КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принципы обучения
- Воспитывающее обучение. - Сознательность и активность в обучении. - Наглядность в обучении. - Доступность знаний. - Прочность знаний. - Научность материала и систематичность изложения. - Дифференцированный и индивидуальный подход.
Добукварный период – начальный этап обучения грамоте, определяющий успешность детей в дальнейшем, во время букварных занятий. В этот период у умственно отсталых первоклассников закладываются и совершенствуются базовые способности и умения, необходимые для обучения чтению и письму: диалогическая речь, фонематический слух, основы звукового анализа и синтеза, графические умения.
По программе под редакцией В.В. Воронковой добукварный период может длиться от 1 до 2 месяцев, по программе под редакцией И.М. Бгажноковой от 6 месяцев до 1 года (0 класс).
Ребенка одновременно изучают на предмет готовности к школе несколько специалистов: учитель, дефектолог, логопед, психолог.
Работа учителя начинается с заданий, имеющих диагностическую направленность. Организуя рассматривание картинок, беседы по их содержанию, предлагая учащимся выполнение графических заданий, учитель выясняет актуальный уровень речевого развития детей, степень сформированности у них представлений о цвете, форме и величине предметов, а также графических умений.
Результаты наблюдения, которое обычно проводится учителем и другими специалистами в первую учебную неделю, чрезвычайно важны для определения сроков добукварного периода, распределения содержания программного материала, осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к первоклассникам. - продолжительность периода - изучение детей - развитие интереса к обучению - уточнение и расширение представлений - исправление недостатков слухового восприятия, развитие фонематического слуха, элементарного звукового анализа - укрепление мышц артикуляционного аппарата - коррекция зрительного восприятия и пространственной ориентировки - координация мелких мышц кисти руки Необходимо создать условия, при которых дети чувствовали бы необходимость в процессе учебы. Предлагать доступные и интересные задания, игровые приемы, интересные темы добукварных занятий. Практиковать работу с глиной, бумагой, наблюдение, экскурсии, чтение сказок. Очень важно выявить запас знаний и умений учащихся.
В первой части урока больше внимания необходимо уделять развитию учебных умений (сидеть за партой, слушать учителя, выполнять задания) и реализации познавательной составляющей урока (например, беседы, «запись» и «чтение» условно-графических изображений, выделение заданного звука в словах и т.д.). Вторая часть занятия должна быть менее интенсивна в плане активизации интеллектуальных способностей учащихся. Здесь целесообразно использовать творческие или тренировочные упражнения (выполнение графических упражнений, конструирование, драматизация сказок, дидактические игры и др.)
Формирование слухового восприятия начинается с развития грубых диффернцировок: - различение неречевых звуков (шуршание, звуки игрушек); - сопоставление звука и предмета, сопоставление звука со звуком речи (мотор, комар, гусь, волк); - узнавание по тембру голоса («Чей голос?»); - определение направления звука.
Фонематическое восприятие и фонематический слух развиваются следующими упражнениями: - сопоставление слов паронимов (сом – дом, миска – мишка); - оппозиционные слоговые структуры (ма-на, ба-па, ла-ля, м-мь); - умение вслушиваться в слова и исправлять ошибки;
Необходимо практиковать упражнения на выделение в речи языковых единиц (слово, предложение, звук, называние предметов, составление предложений).
Упражнения на выделение звуков: повтор за учителем гласных, выделение первого и последнего в слове, выделение ударной сильной позиции.
Для развития и укрепления мышц артикуляционного аппарата необходима взаимосвязь работы учителя и логопеда, артикуляционная гимнастика, логоритмика.
Зрительно-пространственное восприятие: - цвет, форма, величина и дифференциация предметов по всем признакам; - геометрические фигуры; - ориентировка на листе; - выкладывание орнаментов по образцу, по заданию.
Координация мелкой моторики: - пальчиковая гимнастика; - трафареты, контуры, соединение по точкам; - рисование бордюра; рисование предметов, по форме напоминающих буквы и элементы букв; - лепка, рисование букв и элементов в воздухе.
Очень важной является работа со схемой слова и предложения. Условно-графическое изображение слова – полоска черного цвета. Первоклассники учатся «читать» слова, записанные под предметными картинками, сами «подписывают» картинки, называют предметы на ситуационных картинках и «записывают» соответствующие слова. В течение всего времени обучения ведется соотнесение «Где предмет?» – «Где «написано» слово?»
Знакомство учащихся с предложением – следующий этап. Он начинается также с устной работы – составления предложений о наблюдаемом действии. Далее вводится условное изображение предложения – длинная полоска черного цвета с вертикальной чертой в начале и точкой в конце. Первоклассники учатся «читать» предложения, записанные под картинками, составлять предложения по рисунку и «записывать» их.
Далее внимание учащихся переключается на возможность деления предложения на отдельные слова, что находит отражение в условно-графическом изображении.
В конце добукварного периода, когда у первоклассников сформированы практические представления о предложении и слове как о разных единицах речи, двухуровневая схема предложения «сворачивается», в ней сразу обозначаются входящие в предложение слова, а вертикальная черта в первом слове и точка в конце сохраняются как и в предыдущем варианте схемы.
Один из наиболее сложных этапов в формировании простейших операций звукового анализа – упражнения в делении слов на слоги. Сложность этого этапа связана, прежде всего, с тем, что слог не имеет смыслового значения, поэтому его выделение не может опираться на практические упражнения с реальными предметами, наблюдения за действиями. Следует обратить внимание, что термин «слог» в добукварный период используется только в речи учителя, первоклассники же говорят «часть слова».
Заключительным этапом в системе формирования простейших операций звукового анализа является знакомство первоклассников с речевым звуком, тренировочные упражнения в выделении первого звука в слове, фиксации его условно-графическим изображением в схеме слова. В качестве условного обозначения звука используются квадраты без цветового наполнения. Схемы согласных звуков «наполнятся» синим цветом, а схемы гласных – красным.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |