Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Между долгом и виной. другого, когда чье-то поведение на наших глазах явно идет вразрез принятым стандартам и вызывает жалость или насмешку




другого, когда чье-то поведение на наших глазах явно идет вразрез принятым стандартам и вызывает жалость или насмешку. Во всех подобных случаях мы вольно или не­вольно идентифицируем себя с оступившимся, пережи­ваем его положение как свое собственное и смущаемся и стыдимся так, как если бы впросак попали мы сами. Идентификация при этом предполагает некую общность «мы», но не зависит от степени реальной близости к че­ловеку: можно стыдиться не только за сына или друга, но и за учителя, и за главу государства, если их поступки и действия относятся к разряду стыдных.

6. Человек может испытывать ложный стыд.

Он связан прежде всего с тем, что мы можем чувство­вать свое несоответствие самым разным требованиям, в том числе и требованиям заведомо аморальным. Так, на­пример, в подростковых коллективах нередко процветает культ силы, жестокости, показного цинизма, и тот, кто оказывается не в состоянии ударить другого, поиздевать­ся над ним или обмануть его, сам подвергается издева­тельству и осмеянию. Он испытывает в этом случае лож­ный стыд — стыд за свою мягкость и отсутствие агрес­сии, т. е. ценности переворачиваются: человек стыдит­ся того в себе, к чему должен, согласно общечеловечес­кой морали, относиться позитивно. Такой же ложный стыд испытывает старательный отличник в классе, где верхово­дят двоечники, главной доблестью которых считается об­мануть учителя и ловко списать у соседа. В таком классе хорошо учиться оказывается неприлично, стыдно.

Другой вариант ложного стыда — стыд проявить вовне прекрасные по своей сути эмоции. Например, любовь. Как правило, проявления любви стыдятся вовсе не пото­му, что она как переживание и отношение стыдна сама по себе (например, как стыдна трусость или лживость). Форму стыда принимает здесь страх быть отвергнутым.

Вообще, отношение между стыдом и страхом весьма противоречиво. Так, стыд — это своеобразный, порой


___ Лекция 3

сильный страх перед оценкой внешнего наблюдателя, но страх за свою жизнь, какой люди испытывают при реаль­ной физической опасности, может совершенно вытеснять и изгонять стыд. Когда человеку очень страшно, он не стыдится. Стыд приходит потом, при воспоминании о случившемся, в обстановке, когда реальная угроза оста­лась в прошлом. Весь вопрос в том, что побеждает в кон­кретной ситуации: боязнь смерти или ужас перед отвер­жением со стороны Других.

Последний момент, который надо отметить, говоря о стыде, это психологическая защита, к которой люди при­бегают, чтобы спасти себя от разрушительного действия стыда. Сильный стыд невозможно вынести.

Так, индивид может отрицать стыд. Психоаналитик Э. Эриксон описывает ситуацию, при которой убийца, которого должны были повесить на глазах у общины, вме­сто того чтобы стыдиться, стал бранить наблюдающих за казнью, заканчивая каждую тираду фразой: «Бог прокли­нает ваши глаза». Он переносил стыд с себя на других — на зрителей казни.

Человек, который прошел через опозоривание и про­должает жить, может подавить в себе пережитый стыд и просто забыть неприятную ситуацию, это тоже психоло­гическая защита.

Еще один вид психологической защиты — самоутвер­ждение в той сфере, где человек не справился и потерял себя, или в другой, которая оказалась доступной для са­моутверждения. Так, неудавшийся актер, желая избавить­ся от позора своих провалов, может заняться бизнесом и успешно утверждать себя в стяжании денег. Конечно, это пример не из области морали. Но если говорить только о нравственной сфере, то человек, испытавший стыд по поводу своей трусости, может как пытаться быть храбре­цом, так и стараться вновь заслужить людское уважение другими достоинствами: добротой, щедростью, активным милосердием.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.