Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды речевой деятельности

 

- Слушание (аудирование) - процесс восприятия устной речи.

- Говорение - процесс порождения устной речи.

- Чтение - процесс восприятия письменной речи.

- Письмо - процесс порождения письменной речи.

 

Задачи уроков развития речи:

 

- расширение круга представлений;

- повышение речевой мотивации;

- развитие всех сторон речи;

- организация связных высказываний.

 

 

Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

- расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;

- постоянное повышение речевой мотивации учащихся;

- одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы для более четкого и полного освещения темы;

- организация связных высказываний школьников.

 

На уроке используются все существующие методы. Главным является наглядный метод. Параллельно с демонстрацией наглядного материала используются словесные методы (беседа, рассказ), метод экскурсий и наблюдений. Практические методы: зарисовки, трафареты, аппликация, работа с деформированным текстом и т.п.

 

Очень важно, чтобы учитель сумел заинтересовать учащихся. Для этого необходимо использовать различный игровой материал: загадки, кроссворды, ребусы, кукольный театр, обыгрывание ситуаций, дидактические и ролевые игры.

 

Специальные уроки развития речи традиционно включались в учебные планы школ, что объясняется исключительной ролью речи в развитии психики умственно отсталого ребенка.

 

В программе под ред. В.В. Воронковой это уроки «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности». На уроках развитие речи проводится на основе формирования элементарных представлений и понятий, необходимых при обучении другим учебным предметам, расширения и обогащения представлений детей об окружающем мире. Таким образом, работа строится отстраненно от состояния речи самого ребенка, а восприятие и анализ объектов окружающего мира при отсутствии речевых средств значительно препятствует их осмыслению. Целью таких занятий является исправление дефектов тех или иных компонентов речи (фонематического слуха, лексики и др.), тогда как проблема овладения речью, как средством для ситуативной коммуникации не рассматривается.

 

В условиях реального общения не естественен такой рассказ: «Это яблоко. Оно большое, красное, круглое. Яблоко на вкус сладкое, сочное. Яблоко - это фрукт». На уроке происходит узнавание, называние, различение предмета по внешнему виду и др., что не вполне соответствует коммуникативным функциям речи. Кроме того, на уроках развития речи распространенными являются такие формы работы, когда ученики несколько раз, друг за другом, описывают один и тот же предмет, будучи при этом заинтересованы только в получении одобрения учителя, но никак не собственно в речевом высказывании.

 

Содержание развития устной речи умственно отсталых школьников должно рассматриваться в проблемном контексте, где есть предмет для обсуждения. Именно обсуждение предполагает диалог и, как следствие, функциональное использование языковых единиц.

 

Проблема для обсуждения может быть выделена в рамках любой темы. Например, в теме «Овощи» - «Как можно приготовить овощной салат?», в теме «Домашние животные» - «Мой кот ужасный драчун. А у тебя?» и т.д.

 

Основное отличие курса «Устная разговорная речь» (программа для 0-4 классов школы VIII вида (под ред. И.М. Бгажноковой), авторы А.К. Аксенова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская) заключается в принципиально другом подходе, определяющем смысловую направленность обучения на основе языковых обобщений и речевых закономерностей. Большая часть времени на уроке отводится формированию и развитию активной речевой практики учащихся в условиях специально разработанных учителем речевых ситуаций. В уроке сохраняется коррекционная направленность: коррекция недостатков произношения, активизация и пополнение словарного запаса, исправление недостатков в построении предложений и связной речи. Проводится специальная работа по обогащению речи словами, речевыми оборотами и устойчивыми конструкциями, формируются «сигнальные» неречевые средства (жест, мимика).

 

Компоненты работы по развитию речи:

- развитие речевого слуха;

- работа над орфоэпически правильным литературным произношением;

- работа над словарным запасом;

- работа над предложением;

- работа над связной речью (пересказ, рассказывание, описание).

 

Правильная, грамотная, развернутая речь является показателем уровня развития человека и способствует его более успешной адаптации в обществе. В процессе общения человек стремиться быть понятым, поэтому процесс общения обладает большим социальным значением. Полноценное общение - это средство повышения коммуникабельности, путь к развитию ребенка как личности, способ достижения наилучшей социальной адаптации. Развивать речь учащихся - значит способствовать тому, чтобы она была более точной и связной, правильной и содержательной, выразительной и образной.

 

 

Разделы работе по развитию речи:

- аудирование;

- дикция и выразительность речи;

- подготовка речевой ситуации и организация высказывания;

- культура общения;

- общение и его значение в жизни.

 

Рассмотрим разделы работы на уроках по развитию устной речи в рамках программы под ред И.М. Бгажноковой.

Раздел «Аудирование» нацелен на улучшение качества воспроизведения речи (аудирование) и собственно произносительной стороны речи: внятность, отчетливость произнесения слогов и слов в речи. Очень важно умение слушать и воспринимать речь. Материал реализуется на каждом уроке через различные задания: выбор названной учителем картинки из двух данных (миска - мишка); выбор картинки по ее описанию; выполнение практических заданий по словесной инструкции; слушание и понимание текста, читаемого учителем, рассказов одноклассников, речи артистов в магнитофонной записи и т.п.

 

Раздел «Дикция и выразительность речи» - отработка четкости произносительной стороны и эмоциональной выразительности. Сила голоса, темп, мимика, жесты, интонация.

 

Раздел «Подготовка речевой ситуации и организация высказывания» - этот раздел является ведущим в развитии устной разговорной речи. Сюда входит перечень лексических тем и речевых ситуаций. Учащиеся «проигрывают» эти ситуации, моделируют различные варианты речевого поведения.

 

Раздел «Культура общения» - подготовка и проигрывание речевых ситуаций с использованием слов, оборотов и других языковых средств, служащих для выражения просьбы, благодарности, приветствия.

 

Раздел «Общение и его значение в жизни» (вводится в 3-4 классах). Основу данного курса составляют упражнения в развитии коммуникативных умений. Организация наблюдений за речью и речевым общением, анализ ситуаций. Организация ситуативных игр и выполнение практических заданий.

 


Тематика уроков развития речи:

- «У меня сегодня гости»

- «Улица и мы»

- «Разговор в транспорте»

- «Играю с детьми»

- «Гуляю в парке»

- «Иду в магазин»

- «Готовим новогодний праздник»

 

Уроки развития речи призваны устранять имеющиеся у умственно отсталых школьников речевые недостатки.

 

Основным содержанием этих уроков является разнообразная тематика речевого общения. Это темы по естествознанию (растения, животные, человек); темы бытового характера (посуда, одежда, обувь); темы социального характера (транспорт, город, семья) и т.п.

 

Значение специальных уроков по развитию речи огромно. Именно на этих уроках в центре внимания находится формирование речевых навыков учащихся, прослеживается теснейшая взаимосвязь видов работы над всеми компонентами языка. Эти уроки нацелены на подготовку содержательной и речевой базы для развития связной речи, на опережающее освоение детьми многих языковых структур (простое предложение с однородными членами, сложное предложение, структура текста, языковые средства связи и др.) до изучения их как грамматических явлений. Программа специальной школы имеет коррекционную направленность и уроки развития речи - это подтверждение коррекционной направленности речевого материала. Главное - создание на уроке речевой ситуации. Для этого тема должна звучать не просто «Транспорт», а, например, «Я еду в школу», не «Овощи», а «Поможем маме приготовить салат» и т.п.

 

 

Умения и навыки в речевой ситуации:

- Активизировать и обогатить запас слов и этикетных выражений, используемых в различных ситуациях.

- Учить адекватно использовать предметный и этикетный словарь.

- Учить организовывать высказывания содержательно и интонационно, исходя из ситуации общения.

- Расширять возможности участия в диалоге.

- Закреплять умения строить простые предложения.

- Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.

 

 

Виды упражнений:

- Подбор эпитетов (кошка - маленькая, рыжая, добрая, старая, персидская). Узнавание по эпитетам (деревянный, прямоугольный, высокий - стол). Подобные «загадки» дети загадывают сами.

- Подбор к предмету действий, узнавание предмета по действиям (ветер - воет, пыль поднимает, листья срывает, тучи гоняет). На небе сверкает, землю согревает, освещает - солнце. Подбор к действиям предмета - Кто и что плавает? Кто и что летает?

- Подбор обстоятельств (Учиться можно как? - хорошо, прилежно, много).

- Нюансы смыслового значения, т.е. смысла слова (домик, дом, домище).

- Вставка пропущенного слова.

- Распространение предложений.

- Называние частей слова (дерево - ствол, крона, листья, корень. Что это? - этажи, крыша, подъезд, двери, окна).

- Точность слов и выражений (одеть и надеть, нужно вставить слово в выражение).

- Составление предложения с заданным словом.

- Составление предложений с несколькими данными словами.

- Объяснение слов.

- Отгадывание и составление загадок.

- Классификация предметов.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Моторика | Создание высказывания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.