КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие, источники бюджетного права и бюджетно-правовые отношения
Бюджетное право – это основной раздел Финансового права. Предмет бюджетного права – это общественные отношения возникшие между субъектами по поводу образования, распределения денежных фондов государства и административно-территориальных единиц общего назначения. Специфические черты бюджетного права определяются тем, что: 1) оно регулирует отношения только между государственными органами, предприятиями учреждениями и организациями; 2) бюджетные отношения строго детализируют согласно бюджетной классификации и имеют строгое документальное оформление; 3) формирование бюджетных отношений определяется особенностями функционирующей в Украине бюджетной системы. Исходные положения этих отношений определяет ст. 95Конституции Украины. Они касаются: а) принципов формирования отношений (справедливости и непризвзятости распределения общественного бргатства). б) публичности отношений (регул. отчетн. – опубл. о ГБ) в) экономической основы формирования бюджета (сбалансиров.) 4) Рассматривает организацию бюджетного процесса. 5) Устанавливает порядок организации контроля и исполнения бюджетов. Все эти группы отношений между собой тесно связаны и по сути являются бюджетными правоотношениями. Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, по которым строится и действует бюджетная система государства, опр. компетенция центральных и местных органов государственной власти и государственного управления по состоянию, рассмотрению и исполнению бюджета. Бюджетные Правоотношения возникают на основе уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета. Они не могут длится больше года и потом снова возобновляются. Отношения строятся согласно бюджетно-правовым нормам, определяют права и обязанности субъектов отношений, указывающих на обязанности субъектов отношений, указывающих на обстоятельства, в соответствии с которыми их учасники становятся носителями конкретных прав и обязанностей; которые предвидят последствия при условии невыполненных их требований. Бюджетно-правовые нормы имеют материальное обоснование, т.к. они – следствие объективного развития общества. Формой развития бюджетных правоотношений выступают общие правила для действий государственных органов власти. Материальные нормы устанавливают материальное содержание бюджета, то есть структуру бюджетной системы, перечень доходов и расходов, объем доходов и расходов, разграничение доходов м расходов между отдельными видами бюджетов, реализацию величины государственного долга, размеры резервного фонда. Так, например: 1) ст. 87 – регламентирует расходы, производимые из государственного бюджета; 2) ст. 90 – определяет положения, которые учитываются при установлении объемов межбюджетных трансфертных платежей.; 3) ст.65 – определяет нормативы отчислений в бюджеты местного самоуправления; 4) ст.24 – определяет цель, условия, величину резервного фонда в Государственного бюджета, полномочия местного бюджета по формированию резервного фонда; 5) ст.25- определяет право Казначейства на бесспорное списание средств со счетов, на которых они учитываются. Ст.2,7 Конституции Украины, ст.5 бюджетного кодекса закрепляет структуру бюджетной системы государства. Ст. 142 Конституции Украины – устанавливает материальную и финансовую основу местного самоуправления, в том числе доходы местных бюджетов.
Основные из материальных бюджетных прав связаны с правом на соответствующий бюджет. Право на бюджет предопределяет комплекс материальных бюджетных прав, принадлежащих соответствующим субъектам. Это право означает права на получение и включение в бюджет определённых доходов, права на использование их в соответствии с потребностями территории, т.е. бюджетными полномочиями (ст. 64). С этими правами связаны соответствующие обязанности данных субъектов (ст. 22- определяет главных распорядителей бюджетных средств, их права и обязанности). Реализуются материальные бюджетные права в соответствии с классификацией доходов бюджета, с классификацией расходов бюджета, с классификацией финансирования бюджета, с классификацией долга (ст. 8 бюджетного кодекса). Кроме материального, бюджетно-правовые нормы имеют процессуальное содержание. Эти нормы играют подчиненную роль по отношению к материальным нормам. Они обеспечивают их правильное применение при составлении, рассмотрении, исполнении, утверждении бюджета, а также при составлении и утверждении отчетов об исполнении бюджетов. Эти нормы объединены в правовой институт «Бюджетный процесс» (гл.4 бюджетного кодекса). Эти нормы базируются на полномочиях органов государственной власти, определённых ст. 85 Конституции Украины. В гл. 6 Бюджетного кодекса, ст. 32,33,37 определяют полномочия по составлению проекта Государственного бюджета, и организац. основы Кабинета Министров. Положения ст. 32,34,35,36,37 определяют организационные положения по составлению проекта бюджета Министерством Финансов Украины. Таким образом, бюджетно-процессуальные нормы устанавливают организационно-правовые формы реализации материальных бюджетных прав субъектов бюджетного права, согласно которым субъекты бюджетного права становятся участниками бюджетных правоотношений. Таким образом, специфическая особенность бюджетных правоотношений находит закрепление в правовых нормах, которые придают им: 1) официальный характер; 2) устанавливают правила поведения для особого круга людей; 3) носят периодический характер; 4) обладают большой детализированностью (так как связаны с финансовыми ресурсами). Бюджетные правоотношения регулируются бюджетно-правовыми нормами, имеющими различный период действия. Различают: 1. Постоянно-действующие нормы (не ограничены периодом времени); они действуют до тех пор, пока субъекты правоотношений сохраняют свою правомочность. 1) ст. 25 – определяет право Казначейства на бесспорное списание средств со счетов, на которых они учитываются. 2. ст. 27 Бюджетного кодекса предусматривает: каждый законопроект, вносимый в Верховную Раду в течении 7 дней подается Комитету Верховной Рады по вопросам бюджета для проведения экспертизы влияния его на доходную или расходную части бюджетов в текущем периоде. Законопроекты, не влияющие на доходы и расходы рассматриваются в общем порядке, а влияющие – в течении 3-х дней должны быть переданы Министерству Финансов для экспертного вывода о целесообразности принятия сроков введения. Министерство Финансов в течении 2-х недель обязано подготовить выводы в рамках вопроса; - в течении 2-х недель Комитет Верховной Рады обязан подготовить экспертный вывод о влиянии документа на доходы и расходы бюджета; - если принимаемый законопроект проводит к повышению расходов или уменьшению доходов, то субъекты законодательной инициативы должны определить источники покрытия увеличивающихся расходов, источников дополнительных доходов; - ни одно из изменений по доходам и расходам не должны вести к повышению государственного долга и государственных гарантий; - Законы Украины, которые влияют на формирование доходных и расходных частей бюджетов, должны быть официально обнародованы до 15 августа года, предшествующего плановому. В противном случае, соответствующие Законы Украины могут быть введены не ранее начала следующего бюджетного периода. 3. Периодические – вступают в силу ежегодно после их утверждения или с наступлением нового бюджетного года. Такое разграничение норм по периоду действия в значительной степени определено и связано с источниками бюджетного права, содержащими нормы бюджетных правоотношений. Основными источниками бюджетного права является: - Конституция Украины; (ст.2,7 – закрепляет структуру бюджетной системы государства; ст.142 – устанавливает материальную финансовую основу местного самоуправления, в том числе доходы местных бюджетов). - бюджетное законодательство (оно построено на принципе верховенства закона, независимости звеньев бюджетной системы). - социальные нормативные акты, устанавливающие полномочия государственной и исполнительной властей; (Закон Украины «О местном самоуправлении»). Особо следует обратить внимание на положение о том, что реалиция бюджетного процесса на основе норм бюджетного права применяется в той части, которая не противоречит Положениям Конституции Украины и Бюджетного кодекса. Наиболее совершенной формой систематизации норм правовых актов, определяющих бюджетное отношение, является кодификация. В рамках бюджетного права попытка кодификации норм находит выражение в создании и принятии бюджетного кодекса (налогового кодекса, финансового кодекса). Кодекс позволяет систематизировать нормативный материал, согласовывать нормы разных законов (Кодекс – это не собрание действующих законов). Любой кодекс состоит из общей и особенной частей. Общая часть – это юридическое обоснование, содержащее общее понятие, юридические дефиниции, которые можно толковать одинакого, независимо от уровня органа государственной власти и применять на этой основе статьи особой части кодекса. Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001г. включает 2 части; 6 разделов и 18 глав. Общая часть закрепляет категориальный аппарат, понятие бюджетной системы, бюджетного процесса и определяет основные положения их функционирования. Особая часть формирует нормы реализации государственного бюджета и институтов доходов и расходов местных бюджетов: межбюджетные отношения и контроль. С принятием БКУ бюджетное право обновилось, что связано с экономическими и политическими переменами, в частности: 1. Изменились принципы построения бюджета (вместо совокупного – бюджет консолидированный); 2. Расширились принципы функционирования бюджетной системы (6-11); 3. Местные бюджеты наделены большей самостоятельностью и функционируют на основе местного самоуправления; 4. Четко определены принципы бюджетного устройства; 5. Утверждена новая структура бюджетной классификации; 6. Определен принцип специализации показателей доходов и расходов (размеры доходов – по источникам, а по расходам в зависимости от направлений); 7. Законодательно закреплены негативные явления в бюджете, свойственные данному периоду (бюджетный дефицит, государственный долг). Кроме БКУ источником бюджетного права является и другие нормативные акты, которые регулируют отношения в сфере накопления и использования бюджетных средств. Виды бюджетных документов: Плановые: - проект бюджета; росписи соотв. бюджета, сметы бюджетных учреждений Оперативные: - поручение финансовых средств о перечислении средств из бюджета на регистрационные счета распорядителей бюджетных средств. Отчетные: - отчеты бюджетных учреждений, финансовых и кредитных учреждений об исполнении бюджетов. 3. Субъекты бюджетного права и их бюджетные полномочия в Украине. Носители юридических прав и обязанностей, связанные с формированием, распределением и использованием бюджетов всех уровней называются субъектами бюджетного права. К ним относят: 1. государство: 1.1 государственные и административно-территориальные образования 1.2 субъекты государственных и административно-территориальных образований области 1.3 местные административно-территориальные образования 2. государственные и местные органы власти 2.1 представительские органы государственной власти и местного самоуправления; 2.2 исполнительные органы власти и местного самоуправления. Вступая в общественные отношения по реализации своих прав и обязанностей, они становятся участниками бюджетных правоотношений. Этим отношениям свойственны особенности, касающиеся их содержания и субъектного состава: а) они возникают в связи с механизмом образования, распределения и использования централизованного государственного (местного) денежного фонда соответствующей территории. б) права и обязанности субъектов правоотношений обусловлены формированием и исполнением бюджета. в) в бюджетных правоотношениях обязательно участвуют государственные или административно-территориальные образования, или соответствующие государственные (местные) органы власти, выражающие их интересы. На этой основе формируются бюджетные полномочия. Бюджетные полномочия- совокупность прав и обязанностей в области бюджетной деятельности. В соответствии со структурой и полномочиями органов законодательной и исполнительной власти, можно разделить на 3 группы: 1. Права и обязанности субъектов, представляющих государство в целом. 2. Права и обязанности субъектов по отношению к Государственному бюджету. 3. Права и обязанности по отношению к местным бюджетам. Бюджетные полномочия: 1. Определяются нормами конст. – ст.85,92,95,96,97,98,116 п.6,142 2. Детализируются: регламентом ВР (р.9 – опр. полномочия в обл. ГБ и квалиф.их как исключит.); З.У. «ОКМУ» - определяет полномочия правительства в области гос. бюджета. З.У. «О местном самоуправлении» - определяют полномочия на собственную финансовую базу. 3. Особым нормативным документом, регламентирующем права и обязанности субъектов бюджетного права, является Бюджетный кодекс Украины. Нормы Бюджетного Кодекса, как и Конституции Украины и Закона Украины «О Государственном бюджете», - является общеобязательными и квалифицируются как исключительные. Бюджетные полномочия Украины (государства). Бюджетные полномочия государства, порядок их реализации в бюджетном процессе отражаются в бюджетном законодательстве. 1. Содержание бюджетных прав Украины обусловлено суверенитетом, распространяющимся на всю территорию Украины, что придаёт бюджетным полномочиям особый характер и отличает эти полномочия от прав других субъектов. 2. Бюджетные полномочия государства позволяет выполнять международные обязательства. 3. К области регулирования бюджетных правоотношений, находящихся в ведении Украины относятся: 1) установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы; 2) разграничение полномочий по осуществлению расходов; 3) установление порядка предоставления финансовой помощи и бюджетных сумм; 4) установление порядка осуществления заимствований и управление долгом; 5) разграничение налогов и других доходов между бюджетами различных уровней; 6) установление минимальным государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу представляемых государством услуг; 7) утверждение бюджетной классификации; 8) определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов; 9) установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. 4. В соответствии с действующим законодательством ним выделяют 3 группы Бюджетных полномочий Украины: Первая группа охватывает полномочия государства Украины по осуществлению правового регулирования в области бюджета. Вторая группа связана с полномочиями по установлению налогов и обязательных платежей, их распределению между Государственным бюджетов и местными бюджетами высшего уровня, а также по определению направлений расходования средств бюджета. Третья группа полномочия Украины по составлению, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета и отчета по его исполнению. 5. Значение бюджетных полномочий государства заключаются в том, что они обеспечивают создание финансовой базы без которой не возможно осуществление государственного суверенитета и компетенции государства. Бюджетные права позволяют проводить единую бюджетную политику, вытекающую из финансирования на территории всего государства и, в конечном счете, единую социально- экономическую политику. Бюджетные полномочия органов местного самоуправления и их исполнительных органов. Эти полномочия закреплены статьями 140, 143 Конституции Украины; ст.63 З.У. «О местном самоуправлении»; ст.15 З.У. «О системе налогообложения». Согласно этим документам низовые звенья органов местного самоуправления руководствуются также решениями соответствующих вышестоящих органов местного самоуправления по вопросам бюджета. Бюджетно-правовой статус местных муниципальных образований включают следующие права: - органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местные бюджеты, осуществляют контроль за их исполнением; - в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от государственным налогам по нормативам определенных законов; - органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, а суммы превышения доходов над расходами по результатам отчетного года не подлежат изъятию; - органы государственной власти обеспечивают муниципальным образованием минимальные местные бюджеты на основе закрепления доходных источников для покрытия минимальных необходимых расходов местных бюджетов; - имеют право установить местные налоги и сборы. Значение бюджетных полномочий состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления своих социально-экономических и других вопросов местного самоуправления. Бюджетные права обеспечивают возможность органами местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей. Основная проблема состоит в том, что действующие нормы финансового права еще недостаточны для материального наполнения делегируемых государством местным органам власти полномочий.
Тема: Правовое регулирование банковского счета и денежного оборота. 1.Правовое регулирование денежного оборота. 2.Правовое регламентирование института банковского счета. 3.Виды банковских счетов. 4.Правовое регулирование наличного оборота и безналичных расчетов. 5.Ответственность за нарушение выполнения денежных обязательств.
Литература: Конституция. З.У. «О НБУ» Гражданский Кодекс. З.У «О банках и банковской деятельности» З.У «О вексельном обращении» от 5.04.2001г. З.У «О платежных системах и переводу денег в Украине» З.У «Об использовании электронно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг для расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг».
Инструкция «Об организации работы по наличному обращению учреждениями банков Украины» от 19.02.2001. «Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине» от 19.02.2001 «О предпринимательстве в Украине» Инструкция «О безналичных расчетах в Украине в национальной валюте» - Положение о порядке осуществления бухгалтерских операций с банковскими платежными карточками национальной системы. - Положение о введении платежных карточек международных платежных систем в расчетах за товары, услуги и при выдаче наличности» - Положение «Об эмиссии платежных карточках и осуществлении операции с их использованием» - Положение «О межбанковских расчетах в Украине» от 08.10.1998г. - Положение «Об операциях банков с векселями» от 28.05.1999г. - Указ президента «Об использовании штрафных санкций за нарушение норм, регулирующих оборот наличных денежных средств»
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |