Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство человека. Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека

Понятие достоинства

Лекция 5 ДОСТОИНСТВО ЧЕЛОВЕКА

Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека. Чувство собственного достоинстваэто переживание собственной ценности и утверждение ее, возможно, вопреки обстоятельствам,

Проблема достоинства была освещена в этических тру­дах выдающегося немецкого мыслителя XVIII в. Иммануи­ла Канта. Кант утверждал, что человек как разумное суще­ство никогда не может быть лишь средством подобно про­стой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоин­ство — особая ценность и значимость людей как личностей.

Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, та­ким образом, достоинство — родовое качество разумных существ. Способность сознавать, ставить цели, следовать нравственному закону — это то, что поднимает людей над слепой природой, живущей только стихийными вле­чениями, находящейся в тисках необходимости. Чело­век причастен разуму и свободе, и это делает его достой­ным особого положения в мире. Каждый, считает Кант, обязан чувствовать, что он достоин истинно человечес­кого отношения, должен обладать глубоким самоуваже­нием, признавать в себе существо с особым статусом в


бытии. При этом, утверждает великий моралист, каж­дый должен также признавать и уважать достоинство дру­гих людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Идеи И. Канта о достоинстве стали основополагаю­щими для рационалистической этической мысли после­дних столетий. Кант основывает достоинство на разумно­сти как собственно человеческом качестве, и, будучи ав­тором безрелигиозным, ни словом не упоминает о Боге. В противоположность И. Канту вся религиозно-философ­ская западноевропейская традиция усматривает достоин­ство человека в его богоподобии. Господь создал человека по своему образу и подобию, он вложил в него дух, кото­рый выше ограниченного земного разума, и хотя человек согрешил и пал, он сохраняет свою глубинную связь со Всевышним. Человек как духовное существо обладает сво­бодой — вполне Божественной прерогативой — и способ­ностью к творчеству. Его душа бессмертна, вечна, и этим он в корне отличается от всех других живых существ. С точки зрения христианства, человек должен быть смирен­ным и испытывать страх божий, и все же он обладает осо­бым достоинством и особой полнотой бытия: он соединя­ет в себе бессмертное духовное начало и телесность, плот­скую материальную завершенность. В этом смысле чело­век даже выше ангелов, потому что те — только духи, а он — универсальное единство духа и материи, посюсторон­него и потустороннего, смерти и бессмертия.

Достоинство человека — в его возможности, будучи земным существом, выбрать путь к Богу, правильно упо­требить свою свободу, добровольно протянув руку навстре­чу Христу.

Как видим, и в религиозной, и в безрелигиозной тра­диции достоинство человека понимается как его способ­ность подняться над детерминацией природными усло­виями, как способность возвыситься и стать над игрой бессознательных сил, пытающихся смять его и подчинить


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Честность и справедливость. судить о другом как можно жестче, непримиримей и, воз­можно, сразу же нарушите справедливость | Достоинство человека. себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.