КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование себестоимости продукции по статьям и элементам затрат
Экономическая характеристика и классификация затрат на производство продукции Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, электроэнергии, основных средств и других затрат на ее производство и продажу. Она формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды. Определение расходов от обычных видов деятельности и порядок их признания изложен в положении по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Учет расходов». Расходы по обычным видам деятельности – это расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также приобретением и продажей товаров. Они включают в себя расходы по приобретению сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов; расходы по их переработке для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг; расходы по продаже продукции (работ, услуг) и товаров. Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. В соответствии с ПБУ 10/99 расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной или иной). Кроме того, они признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Исключение составляют организации, в которых принят порядок признания выручки от продажи продукции по мере поступления денежных средств и иной формы оплаты, т. е. «кассовый метод» учета выручки. При этом методе расходы признаются после погашения задолженности поставщикам и подрядчикам. В настоящее время такой метод учета могут применять только малые предприятия. Большое значение для правильной организации учета расходов предприятия имеет их классификация. Она может осуществляться по различным классификационным признакам: - по экономической роли в процессе производства; - по способу включения в себестоимость продукции; - по отношению к объему производства; - по элементам затрат; - по калькуляционным статьям. По экономической роли в процессе производства выделяют основные и накладные затраты. Основные затраты – затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства. К ним относятся: сырье и основные материалы, вспомогательные материалы и другие расходы, кроме общехозяйственных и общепроизводственных расходов. Накладные затраты образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им. Они состоят из общепроизводственных и общехозяйственных расходов. По способу включения в себестоимость продукции выделяют прямые и косвенные затраты. Первые из них непосредственно связаны с производством отдельных видов продукции и сразу относятся на ее себестоимость. Косвенные затраты связаны с производством нескольких видов продукции и распределяются между ними пропорционально принятой в отрасли промышленности базе. По отношению к объему производства различают переменные, условно-переменные и условно-постоянные затраты. К переменным относят расходы, размер которых изменяется пропорционально изменению объема производства продукции – сырье и основные материалы, заработная плата производственных рабочих и др. Условно-переменные расходы зависят от объема производства, но эта зависимость не прямо пропорциональная (общепроизводственные расходы). Размер условно-постоянных расходов почти не зависит от изменения объема производства продукции. К ним относятся общехозяйственные расходы и некоторые другие. Затраты организации на производство в соответствии с их экономическим содержанием группируют по экономическим элементам. Перечень элементов затрат определен Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99) и включает: 1) материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов); 2) затраты на оплату труда; 3) отчисления на социальные нужды; 4) амортизацию; 5) прочие затраты. Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет по статьям затрат, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно. Номенклатура калькуляционных статей затрат включает: 1) сырье и материалы; 2) возвратные отходы (вычитаются); 3) покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций; 4) топливо и энергию на технологические цели; 5) заработную плату производственных рабочих; 6) отчисления на социальные нужды; 7) расходы на подготовку и освоение производства; 8) общепроизводственные расходы; 9) общехозяйственные расходы; 10) потери от брака; 11) прочие производственные расходы; 12) расходы на продажу. Первые одиннадцать статей образуют производственную себестоимость продукции, а итог всех двенадцати статей – полную себестоимость продукции. Организация производственного учета является внутренним делом хозяйствующего субъекта и определяется экономическими, юридическими, организационными, технико-технологическими и другими факторами.
Исчисление себестоимости является важной предпосылкой эффективного управления производством. Материальные ценности отпускаются в производство в соответствии с нормами расхода и требованиями технологического процесса. Существуют три основные метода, используемые для контроля за расходом сырья и материалов в производстве. Метод документирования используется практически на всех промышленных предприятиях. Его сущность состоит в документальном оформлении отклонений расхода материальных ресурсов от установленных норм. Метод партионного раскроя основывается на составлении раскройного листа, в котором указывается количество материала, поданного к рабочему месту, плановое количество заготовок и отходов и их фактическое получение. Этот метод широко используется в швейной, машиностроительной, мебельной и ряде других отраслей промышленности. При инвентарном методе проводится инвентаризация остатков неизрасходованного сырья и материалов на конец смены, суток, пятидневки или другого периода. Сумма остатка материалов на начало периода и поступления материалов за вычетом остатков их на конец периода показывает фактический расход сырья и материалов. При разработке учетной политики организации руководители финансовых служб могут выбрать один из вариантов расчета фактической себестоимости израсходованных материалов: 1. Исходя из средней себестоимости каждого вида материалов. 2. Метод ФИФО. Заданные варианты методов расчета применимы при сокращенной номенклатуре материальных ценностей, при отдельном учете поступивших партий, при обязательном их аналитическом учете в количественно-ценовом выражении, что возможно при наличии специально разработанного программного продукта для компьютерной обработки указанных показателей. В связи с этим в некоторых случаях целесообразно использовать классический метод учета израсходованных материалов, предполагающий применение учетной стоимости материалов в течение месяца и доведение ее до фактической себестоимости по окончании месяца через расчет транспортно-заготовительных расходов или отклонений от учетных цен. Учетная цена при этом устанавливается организацией самостоятельно при разработке номенклатуры-ценника на материалы исходя из комплекса покупных (договорных) цен и используется продолжительное время. Номенклатура-ценник — перечень наименований используемых материалов, в котором фиксируют их шифры, номенклатурные номера и учетные цены. В этом случае учет поступления материалов организуется при использовании счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей». При любом способе расчета фактической стоимости израсходованных материалов первичные учетные документы должны отражать учетную цену, а по окончании месяца через отклонения — разницу между учетной стоимостью и фактически подлежащей к списанию (средней, ФИФО) довести ее до фактической, ведь ее сумма может быть рассчитана только по окончании месяца. Сумма отклонений должна списываться и распределяться между заказами счета 20: Дебет 20 Кредит 10. Несмотря на расходование материалов на различные нужды сумма транспортно-заготовительных расходов на весь объем израсходованных материалов списывается только на счет 20, т. е. непосредственно на себестоимость продукции, работ, услуг. Списание производится пропорционально сумме израсходованных ценностей по учетным ценам, что отражается проводкой: Дебет 20 Кредит 10, 16. К отходам производства относятся остатки материалов, которые образовались в результате технологической обработки и потеряли полностью или частично качества, свойственные данному виду материалов (полномерность, формы и др.). Отходы, которые могут быть использованы для изготовления продукции, выполнения работ, услуг или на хозяйственные нужды, называют возвратными или ценными. Отходы, не представляющие никакой потребительской ценности (не используются внутри организации, не подлежат реализации на сторону, а также не видимые отходы, усушка, угары и пр.), называются безвозвратными. Понятно, что стоимость возвратных отходов уменьшает сумму затрат производства, поэтому требует бухгалтерской записи по счетам: Дебет 10 Кредит 20. По статье «Заработная плата производственных рабочих» учитывается основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих и инженерно-технических работников, непосредственно занятых в процессе производства продукции. В состав основной заработной платы производственных рабочих включается оплата труда по сдельным нормам и расценкам, а также повременная оплата; доплаты по сдельно- и повременно-премиальным системам оплаты, районным коэффициентам и др. Основная заработная плата производственных рабочих включается в себестоимость отдельных видов продукции или однородных ее видов прямым путем. Ту часть заработной платы, которую невозможно прямым путем отнести на себестоимость отдельных изделий, распределяют косвенно-пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции. Дополнительную заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных рабочих распределяют между видами продукции пропорционально основной заработной плате производственных рабочих. Заработная плата производственных рабочих разделяется на две части: заработная плата по нормам и отклонения от норм. Начисление заработной платы сверх норм осуществляется по специально выписанным документам — листкам на доплату, нарядам на выполнение работ, не предусмотренных технологией, листкам учета простоев, нарядам на исправление брака. Отклонения по заработной плате рабочих, оплачиваемых повременно, выявляют при распределении начисленных сумм пропорционально нормативным ставкам сопоставлением фактически начисленной заработной платы с нормативной суммой. В составе затрат, связанных с процессом производства, важное положение занимают средства труда, при помощи которых создается продукция, выполняются работы, оказываются услуги. Это основные средства и нематериальные активы. Их достаточность, надежность обеспечивают организации высокое качество продукции, ее рентабельность, конкурентоспособность. Для возмещения их стоимости с целью обновления объекта и замены указанного имущества в бухгалтерском учете ежемесячно рассчитывают суммы из амортизации, т. е. потери объектами моральных и физических качеств (при стоимости за единицу свыше 20 000 руб.). В учетной политике организации устанавливается порядок расчета амортизации по различным видам средств труда: по объектам основных средств варианты расчета предусмотрены Положением о бухгалтерском учете основных средств — ПБУ 6/01. Организация должна выбрать и указать в учетной политике более подходящие для нее варианты расчета амортизации (износа) основных средств, установленных ей групп основных средств. Их четыре: линейный способ, способ уменьшающегося остатка, способ списания стоимости по сумме числа лет срока полезного использования и способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Начисленные суммы амортизационных отчислений по объектам основных средств в разрезе цехов и отделов предприятий отражаются по статьям расходов производственных счетов 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 97 «Расходы будущих периодов» и других с кредита счета 02 «Амортизация основных средств». Объекты основных средств, стоимостью до 20 000 руб. за единицу списываются на затраты полностью в момент передачи в эксплуатацию: Дебет 20, 23, 25 Кредит 01. Амортизация нематериальных активов осуществляется согласно установленным организацией самостоятельно сроков и норм, в течение которых объект будет эксплуатироваться и приносить доход. Суммы начисленной амортизации по нематериальным активам относятся в дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы» или 26 «Общехозяйственные расходы» с кредита счетов 05 «Амортизация нематериальных активов» или 04 «Нематериальные активы». К расходам по обслуживанию производства и управлению относят расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Они учитываются на активных, собирательно-распределительных счетах 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы» и по тем же статьям включают в себестоимость продукции. По окончании месяца расходы на содержание и эксплуатацию оборудования списывают на счета 20 «Основное производство» и 28 «Брак в производстве» (в части исправимого брака) и распределяют между отдельными видами продукции и незавершенным производством пропорционально сметным (нормативным) ставкам на содержание и эксплуатацию оборудования. При отсутствии сметных ставок расходы на содержание и эксплуатацию оборудования распределяют между видами продукции, как правило, пропорционально сумме основной заработной платы производственных рабочих. Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и непроизводственных расходов. По окончании месяца общехозяйственные расходы распределяют и списывают на основное, вспомогательные и непромышленные производства и хозяйства и другие счета затрат. Списание общехозяйственных расходов по назначению оформляют следующими бухгалтерскими записями: Дебет 20 «Основное производство» (на сумму расходов, относящихся к основному производству); Дебет 23 «Вспомогательные производства» на сумму расходов, относящихся к вспомогательным производствам»; Дебет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» (на сумму расходов, причитающихся к получению от поставщиков в возмещение потерь от простоев по внешним причинам); Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» (на сумму расходов, понесенных предприятиями в результате временной остановки производства) и другие; Кредит 26 «Общехозяйственные расходы». Общехозяйственные расходы можно списывать с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи». Расходы будущих периодов возникают в связи с освоением новых видов продукции, предварительной подпиской на техническую литературу, списанием начисленных лицензионных платежей (роялти), выполнением объема ремонтных работ по основным средствам и пр. В момент совершения расходов на их сумму дебетуется счет 97 «Расходы будущих периодов» с кредита счетов материальных, трудовых и финансовых ресурсов. По мере наступления соответствующих отчетных периодов относящиеся к ним расходы подлежат распределению (списанию). В зависимости от содержания расходов применяются два способа их списания: - Первый применяют при освоении производства нового вида продукции, которое влечет за собой определенные затраты, планируемые и учитываемые по установленной номенклатуре статей. По мере передачи указанной продукции в серийное производство затраты на освоение подлежат списанию, погашению, т. е. ежемесячному включению в себестоимость данного вида продукции, частями, обычно в течение двух лет, отдельной (прямой) статьей калькуляции. Сумма к списанию зависит от количества выпущенной продукции данного вида и установленной нормы. Дебет 20 «Основное производство» аналитический счет соответствующий заказ; Кредит 97 «Расходы будущих периодов». - Второй применяют при затратах на ремонт основных средств и прочих расходах аналогичного содержания. Такие расходы списывают равными долями в отчетном периоде, к которому они относятся: Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»; Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»; Кредит 97 «Расходы будущих периодов. В организации могут также создаваться резервы на проведение ремонтных работ, на оплату отпусков и др. В целях равномерного отражения издержек производства по учетным периодам эти расходы включают в затраты в сметно-нормализованном порядке и учитывают на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов». Обычно отпуска рабочим предоставляются в течение года неравномерно, что приводит к искажению себестоимости продукции. Чтобы не допустить такого влияния на себестоимость продукции, предстоящие выплаты заработной платы рабочим за время отпуска и начисления на нее во внебюджетные фонды резервируют, т. е. начисляют по установленным нормам и оставляют в распоряжении организации. Таким образом, в себестоимость включается не фактически начисленная сумма отпускных, а ее норма, устанавливаемая организацией самостоятельно исходя из планового фонда заработной платы на предстоящий год и установленного процента. Для проверки правильности резервирования сумм последние ежегодно инвентаризуются. С этой целью по списочному составу рабочих определяют, какая сумму была бы начислена, если бы всем рабочим были предоставлены. положенные им отпуска (за отчетный год). Полученную сумму по инвентаризации сопоставляют с суммой остатка резерва на оплату отпусков на конец года. Если остаток резерва окажется меньше положенной суммы, то резерв доначисляется (дебет счетов 20 «Основное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», кредит счета 96 «Резервы предстоящих расходов»), при ее превышении излишне начисленная сумма резерва на отпуск сторнируется в той же корреспонденции счетов. При начислении отпускных в бухгалтерском учете производится запись по счетам (дебет 96 «Резервы предстоящих расходов», кредит U «Расчеты с персоналом по оплате труда»). Аналитически учет к счету 96 «Резервы предстоящих расходов» организуется в ведомости № 15 по каждому виду резерва. Остаток счета 96 «Резервы предстоящих расходов» отражается в пассиве баланса отдельной строкой. Наряду с производительными затратами в процессе производства могут возникать и непроизводительные расходы, увеличивающие себестоимость продукции, работ, услуг. В первую очередь к ним относятся потери от брака. По месту обнаружения различают брак внутренний и внешний. Первый выявляется в организации до отправки продукции покупателям, второй — выявляется покупателем. В зависимости от вида брака его подразделяют на исправимый и окончательный (неисправимый). Исправимый брак требует дополнительных затрат для доведения продукции до заданного качества. Неисправимый брак вместе с затратами на него изымают из производства. В обоих случаях организация частично возмещает затраты на брак через удержания с виновников брака (рабочих, поставщиков) и стоимость оприходованных материальных ценностей (отходов). Разница между затратами на брак и возмещенными суммами называется «потери от брака». Учет затрат на брак, возмещенных сумм и потерь организуется на счете 28 «Брак в производстве»; он не имеет сальдо и ежемесячно закрывается суммой потерь, относимой на себестоимость годной продукции: Дебет 20 Кредит 28 «Брак в производстве» Потери от внутреннего неисправимого брака характерны тем, что забракованные изделия (детали) изымают из производства. В связи с этим необходимо выделить из общих затрат производства ту долю, которая приходится на забракованные и изъятые изделия (детали) и списать ее со счета 20 «Основное производство» по статьям затрат (материалы, заработная плата, общепроизводственные расходы) на счет 28 «Брак в производстве». Для этого рассчитывают себестоимость забракованных изделий по статьям затрат следующим образом: —исчисляют стоимость материалов по нормам с расценкой по договорным ценам, прибавляют сумму транспортно-заготовительных расходов и исключают стоимость возвратных отходов; —определяют заработную плату по нормам, социальный налог, начисленный на нее, включая последнюю операцию, перед которой обнаружен брак; —исчисляют общепроизводственные расходы по нормам, предусмотренным в нормативной или плановой калькуляции. С рабочих и служащих, виновных в браке, по исправимому браку взыскивают стоимость исправления, а по неисправимому – стоимость материалов, за вычетом отходов. Потери от внешнего неисправимого брака отражается в документах не за тот месяц, в котором были изготовлены забракованные изделия, а позднее. Стоимость изделия уже списана со счета 20 «Основное производство», поэтому внешний неисправимый брак оценивают по производственной себестоимости, т. е. включая и общехозяйственные расходы. Данные отдельных расчетов и документов о браке группируют в ведомости потерь в производстве. К непроизводительным расходам, увеличивающим себестоимость продукции, работ, услуг, относятся потери от простоев. Они также подразделяются на два вида по месту возникновения: внутренним и внешним причинам. Любые из них могут быть связаны с неподачей энергии, плохой наладкой оборудования, отсутствием материалов, но за этот период рабочим начисляется заработная плата и отчисления на нее, которые составят сумму потерь от простоев. Фактически затраченные величины средств при простое по внешним причинам отражаются так: Дебет 26 Кредит 10, 70, 69 и др. (статья «Потери от простоев») Сумма претензии должна быть выше фактических затрат на величину общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Простой по внутренним причинам списывается в дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы» с кредита разных счетов ведомости № 12 в разрезе цехов. К вспомогательным производствам промышленности относятся энергетические хозяйства, ремонтно-механические и ремонтно-строительные мастерские, жестяно-баночное производство, цеха производства тары, транспортные хозяйства, холодильники и др. Учет вспомогательных производств осуществляется на активном синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства», в дебет которого в течение месяца относятся все затраты вспомогательных производств с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов (10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Потери от брака», счетов 02 05, 11, 16, 21,23, 43, 50, 60, 69 и др.). По окончании месяца затраты вспомогательных производств распределяют пропорционально количеству потребленных услуг или произведенной продукции. Фактическую себестоимость произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг списывают со счета 23 в дебет счетов: - 20 «Основное производство» — при отпуске продукции (работ, услуг) основному производству или основному виду деятельности; - 90 «Продажи» — при выполнении работ и услуг для сторонних предприятий; - 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» — при отпуске продукции (работ, услуг) обслуживающим производствам и хозяйствам; - других счетов (08, 10, 15, 21, 28 и др.). После суммирования затрат на производство текущего (отчетного) периода, которые собраны по дебету счета 20, бухгалтерия переходит к расчету (калькулированию) себестоимости выпущенной продукции, сданных заказчику работ, оказанных услуг. Для этого должны быть оценены остатки незавершенного производства, к которому относятся продукция, не прошедшая всех стадий производственного процесса, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытаний и технической приемки. Объем незавершенного производства определяют фактическим взвешиванием, штучным учетом, объемным измерением и т. д. Остатки незавершенного производства на конец периода в массовом и серийном производстве можно оценивать в балансе по нормативной или плановой производственной себестоимости (полной или неполной в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов), по прямым статьям расходов, а также по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. При единичном производстве незавершенное производство отражают в балансе по Фактическим производственным затратам. Инвентаризация проводится комиссией, утвержденной руководителем. При выявлении недостач и излишков инвентаризационная комиссия определяет причины и виновников и готовит предложения о порядке их списания. По выявленным недостачам и излишкам незавершенного производства производят следующие бухгалтерские записи. На общую сумму выявленных недостач: Дебет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»; Кредит 20 «Основное производство»; Кредит 23 «Вспомогательные производства». На сумму недостач по вине работников цехов: Дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба»; Кредит 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». При отсутствии виновных лиц: Дебет 25 «Общепроизводственные расходы»; Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»; Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» и других счетов; Кредит 94 «Недостачи и потери о порчи ценностей». На сумму излишков: Дебет 20 «Основное производство»; Кредит 91 «Прочие доходы и расходы». Калькулирование (расчет) себестоимости выпущенной продукции, выполненных и сданных работ и услуг определяется путем следующего расчета:
+ - -
где НЗП – незавершенное производство. Такого вида расчет производится по каждой статье калькуляции по каждому виду продукции, работ, услуг. Если в отчетном периоде продукция не выпускалась, то затраты отчетного периода плюс остатки незавершенного производства на начало периода составят объем незавершенного производства на конец месяца. Сумма незавершенного производства бухгалтерскими записями не оформляется, а на сумму выпущенной продукции делается запись по счетам: Дебет 43 «Готовая продукция» — фактическая себестоимость сданной на склад готовой продукции; Дебет 90, субсчет 2 «Себестоимость продаж» — фактическая себестоимость сданных заказчику работ, услуг; Кредит 20 «Основное производство» — в сумме фактических затрат. Себестоимость единицы продукции рассчитывается как постатейно, так и по общему итогу, путем деления сумм на количество продукции или объем работ. Запись операций по кредиту счета 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи» производится в журнале-ордере № 10/1. Полуфабрикаты собственного производства могут быть использованы в собственном производстве или реализованы другим организациям в качестве материалов или комплектующих изделий. Их учет ведется на счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства». По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» отражают расходы по изготовлению полуфабрикатов, списываемые со счета 20 «Основное производство». С кредита счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» полуфабрикаты списывают в зависимости от направления их использования либо в дебет счета 20 «Основное производство» (при использовании в собственном производстве), либо в дебет счета 90 «Продажи» (при продаже). При использовании в учете счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» полуфабрикаты собственного производства приходуют по дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» с кредита счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)». Аналитический учет по счету 21 «Полуфабрикаты собственного производства» ведут по местам хранения полуфабрикатов и отдельным наименованиям. В балансе полуфабрикаты собственного производства отражают по статье «Незавершенное производство». Оценка полуфабрикатов собственного производства проводится аналогично оценке незавершенного производства: по нормативной или плановой себестоимости, по прямым статьям расходов или по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. Можно рекомендовать осуществлять их оценку по производственной себестоимости с добавлением к ней расходов по продаже полуфабрикатов. В организациях, не использующих счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства», их отражают в составе незавершенного производства (т. е. на счете 20 «Основное производство»). Аналитический учет затрат по счету 20 «Основное производство» ведут по статьям калькуляции по объектам учета затрат (отдельные виды продукции, однородные группы продукции, заказы и др.) и подразделения предприятия (цех, участок, бригада) в карточках, свободных листах или книгах различных форм. При наличии ЭВМ вся информация о затратах на производство продукции группируется в ЭВМ по корреспондирующим счетам и составляется ведомость оборотов по счету 20 «Основное производство». При составлении калькуляции фактической себестоимости продукции данные сводного учета используют для контроля за выполнением плана по себестоимости всей товарной продукции и ее отдельных видов. Для ведения сводного учета затрат на производство применяют ведомость сводного учета затрат на производство. Остатки незавершенного производства по каждой калькуляционной статье переносят в ведомость отчетного месяца из ведомости предыдущего. Остатки и обороты по всем сводным ведомостям учета затрат на производство должны соответствовать остаткам и оборотам синтетического счета 20 «Основное производство». Переменные расходы учитывают на калькуляционных счетах 20«Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Условно-переменные расходы предварительно учитывают на счете 25 «Общепроизводственные расходы» а затем списывают на счета 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства». Условно постоянные расходы в части производственных затрат учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы». В конце отчетного периода условно-постоянные расходы списывают со счета 26 «Общехозяйственные расходы» в дебет счета 90 «Продажи». Таким образом, при вновь введенной методике группировки и списания затрат на производство на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» отражают неполную производственную себестоимость продукции. По окончании отчетного периода неполную фактическую себестоимость продукции списывают с кредита счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» в дебет счетов 43 «Готовая продукция» и 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» и других счетов. При использовании новой методики группировки и списания затрат на производство отечественная система учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции становится близкой к системе «директ-костинг», широко используемой в странах с развитой рыночной экономикой. Лекция 11. Учет выпуска и реализации готовой продукции (работ, услуг)
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |