КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пути добра и зла. В религиозном и безрелигиозном сознании
В религиозном и безрелигиозном сознании Добро и зло Как мы уже заметили ранее, общие определения добра и зла являются достаточно абстрактными. Важнейшая крупная их конкретизация происходит при выяснении вопроса о том, в рамках какого мировоззрения мы рассматриваем добро и зло — религиозного или безрелигиозного, светского. На первый взгляд, такой подход может показаться странным. Люди верующие и люди неверующие, как правило, в обычной жизни хорошо понимают друг друга в нравственных вопросах и одинаково оценивают те или иные события. Они осуждают убийство, мучительство, воровство, ложь и коварство. Они преклоняются перед добротой и справедливостью, высоко оценивают честность и великодушие. И все-таки при всей схожести нравственных оценок, даваемых в миру верующими и неверующими, мораль, проистекающая из религиозных и из безрелигиозных (нейтральных, безразличных к запредельному) взглядов, принципиально различна. Она разнится в силу коренного расхождения религии и светского сознания в понимании ведущей высшей ценности — добра. А значит, и зло понимается по- разному. Разумеется, мы говорим в данном случае о людях, истинно верующих, об идеологах религии, о тех, кто искренне предан системе религиозных представлений. Нас не интересуют граждане, формально отправляющие обряды, ибо их точка зрения на добро и зло на самом деле ничем не отличается от представлений человека неверующего, погруженного в земные хлопоты повседневности. Итак, безрелигиозный человек — это человек, живущий интересами эмпирического обыденного мира. Он может иногда захаживать в церковь и даже предполагать, что «где-то там что-то такое, наверное, имеется», но это «что-то» начинает его интересовать, только если он тяжело заболеет, да и то не всегда. Неверующий живет без учета трансцендентного, без оглядки на высшие силы и, в общем-то, без надежды на загробную жизнь. Он интересуется только посюсторонним, и его представления о добре, а также связанные с добром моральные оценки определяются ценностями земного бытия. Для безрелигиозного сознания добро — это то, что способствует процветанию реального, чувственно-конкретного человеческого рода и составляющих его индивидов. Таким образом, стяжание материальных благ, богатство, комфорт и удобства, поставляемые прогрессом производства, активное приспособление мира к нашим растущим потребностям и аппетитам — все это благо. Развитие техники и изобретение все новых «баловств» рассматривается как свидетельство силы разума, человеческого величия и морально одобряется. Человек сытый, здоровый, гармонично физически развитый и умеющий получать самые разнообразные радости от жизни, в том числе и чувственные удовольствия, — это идеал безрелигиозного сознания. Полноценный индивид должен быть коммуникабелен — уметь и любить общаться. Общение — величайшая ценность эмпирической жизни. Хорошо, если человек умеет извлекать приятное для себя из искусства — музыки, живописи, лите- Лекция 1 ратуры, а то и сам выступает в качестве творца. Сфера познания тоже одобряется и высоко ценится безрелигиозным сознанием. Ученые — мудрецы и пророки нашего времени, вокруг них существует почти священный ореол. Это они дают нам возможность выпытывать у природы ее секреты, познавать тайны и строить свою жизнь со знанием дела. Разумность и научность — это то, чем безрелигиозный человек гордится. Наконец, важнейшей ценностью «обезвоженного» сознания является самореализация человеческих сил и самоутверждение индивида. Человек должен прожить жизнь (желательно до естественного конца в старости), пройти все ее этапы и воплотить в действительность лучшие свои потенции, развить способности. Он не может сделать этого без свободы, без возможности выбора вариантов собственной судьбы, без проявления своей воли, которая является последней инстанцией во всяком деянии. Поэтому свобода — это величайшее из благ. Даже там, где она тяготит и пугает человека, она не перестает быть благом, нужно просто научиться правильно ее понимать и принимать. Идеал светского сознания — полный собственного достоинства индивид, обладающий развитой индивидуальностью, оригинальный и своеобычный, способный на свободный выбор, достаточно спокойный и достаточно бесстрашный. Серьезным нравственным достоинством безрелигиозного сознания выступает стоическое отношение к смерти, игнорирование грядущего полного небытия и умение «быть живым» и интересоваться миром до последнего мгновения. Сообразно этим представлениям выглядит в светском сознании зло. Оно связано с материальной бедностью, отсутствием физического и психического комфорта, ущемлением чувственности, с болезнями и страданием. Физическая боль — зло, и душевная боль — тоже. От нее надо избавляться, лечиться. Злом является отсутствие свободы, необходимость подчиняться кому-либо или чему-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 663; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |