Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Честность и справедливость. ведливостью, которая проникает во все сферы общества

ведливостью, которая проникает во все сферы общества. Распределение благ согласно труду, сословие-классовой, кастовой и племенной принадлежности становится мощ­ным двигателем развития общества и культуры. Однако рождение всеохватывающей распределительной справедли­вости означает одновременное появление несправедливос­ти, поскольку произведенный трудом прибавочный про­дукт теперь может быть отнят и отнимается силой. Усло­вия жизни и, как говорят теперь, качество жизни разных людей стали несопоставимыми. Появляются бедные и богатые, которые вступают в конфликт между собой, от­стаивая свои интересы под флагом справедливости. Эта справедливость является формой выражения своей правды — своих потребностей и точек зрения, которые не только радикально различны, но и противоположны.

С возникновением государственности появляются писа­ные законы, право, закрепляющее сложившееся положе­ние вещей и претендующее на выражение настоящей пол­ной справедливости. Впрочем, моменты уравнивания и распределения, которые совсем не ограничены областью хозяйственной жизни, еще долго остаются под патрона­жем традиции. Именно традиция, а не только закон в те­чение столетий продолжает определять, кому, за что и как должно воздаться. Нередко справедливость права даже вступает в весьма острые конфликты со справедливостью традиции. Добрая традиция может отвергать несправедли­вый по сути закон, однако в других случаях передовой за­кон может отменять косную и антигуманную традицию.

На фоне всех этих сложных процессов формируется собственно нравственное представление о справедливос­ти, когда справедливость начинает рассматриваться как качество, присущее человеку, его сознанию и воле, его свободному решению — быть или не быть справедливым.

Впрочем, до собственно человеческого понимания справедливости в раннеклассовом обществе еще далеко. Пока она предстает как особый мировой закон. Бросим


Лекция 4

взгляд на историю философии, чтобы лучше представлять себе, какой являлась справедливость людям прошлого.

В древней ведической философии существовало учение о рите — порядке вещей и незыблемом мировом законе справедливости, который определяет место всему существу­ющему. Кроме риты, как часть миропорядка действует также закон кармы. Карма — связь событий, следующая из по­ступков людей и вообще всех живых существ. Закон кармы справедлив, так как каждый сам определяет свое последу­ющее состояние, ему не на кого жаловаться. Если человек в цепях — он сам выковал эти цепи, если он страдает — его страдание следует из его собственного поведения. Карма никого не наказывает, она лишь воплощает то качество, которое содержится в действии. Ничто не может коснуться человека, чего он сам не заслужил. Чтобы кармическая справедливость стала к нам более благосклонна, нужно про­сто изменить свое поведение и исправить последствия про­шлых поступков, а это зависит от самого человека.

В древнекитайской философии роль мирового закона и справедливости играет дао — естественный текучий по­рядок вещей. Свободное подчинение ему делает челове­ка просветленным и мудрым, а те, кто нарушают есте­ственный порядок и вмешиваются в мир своей напорис­той и капризной волей, получают весомые удары судь­бы, которые оцениваются людьми как несправедливые. Однако они вполне справедливы, ибо являются следстви­ем противостояния дао.

В древнегреческом учении Анаксимандра речь идет о принципе, согласно которому первые элементы — зем­ля, вода, воздух и огонь — находятся в определенных про­порциях, они виновны друг перед другом, если нарушают пропорцию, и справедливо поглощаются первоосновой.

Первая фундаментальная концепция справедливости как социального явления была высказана Платоном. Его справедливость элитарна и иерархична. В трактате «Го­сударство» Платон пишет о трех сословиях, каждое из


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Честность и справедливость. вы не доверяете природе и другим людям, вы не можете доверять себе, а если вы не доверяете себе, то не можете доверять даже своему недоверию | Лекция 4. Честность и справедливость
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.