаний. Вкус выполняет это функции в считанные мгновения. Вкус работает как интуитивная сила, это мгновенное усмотрение, прочитывание.

Вкус прочитывает мир через всю полноту прошлого опыта человека, через несколько мгновений.

Эстетический вкус – особая психическая способность через восприятие чувственной формы интуитивно понимать и эмоционально переживать эстетические ценности.

Существование и действование вкуса носит бессознательный характер. Главная задача эстетического воспитания – сформировать эстетический вкус, эстетическую и содержательную наполненность человека. Без вкуса для человека нет эстетической реальности. На этот механизм – вкус – наращиваются другие элементы эстетического сознания.

 

Эстетические ценностные эталоны       Эстетические чувства
     
    Эстетический вкус    
     
Эстетические потребности       Эстетические интересы

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №6. Что же происходит между субъектом и объектом? | Лекция №8. Эстетическое сознание. (Продолжение)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.