Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 3. особенно связанные с полом




Между долгом и виной

особенно связанные с полом. Сексуальность в течение целых столетий была под моральным запретом. Не гре­ховные удовольствия, а только продолжение рода долж­но быть причиной для соития. Все, что касается физичес­кой близости, было окружено плотным ореолом стыда.

Зигмунд Фрейд, создавая свою концепцию психоана­лиза, показал, что запретные, стыдные, не признанные обществом желания и влечения вытесняются у человека в сферу бессознательного, которую он называл «Оно». Сознание просто не выдерживает их, отвергает. Сшибка между желаемым и запретным катапультирует стыдное в подполье сознания, но запретные страсти продолжают жить там, никогда не умирая и не теряя своей энергии. Они-то и находят проявление в невротических симпто­мах, навязчивых действиях, параличах, с которыми Фрей­ду приходилось иметь дело как врачу. Фрейд показал, что только осознание стыдного желания излечивает па­циента от различных расстройств. Чтобы вернуть себе пол­ноту бытия, нужно психологически пройти через осо­знанный стыд. Фрейд считал, что источником многих неврозов является жесткий запрет общества на проявле­ние сексуальности, отождествление ее со стыдным.

Прошедшие в XX в. сексуальные революции привели западный мир, как это часто бывает, к противоположно­му полюсу, который можно назвать тотальной бесстыд­ностью. Обнаженное тело из запретного объекта стало предметом разнообразной эксплуатации, всестороннего показа. Моральный запрет, действовавший столетия, был снят. Стыд, связанный с телесностью, во многом исчез, но вместе с ним, как ни странно, исчезла та таинствен­ность и притягательность, которой всегда обладали инди­видуальные и скрытые от чужих глаз эротические отноше­ния. Но здесь мы касаемся уже следующего сюжета.

4. Человек испытывает стыд, когда его внутренний мир раскрывается перед другими, а он не готов к этому и не желает этого. Он чувствует себя в таком случае ду-


шевно голым, незащищенным, уязвимым и стыдится сво­ей открытости и незащищенности. Так бывает, когда читают вслух личное письмо или интимный дневник. Так случается, когда начинают вслух говорить о тех наших личных чертах, качествах, чувствах, о которых вовсе не надо знать посторонним. Быть может, в них, как и в письме, нет ничего дурного и осуждаемого, но они про­сто не предназначены для чужих ушей и глаз. В моей жизни существует интимное, то, что относится только лично ко мне или к узкому, мною избранному кругу лю­дей. Все остальные выступают как чужие, дальние. Стыд — это не только боязнь осуждения и насмешки, это еще и душевный механизм, защищающий интимность, воз­водящий стену между мной и чужими, которым вовсе незачем знать, каков я внутри себя, даже если я очень хорош. Потеря стыда означает потерю интимности — осо­бого драгоценного качества личного общения.

В XX в. сфера интимности во многом разрушена и утрачена. Люди обнажают перед миллионными аудито­риями не только тело, они столь же бестрепетно обнажа­ют душу, рассказывая с экранов телевидения о деталях своих личных, эротических и творческих взаимоотноше­ний, о подродаюстях своих болезней, предсмертных су­дорогах и первых минутах после реанимации. Современ­ные люди порой не только говорят об интимных момен­тах своей жизни, но и позволяют снимать их на пленку: и секс, и болезнь, и роды, и умирание. Они также разре­шают себя расспрашивать, смаковать детали, углублять­ся в подробности своей личной жизни. И делают это без стыда, полагая, что уплаченные за откровенность деньги с лихвой компенсируют чрезмерную открытость. Возмож­но, человечество что-то и получило от такого тотального спокойного бесстыдства, но, несомненно, оно многое при этом утратило.

5. Человек может испытывать стыд не за себя (свое несоответствие социальным нормам и ценностям), а за





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 219; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.