Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Честность и справедливость. вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию

вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию. Но тогда вы просто па­рализованы и не можете никак действовать и никак посту­пать. Доверие к миру — основа любого человеческого по­ступка и любого осмысленного суждения. Хорошо было бы и нам, людям, выросшим на просторах Евразии, при­нять эту древнюю восточную истину и следовать ей как в нашем мировосприятии, так и в нравственном поведении.

5. Справедливость: история и виды

Понятие справедливости — одно из самых сложных и туманных в этической мысли прежде всего потому, что оно не ограничивается чисто нравственными аспектами и всегда прочитывается как социально-экономическое и идеологическое. Нравственное, экономическое и соци­альное так тесно переплетены здесь, что создают в неко­тором смысле амальгаму, из которой лишь путем специ­ального анализа можно извлечь собственно моральное со­держание.

Справедливость — мерная характеристика человечес­ких отношений. Она означает такой должный порядок человеческой жизни, при котором существует соответ­ствие между деянием и воздаянием, достоинством и воз­награждением. Сразу видно, что справедливость имеет как бы два лица: одно — карающее, выносящее суровый приговор, определяющее наказание за преступления и проступки, а другое — одобряющее, выдающее в той или иной форме награду за добрые дела и образцовые труды. Это распределение поощрений и наказаний, раздача по­глаживаний и пинков производится при справедливом подходе сообразно заслугам и промахам людей, — не взи­рая на лица!

Справедливость по главной своей интенции объектив­на. Если мы раздаем поощрения и наказания по личной симпатии, по знакомству, за взятки, то о справедливос-


Лекция 4

ти нет и речи. В том-то и дело, что справедливость (если представить ее в виде некоей высшей инстанции или силы) действует сообразно характеру поступка и без вся­кой личной склонности. Недаром богиню правосудия Фемиду изображают в виде женщины, у которой глаза завязаны, а в руках весы. Богиня взвешивает добро и зло вслепую, так же вслепую уравнивает она на своих весах преступление и наказание, подвиг и награду. Фемида ру­ководствуется найденным равновесием, стремясь, чтобы никакая страсть и никакое корыстное желание не покач­нули чашу весов. Обманы, подлоги, подкупы, пылкие увещевания, богатство или социальный статус — ничто для поистине справедливого суда. Перед ним равны мо­нархи и нищие, рабочие и президенты, знаменитости и люди совсем обыкновенные. Каждый получает по заслу­гам. Таков идеал справедливости, такова мечта о ней и таков ее пугающий образ для тех, кто хотел бы остаться безнаказанным.

В древних доклассовых обществах первичная эконо­мическая справедливость существовала прежде всего как уравнительная справедливость. Это значит, что все чле­ны рода или племени получали равную долю совместно добытого на охоте или собранного в лесу. Уравнитель­ная справедливость позволяла первобытному человеку выжить в условиях дефицита средств к существованию. Если бы средства делились иначе, племя просто бы вы­мерло. Впрочем, надо думать, что моменты воздаяния тоже имели место в жизни наших далеких предков. Ска­жем, нарушение того или иного табу (сурового запрета), несомненно, каралось смертью или изгнанием, а выдаю­щееся деяние, приносящее пользу племени, поощрялось — ритуальное восхваление или что-то в этом духе.

С появлением земледелия и скотоводства, с образова­нием прибавочного продукта и социально-классовых групп уравнительная справедливость, до конца не исчезая, по-тесняется в экономической жизни распределительной спра-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Честность и справедливость. называет их трансакциями), в результате которых участ­ники получают психологические выигрыши | Честность и справедливость. ведливостью, которая проникает во все сферы общества
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.