Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфические трудности в обучении детей с ЗПР и интеграция детей с ЗПР в условиях общеобразовательного пространства




Одной из наиболее острых проблем современного массового школьного образования является проблема стойкой неуспеваемости и трудностей адаптирования ребенка к школьной среде. Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам не в состоянии усвоить материал школьной программы за отведенное для этого время и в необходимом объеме, составляет от 20 до 30% от всего числа обучающихся. Подобное явление характерно и для современной мировой системы образования. Это неизбежное следствие развития цивилизации.

Физиологические и психические возможности детского организма часто не способны к быстрому и адекватному адаптированию в условиях постоянно растущего потока информации, социальных требований и норм. Лавина информации, необходимая для усвоения, увеличивается и усложняется с каждым новым поколением. К этому нередко добавляются проблемы, связанные с ослаблением здоровья вследствие нарушения стремительно развивающейся цивилизацией экологического равновесия в природе и в окружающей ребенка среде. Другими словами, «ребенок не успевает за развитием цивилизации». При этом общеобразовательная школа, оставаясь в ряде случаев в плену традиций образования прошлых веков (классно-урочная система, оценки, необходимость усвоения детьми объема знаний в единицу времени), не может перестроиться для облегчения процесса образования и социализации ребенка в новых условиях. В педагогике (отечественной и зарубежной) уже давно разработано достаточное число защитных, смягчающих, адаптационных механизмов педагогической помощи.

Дети с ЗПР испытывают наибольшие трудности при поступлении в школу. Однако практика показывает, что если готовить детей с ЗПР к школе в условиях коррекционно-развивающих групп или коррекционно-диагностических классов, то 80 % их них смогли бы нормально обучаться в начальных классах массовой школы. При ранней диагностике, затем обучении в классах выравнивания или классов компенсирующего обучения, 50-60 % детей с ЗПР после окончания начальной школы (с дополнительным годом обучения) готовы к обучению в массовых классах, успешно заканчивают 9 класс.

Какие же трудности испытывает ребенок с ЗПР в массовой школе?

Трудности в обучении являются не только педагогической проблемой, но и психологической, психофизиологической и медицинской.

Начало школьного обучения — важный и трудный период в жизни каждого ребенка. Даже при отсутствии каких-либо отклонений в развитии дети испытывают множество трудностей психолого-педагогического характера: повышенная тревожность, сложности адаптации в новых условиях, не всегда благополучно складывающиеся отношения с учителем, родителями, сверстниками. Современная жизнь с ее нестабильностью, ухудшающейся экономической ситуацией, неблагополучным материальным обеспечением многих семей повышает тревожность родителей и, следовательно, их детей.

Характеристика детей с ЗПР. Недостаточность способностей к усвоению знаний у детей сочетается с ослаблением и отставанием в развитии нервно-психической сферы, нередко к этому добавляется ослабленное состояние здоровья.

Стойкие трудности в усвоении учебного материала, которые испытывают дети с ЗПР, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов - восприятия, памяти, мышления, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенности. Для них характерны низкая работоспособность, ограниченный запас знаний об окружающем мире, несформированность операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.

Кроме того, как показывает статистика, возрастает число детей, имеющих какое-то неблагополучие уже с первых лет своей жизни. Комплектование классов компенсирующего обучения осуществляется. Как правило, школьной комиссией, не имеющей в своем составе психологов, логопедов, врачей, которые могли определить причины возникновение у ребенка школьных проблем, разграничить генетическую предрасположенность от социальной депривации.

В результате в одном классе оказываются дети с разными отклонениями в развитии, в том числе и умственно отсталые, с тяжелыми нарушениями речи (дисграфия, дислексия, общее недоразвитие речи), дети с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, а также недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Поэтому недифференцированный, неоднородный состав учащихся не позволяет детям с ЗПР успешно учиться.

В массовой школе не созданы условия для коррекции индивидуальных недостатков развития детей с ЗПР. Логопед, например, проводит только фронтальные занятия в классе. Не предусмотрены занятия по развитию и коррекции двигательной сферы учащихся, их моторики и координации движений. Не выполняются санитарно-гигиенические требования к режиму работы школьников, значительно превышается предельная учебная нагрузка.

Для детей с ЗПР необходим систематический врачебный надзор, профилактическое пролечивание, которые в массовой школе отсутствуют или проводятся не должным образом.

Все это затрудняет интеграцию детей с ЗПР в условия общеобразовательной массовой школы.

Задание для самостоятельной работы по теме лекции и подготовки к практическому занятию.

Подготовить ответы на вопросы:

1. Что такое интеграция?

2. Каковы современные представления о месте человека с ограниченными возможностями в обществе?

3. Что такое включенное образование?

4. Как развивались интеграционные процессы за рубежом?

5. В чем особенность развития интеграционных процессов в России?

6. Современное состояние интегрированного обучения за рубежом?

(по статье Малофеева Н.Н.)

7. Привести примеры из жизни об интеграции (если они вам известны).

Литература для самостоятельной подготовки:

1. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. - СПб., 1996.

2. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., 1995.

3. Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы. - М., 1996. - Ч. 1,2.

4. Компенсирующее обучение в России // Действующие нормативные документы и учебно-методические материалы. - М., 1997.

5. Назарова Н.М. Закономерности развития интеграции как социального и педагогического феномена // Компенсирующее обучение: опыт, проблемы, перспективы.- М., 1996.-Ч. 1.

6. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И.Лубовского. - Смоленск, 1994.

7. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. Л. М. Шипицина. - СПб., 1997.

8. Малофеев Н.Н. западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения в условиях интегрированного обучения // Дефектология. – 2005. - №.5. – С.3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.