Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Отношение общества к процессу интеграции детей с трудностями в обучении в условиях общеобразовательного пространства




План:

1. Определение и сущность понятия «интеграция».

2. Основные подходы становления и развития интеграции за рубежом.

3. Пути развития интеграции в России.

4. Специфические трудности в обучении детей с ЗПР и интеграция детей с ЗПР в условиях общеобразовательного пространства.

1. Определение и сущность понятия «интеграция».

 

Начиная с 90-х годов прошлого столетия, идея интегрированного образования детей с особыми образовательными потребностями (которых раньше принято было называть «дети-инвалиды», «умственно-отсталые дети», дети «с ограниченными возможностями») находит в нашей стране все больше сторонников. Но ни раньше, ни теперь сторонники этого подхода не задумываются, насколько многообразен, может быть подход к образовательной интеграции.

Прежде чем говорить о путях интеграции, давайте договоримся, что мы будем подразумевать под термином «интеграция» и «образовательная интеграция».

Определение понятия «интеграции». Слово «интеграция» происходит от латинского слова «integratio» - восстановление, восполнение, так как корень этого слова «integer» обозначает «целый». То есть буквально это слово обозначает «объединение в целое, каких либо частей, элементов». (Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1990. – 624 с. – С.210)

Вы спросите, что с чем интегрировать в нашем обществе? Если говорим об интеграции, значит, наше общество состоит из отдельных частей, элементов, которые нужно соединить?

Действительно, в нашем обществе есть люди с особыми образовательными потребностями и ограниченной трудоспособностью, которые отделены от многих форм социальной жизни, включая и образование. Поэтому, интеграция сегодня означает «процесс и результат предоставления такому человеку прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в таких условиях, в которых компенсируются (возмещаются) его отклонения в развитии и ограниченные возможности». (Специальная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 342)

В системе образования «интеграция» означает возможность выбора для детей с особыми образовательными потребностями. Они могут получать образование в специальном (коррекционном) образовательном учреждении или, с равными возможностями, в образовательном учреждении общего назначения (дошкольное образовательное учреждение, школа).

Рис. 1 Интеграция в системе образования

Сущность понятия интеграции. В основу идеи интеграции положена идея «нормализации». То есть то, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

Применительно к детям это означает следующее:

1. Ребенок с особыми образовательными потребностями, например, слабослышащий или слабовидящий ребенок, имеет и общие для всех потребности, такие как общение, игра. Однако главная потребность любого ребенка – потребность в любви и обстановке, которая стимулирует его развитие.

2. Ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной жизни.

3. Лучшим местом для ребенка является его родной дом, и обязанность местных властей - способствовать тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались в своих семьях.

4. Учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.

Принципы «нормализации» сегодня закреплены рядом международных правовых актов: «Декларацией прав ребенка», «Декларацией о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии», «Декларацией о правах инвалидов».

 

Возникает вопрос: «Что предшествовало интеграции? Что побудило общественных деятелей, педагогов решать этот вопрос? Неужели люди с ограниченными возможностями чувствуют себя отторгнутыми обществом?»

 

В истории развития человеческой цивилизации отношение общества к людям с ограниченными возможностями жизнедеятельности выражалось в форме, манере обращения с ними и в характере тех социальных «полок» или «ниш», которые им отводились. Нередко эти представления можно различить во взглядах, представлениях современных людей. Остановимся на кратком описании таких «полок» или моделей.

«Больной человек». В соответствии с этой моделью лица с ограниченными возможностями - больные люди. Это означает, что человек рассматривается как объект лечения.

Не отрицая значимости медицинского обслуживания этих людей, следует видеть, что в контексте образовательного поля природа ограниченных возможностей связана с затруднениями в обучении и социализации. Поэтому образовательные программы для таких лиц должны предусматривать не только и не столько уход и лечение, сколько обучение и развитие. Общество, полагающее, что человек с ограниченными возможностями - это больной, может предоставить ему только медицинскую диагностику, лечение уход, исключая его из образовательного процесса.

Являясь для определенного этапа развития общества прогрессивной, эта модель стимулировала развитие научных исследований клинического изучения причин и последствий нарушенного развития и возможных способов профилактики и лечения отдельных заболеваний, следствием которых является ограничение возможностей человека. Однако в современных условиях эта модель недостаточна, будучи, сама по себе ограничителем возможностей человека с особыми потребностями.

Модель «Недочеловек». Человек с отклонениями в развитии согласно этой модели рассматривается как неполноценное существо, приближающееся по своему уровню к животному. Следствием этого стало создание негуманных условий жизни и применение негуманного обращения по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Это выражается в создании искусственных ограничений, препятствующих взаимодействию с окружающими.

Модель «Угроза обществу». Существовало представление, что некоторые категории лиц с отклонениями в развитии представляют угрозу обществу (умственно отсталые, глухие, лица с психическими отклонениями). Невежество порождало мнение, что люди могут не только быть источником заболеваний, но и «наслать порчу», «накликать несчастье», нанести материальный и моральный ущерб. Вследствие этого общество предпринимало меры, чтобы оградить себя от этой потенциальной «угрозы», создавая интернаты, закрытые учреждения призрения, часто в удаленных от общества местах, иногда со строгим режимом содержания в них. Обучение в этом случае либо отсутствовало, либо было недостаточным.

Модель «Объект жалости». Эта модель оказывает разрушительное влияние на развитие личности человека, на его стремление к самореализации. В рамках этой модели к человеку с ограниченными возможностями подходят как к маленькому ребенку, который не взрослеет, оставаясь в детском возрасте навсегда (особенно эта точка зрения распространяется на лиц с нарушениями интеллекта). Главной задачей в такой модели видится только защита человека с ограниченными возможностями от «плохого» окружающего мира через обособление его от общества, создание комфортной среды обитания, а не обеспечение помощи в образовании и развитии.

Модель «Объект обременительной благотворительности». Сложные экономические условия в ряде стран мира не позволяют придерживаться неизменно благоприятной экономической политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Траты на содержание рассматриваются как экономическое бремя, которое пытаются уменьшить через сокращение размеров оказываемой помощи.

Модель «Развитие». Эта модель предполагает наличие у лиц с ограниченными возможностями способностей к образованию и развитию. Согласно этой модели общество ответственно за более полное развитие ребенка с ограниченными возможностями; обществу вменяется в обязанность создание условий, благоприятных для развития и коррекционно-педагогической помощи таким детям. Человек с ограниченными возможностями согласно этой модели имеет те же права и привилегии, что и все остальные члены общества: право жить, учиться, работать в своей местности, жить в своем доме, выбирать друзей и дружить с ними, право быть желанным членом общества, право быть таким, как все. Реализация такой модели возможна в соответствии с принципом «нормализации».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.