Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

На уроках чтения

Обучение школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

 

Презентация посвящена вопросам обучения чтению умственно отсталых школьников. В представленных материалах рассматриваются два этапа чтения: объяснительное и литературное, формулируются задачи курса. Рассматриваются навыки чтения (правильность, осознанность, выразительность и беглость), а также трудности формирования этих навыков. Прелагаются методические приемы, способствующие улучшению техники чтения школьников. Дается информация о методике работы над произведениями различных жанров, об уроках внеклассного чтения.

 

Задачи курса обучения чтению во 2-х - 9-х классах специальной (коррекционной) школы VIII вида:

Образовательные задачи:

содержание читаемого материала должно знакомить учащихся с чем-то новым, давать представления о чем-то новом, знакомить с какими-то понятиями;

на уроках необходимо формирование техники чтения, ее четырех качеств - сознательность, правильность, беглость, выразительность.

Коррекционные задачи:

коррекция речи, мышления, внимания, памяти, воображения.

Воспитательные задачи:

воспитывать нравственные качества;

эстетическое воспитание;

экологическое воспитание.

 

 

 

Объяснительное чтение - предполагает, прежде всего, размещение произведений в учебниках в зависимости от тематического принципа. Объяснение содержания произведения и его разбор опирается на имеющийся у детей опыт или на те явления, которые проходят в данный момент перед их глазами.

 

Начиная с 5-го класса, появляются темы, разбор которых опирается на знания детей (история, география, естествознание). В учебники включаются произведения "малых форм" (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы). Далее появляются произведения, имеющие более объемный материал.

 

Литературное чтение - имеет монографический принцип расположения материала (хронологический).Отводится несколько уроков на изучение творчества одного писателя. Объяснение и разбор произведения опирается на знания детей, но не исключается также опора на их опыт. Изучается биография писателя. Используются произведения как малых, так и крупных форм. Появляются повести пьесы, поэмы, отрывки из романов, баллады.

 

 

Правильность чтения у умственно отсталых школьников отрабатывается с определенными трудностями. Такие исследователи как Ж.И. Шиф, М.Ф. Гнездилов, В.Г. Петрова, Р.И. Лалаева, В.В. Воронкова и др. пишут о том, что умственно отсталые дети допускают большое количество ошибок, искажающих звуковой состав слова. Примерно 80 % учащихся первого года обучения допускают различные нарушения правильности чтения. К сожалению, нарушения правильности чтения сохраняются и в старших классах.

 

 

Типичные ошибки и их причины:

замены звуков (из-за недостатков произношения, нарушения фонетико-фонематического слуха, плохой зрительной дифференцировки, инертности процессов возбуждения и торможения, непонимания слов);

пропуски букв (из-за нарушения внимания, инертности процессов переключения с одного звука на другой и упрощения слов);

добавление лишних звуков (из-за нарушения внимания, нарушения процессов возбуждения и торможения - застревание, склонности к упрощению).

 

В процессе урока чтения продолжается работа по закреплению буквенных знаков, по развитию звуковой дифференцировки, по формированию внимательного отношения к слову, по соотнесению читаемого слова или предложения с его значением.

 

Работа над правильностью чтения наиболее интенсивно ведется в 1 - 3 классах, это обусловлено тем, что сам читаемый материал не очень объемен, эти годы обучения и возрастные особенности учащихся начальной школы являются наиболее синзетивными в восприятии чтения.

 

 

Приемы работы над правильностью чтения:

Многократность прочтения текста со сменой заданий:

чтение по заданию;

эстафета цепочкой;

выборочное чтение;

чтение по ролям (с 3-го класса).

Проведение речевых зарядок (пятиминуток), предваряющих чтение текста, основной целью которых является подготовка учащихся к прочтению трудных слов и переходу на более совершенный способ чтения.

Использование различных игровых приемов:

игра "Будь внимательным" (в таблице сходные по звуковому составу слова - потеплели, потемнели);

игра "Фотоаппарат" (быстро показываются слова или предложения, нужно прочитать, запомнить, повторить, формируется память и поле зрения);

игра "Буксир" (читает учитель, дети следят; затем читают дети, по очереди, начиная с сильных учеников).

Включение в чтение учащихся со слабой техникой чтения:

отраженное чтение (читает сильный ученик, слабый повторяет);

хоровое чтение;

чтение с продолжением (сильный ученик начинает, слабый продолжает);

следи, будешь исправлять ошибки (не более одного предложения).

 

 

Для детей с интеллектуальной недостаточностью особую сложность представляет понимание идеи произведения, относительно легким является информационный план произведения.

 

 

 

Сложности в осознании читаемого текста, испытываемые умственно отсталыми детьми:

затруднения в устной логической связи между поступками, событиями и т.п.;

непонимание идейного смысла;

непонимание подтекста;

плохо устанавливают временные связи, особенно если описание дается в разновременном плане;

нарушено образное восприятие;

затруднено восприятие изобразительных средств языка;

фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;

имеющийся у умственно отсталых школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.

 

Задачи работы над формированием осознанного чтения:

расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;

учить четко устанавливать смысловые связи;

помогать в понимании идейного смысла произведения.

 

 

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:

Разбор значений слов-синонимов.

Разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

Самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

 

Подробнее о методике работы по формированию навыка осознанного чтения см. статью "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида" (откроется в новом окне).

 

 

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения (продолжение):

Подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

Работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).

Работа с фразеологизмами.

 

Подробнее о методике работы по формированию навыка осознанного чтения см. статью "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида" (откроется в новом окне).

 

 

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения (продолжение):

Обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

Упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

Упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.

 

Подробнее о методике работы по формированию навыка осознанного чтения см. статью "Развитие навыка осознанного чтения в школе VIII вида" (откроется в новом окне).

 

 

 

Сила голоса - важное средство выразительной речи и чтения. С ее помощью передается эмоциональное напряжение, характер действующих лиц. С силой голоса тесно связано логическое ударение.

 

Темп речи используется для передачи напряженности событий и характера действующих лиц. С темпом связаны паузы, чем больше пауз, тем медленнее темп. Паузы могут быть синтаксическими, логическими, психологическими.

 

Тон голос учащимися осваивается достаточно рано.

 

Мелодика речи - повышение и понижение голоса. Существует три вида интонации: монотонная, восходящая, нисходящая.

 

Ритм речи - специально не проводится никаких упражнений по работе над ритмом речи, в основном дети осваивают его по подражанию.

 

Все средства интонации и выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи - дикция, дыхание, орфоэпическое произношение.

 

 

Задачи по развитию навыка выразительного чтения:

отработать технику речи (дикция, дыхание, орфоэпическое произношение);

помочь детям с большей или меньшей осознанностью овладеть основными средствами интонации;

преодолеть те недостатки, которые связаны с нарушением модуляции голоса.

 

 

 

Приемы работы по формированию навыка выразительного чтения:

Подражание речи учителя

Скороговорки

Хоровое чтение

Артикуляционная гимнастика

Физминутки

 

Подробнее о методике работы см. статью "Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении" (откроется в новом окне).

 

 

Приемы работы по формированию навыка выразительного чтения (продолжение):

Участие в художественной самодеятельности

Работа над логическим ударением в ответах на вопросы

Чтение по ролям, драматизация текста

Прослушивание грамзаписи

Прием нотирования

 

Подробнее о методике работы см. статью "Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении" (откроется в новом окне).

 

 

 

Большое значение для выразительного чтения имеет умение правильно, точно (в полном соответствии со значением предложения) делать логические ударения. Для того, чтобы предложение приобрело определенный и точный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных слов. Смысл предложения изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение. Именно эту мысль важно донести до учащихся путем выполнения несложных упражнений.

 

 

 

Кроме логических ударений, огромную роль в живой речи и чтении играют паузы. Речевая пауза - это остановка, которая делит звуковой поток на отдельные части, внутри которых звуки следуют один за другим непрерывно. Роль паузы в предложении особенно ясно выступает тогда, когда сочетание одних и тех же слов в одном и том же порядке, будучи по-разному разделено паузами, приобретает разное значение. Паузы могут быть художественными и психологическими. Художественные паузы - это паузы перед словами и фразами, которым говорящий хочет придать особое значение, особую силу. Чем больше значение слова, тем длиннее пауза, соблюдаемая перед ним. Речевые разминки при работе над художественными паузами лучше всего проводить с пословицами.

 

Психологическая пауза чаще всего совпадает в тексте с многоточием, которое сигнализирует о каком-нибудь большом душевном волнении. Знакомство с такого рода паузами проводится при чтении различных художественных произведений. Учитель выразительно читает отрывок произведения, затем идет совместный с учащимися разбор прочитанного: где сделаны паузы; почему; что получится, если мы не сделаем здесь паузу и т.п. После чего под руководством учителя школьниками делается вывод, что в некоторых случаях, где возможно разное понимание текста, правильной передаче его смысла в устной речи помогают паузы; паузы делаются перед словами, которым говорящий хочет придать особое значение, силу, выразительность. Приведем примеры: Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

 

 

 

Интонация является одной из сторон культуры речи и играет важную роль в образовании повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Выразительное чтение предложения с соблюдением знака препинания в конце невозможно без соблюдения логического ударения, пауз, повышения и понижения голоса. Осознание учащимися роли этих предложений и практическое овладение различными интонациями имеет большое значение для развития навыков выразительного чтения. Особое значение интонация имеет при чтении стихотворений и басен. Для речевых разминок можно брать предложения из уже изученных произведений или придумывать свои собственные.

 

 

 

Темп чтения у каждого человека разный, т.к. разный темп разговорной речи, это зависит от характера и типа нервной системы. Единицами беглого чтения являются словосочетание, предложение, абзац.

 

У умственно отсталого скорость чтения примерно 90 слов в минуту - нижний порог, при норме 130 слов в минуту. Умственно отсталые школьники со значительной трудностью овладевают навыком беглого чтения. Исследователи говорят о том, что навык беглого чтения появляется у умственно отсталых школьников позднее, чем у нормально развивающихся детей и формирование его идет неравномерно в пределах одного года обучения. Примерно 20% учащихся 5-х классов овладевают беглым чтением, 58%читают целыми словами, 22% читают по слогам. Требования к беглому чтению программа начинает предъявлять в 6 классе. Основная подготовка к беглому чтению проходит в 4-5 классах.

 

 

Темп чтения умственно отсталого ребенка подчас бывает либо патологически медленным, либо быстрым. Требовать от ребенка беглое чтение просто невозможно, т.к. большинство из них недостаточно хорошо владеют навыком правильного чтения. В школе VIII вида не проводится проверки техники чтения с секундомером, когда подсчитывается скорость чтения (количество слов в минуту). Наверное, лучше если ребенок будет читать в привычном для него темпе, пусть даже замедленном, но правильно, при этом понимая прочитанное и пытаясь соблюдать выразительность.

 

 

Приемы работы по формированию беглого чтения:

многократность прочтения (по абзацам, эстафета, выборочное, по ролям, чтение текста и разделение его на части, озаглавить каждую часть, составление характеристики героев);

речевая разминка (пятиминутка)

сочетание курсорного (беглого) и статорного (аналитического) чтения на основе изучаемого текста;

игровые моменты те же, что и при работе над правильностью чтения;

прием подсчета слов («жжужащее» чтение);

развитие смысловой догадки;

зрительные диктанты (4-5 класс). Проводится на уроках русского языка (орфографическая пятиминутка).

 

Сказка - наиболее любимый для всех детей жанр. Сказка является очень благоприятным материалом для развития связной устной речи умственно отсталых детей, т.к. ее композиционная четкость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для передачи содержания. В учебниках специальной (коррекционной) школы представлены все виды сказок:

бытовые;

волшебные;

сказки о животных.

 

Существует ряд рекомендаций к работе над сказкой:

При подготовке к чтению сказки важно организовать наглядно - практическую деятельность детей или провести соответствующую беседу, так, чтобы учащиеся могли правильно воспринимать самих героев и их действия.

Чтение сказки необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций, аппликаций, рисунков и т.п.

Поскольку сказка по природе предназначена для устного воспроизведения, желательно, чтобы учитель использовал так называемое чтение-рассказывание. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи, рассказывание сопровождается соответствующими мимикой и жестами. Может быть использована аудио запись.

При анализе сказки не следует акцентировать внимание на том, что что-то в ней вымысел, иначе пропадает очарование сказки. После отработки содержания сказки, его полного анализа, сказку следует прочитать по ролям.

Пересказ сказки следует очень хорошо подготовить. Он должен выглядеть как рассказывание сказки, близко к тексту, с использованием слов и выражений, свойственных ей. Короткая сказка воспроизводится полностью, длинная по частям. Пересказывать можно, используя словесный план, картинный план, кадры диафильма, слайды, иллюстрации, по цепочке, с опорой на специфические слова.

 

 

Рассказы составляют примерно 50% от произведений других жанров. Рассказ - это повествование, изображающее эпизоды, события из жизни героев. Рассказы могут располагаться по тематике (о природе, о труде, о животных), по времени протекания действия (об истории, о сегодняшнем дне), по жанровой характеристике (юмористические, драматические), по сложности композиции (повествовательные, с пропущенным звеном, со скрытым смыслом). Для умственно отсталых наиболее доступными являются рассказы с последовательным развитием событий, которые не содержат сложные смысловые связи. Более трудны для понимания рассказы с пропущенным звеном или разновременными планами действия, когда события сегодняшнего дня перемежаются описанием уже происшедшего. Пропущенные звенья, последовательность развития сюжета восстанавливаются на основе общего контекста (Паустовский - «Заячьи лапы», Толстой - «Акула»). Но самые трудные для понимания - это рассказы со скрытым смыслом (Чехов - «Хамелеон», Толстой - «Кавказский пленник»).

 

 

Басня - это короткий аллегорический рассказ с нравоучением. Иносказание является спецификой басни. Изучение басен начинается с 4 - го класса.

 

Специфика этого жанра предполагает некоторое своеобразие методической работы:

Требуется такая подготовительная работа, которая бы выявила основные линии поведения персонажей.

Так как язык басни сложен и непонятен детям, чтение басни следует проводить по частям с параллельным разбором каждой части.

Сначала происходит общий разбор смысла басни, а затем уже ее скрытый смысл, даже в том случае, если басня начинается с морали.

Басня не пересказывается, а готовится выразительное чтение, чтение по ролям, заучивают наизусть, драматизируют.

 

 

Стихотворение - это небольшое лирическое или лирико-эпическое произведение, имеющее особую ритмико-звуковую и строфическую структуру. Работа с различными по темам стихотворениями имеет огромное воспитательное значение: правила поведения и гигиены, понятия добра и зла, отношение к природе и животным и т.п. Стихотворения могут быть эпическими и лирическими. Для стихотворений эпического (повествовательного) характера обязателен сюжет («Мойдодыр», «Дедушка Мазай и зайцы», «История Власа - лентяя и лоботряса»). Методика работы над эпическими стихотворениями совпадает с методикой работы над рассказом. Специфика же работы будет заключаться в подготовке к выразительному чтению стихотворения и работе над образными средствами языка.

 

Лирические стихотворения характеризуются повышенной эмоциональностью. Трудности при изучении таких стихотворений заключается в большом количестве метафор, эпитетов и т.п. При работе над этими стихотворениями большое внимание уделяется эмоциональному настрою учащихся (экскурсия, беседа, слушание музыки, рассматривание картин). После подготовительной работы и выразительного чтения стихотворения учителем (аудиозапись) отрабатывается выразительное чтение стихотворения детьми. Текст стихотворения следует разметить (проинтонировать). Сначала идет объяснительное чтение каждой строчки (интонация и разбор содержания).

 

Работа над стихотворением проходит в три этапа:

1 этап. Вступительная беседа. Первичное восприятие и воспроизведение материала.

2 этап. Заучивание стихотворения.

3 этап. Закрепление заученного материала систематическое повторение выученных стихотворений).

 

Существует ряд приемов, помогающих детям выучить стихотворение наизусть.

Мнемонический прием:

Текст записан на доске, по мере заучивания стираются слова, в конце остается по одному слову из каждой строчки, которые служат подсказкой.

По мере заучивания стихотворения на доске остаются первые слова из каждой строчки.

Заучивание по плану:

план из слов и иллюстраций к каждой строчке;

действенный план (произведение игровых действий с фигурками персонажей из стихотворения и предметов, о которых говориться в стихотворении);

картинно-предметный план;

план, составленный из ситуационных картинок;

символический план (представлен в виде разных геометрических фигур или одной и той же фигуры разного цвета);

комбинированный план.

 

 

Внеклассное чтение в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида играет еще большую роль, чем в массовой школе, поскольку у умственно отсталых детей интереса к книге самостоятельно не возникает. Внеклассное чтение влияет на совершенствование техники чтения, расширяет кругозор, развивает умение черпать информацию их книг. Как показали исследования ряда ученых (И.Г. Еременко, М.Ф. Гнездилов, В.А. Сумарокова и др.), правильная организация уроков внеклассного чтения у части детей вызывает интерес к определенной литературе. Учащиеся начальной школы любят сказки, рассказы о животных. Мальчики старших классов любят читать "про войну, шпионов, сыщиков", девочки проявляют интерес к любовным романам. Руководство учителя внеклассным чтением детей направлено на развитие у них интереса к книге, самостоятельному чтению.

 

Умственно отсталые дети, как правило, не помнят ни писателя, ни произведение прочитанное недавно. Когда школьникам задается вопрос: "Что ты читал в последнее время?", чаще всего они называют произведение, прочитанное на прошлом уроке в классе, что говорит о том, что самостоятельно, дома они ничего не читают. В массовой школе примерно 20% детей читают дома дополнительную литературу. Учащиеся начальных классов выбирают книги по наличию в них большого количества картинок, старшеклассники по объему (чем толще, тем лучше).

 

 

 

Для реализации задач уроков внеклассного чтения, эти уроки организуется в соответствии с тремя направлениями работы.

 

 

 

Система мероприятий для развития читательского интереса - это:

организация уроков внеклассного чтения с момента прихода учащихся в школу;

в 1 - 2 классах учащимся читает учитель, воспитатель, библиотекарь (5 - 10 минут на уроке);

использование приема чтения-рассматривания;

самостоятельное чтение книжек-малышек;

организация уголка внеклассного чтения, стенда учета прочитанных книг;

экскурсия и запись в библиотеку;

чтение учителем отрывков из книг с захватывающим сюжетом, предложение дочитать дома книгу самостоятельно;

с 5 класса вводятся специальные уроки внеклассного чтения (один раз в месяц);

с 6 класса ведется дневник внеклассного чтения;

проведение "Недели детской книги", праздников, посвященных юбилею какого-либо писателя;

просмотр диафильмов, кинофильмов, слайдов;

конкурсы, викторины, объединенный урок с параллельным классом, экскурсии, посещение театров.

 

 

 

Контроль за чтением учащихся - это:

ведение специальных дневников внеклассного чтения или читательских листов, регулярная проверка этих дневников;

оформление уголка внеклассного чтения;

систематический опрос школьников педагогом: "Какое произведение читает ребенок, кто автор, до какого места дошел, задает вопросы по содержанию";

на уроке внеклассного чтения - обобщающая беседа о прочитанных книгах (вопросники, тесты).

 

Системность и регулярность работы это:

уроки внеклассного чтения в старших классах 1 раз в месяц;

в своем режиме дня учащийся должен отвести 30 минут для внеклассного чтения;

ведение учащимися и проверка учителем дневников внеклассного чтения и читательских листов;

связь учителей начальной и старшей школы, проведение методических объединений, где бы обговаривалась преемственность от класса к классу, подводились итоги работы, осуждался список читаемого материала.

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Это триединство сохраняется при любом виде чтения | Шкала оценки понимания речи у детей раннего возраста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.