Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достоинство человека. себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня

Лекция 5

себе. Дух и разум — те внутренние инстанции, благодаря которым мы достойны лучшей судьбы, чем судьба кам­ня, катящегося с горы, именно они дают нам право ува­жать и ценить себя.

Если философы отрефлексироцали смысл понятия «до­стоинство» именно как ценность каждого человека в силу обладания им разумом, духом и свободой, то в массовом сознании представление о достоинстве издревле имеет по крайней мере три взаимосвязанных, но различных аспек­та. Однако всех их объединяет одно: достоинство пере­стает быть принадлежностью каждого, оно является пре­рогативой определенных личностей и групп, обладающих некоторыми моральными, духовными и социальными ка­чествами. Собственно человеческое достоинство, незри­мо лежащее в основе всех других видов достоинства, как бы остается в тени или, быть может, является чем-то вроде воздуха, в котором «живут» более конкретные понима­ния достоинства. Причем все они так или иначе соотно­сят достоинство и достойность — обладание безусловной ценностью и обладание конкретно ценимыми качества­ми, достойными похвалы.

Первое понимание — понимание достоинства как доб­родетельности — просто нераздельно сливает «достоин­ство» и «достойность». О ком-либо говорят: «Это дос­тойный человек», имея в виду, что данная личность об­ладает нравственными достоинствами, т. е. добродете­лями, ценимыми в обществе. Достойный человек — это человек, соответствующий нравственному образцу: доб­рый, честный, стойкий, справедливый и т. д. Достой­ный человек и ведет себя неизменно достойно: не унижа­ет себя и не унижает других. Он соблюдает человеческое достоинство каждого, и в любом другом индивиде видит именно человека, а не просто вора, нищего или врага. Достойный человек поступает гуманно и справедливо, даже если никто этого не видит, он не идет на подлость, клевету, интриги, потому что не желает делать зла и пре-

6. Зак.49 161


давать человеческое в самом себе. Он испытывает глубо­кую ответственность перед собственной личностью.

Второе понимание достоинства — это акцентировка в первую очередь тех самых качеств надприродности и ду­ховно-психологической свободы, о которых говорит фи­лософия.

• Умение противостоять своим низменным влечени­
ям, умение бороться с собственными плотскими побуж­
дениями, желаниями и страстями. Человек, обладающий
чувством собственного достоинства, не станет, даже если
он очень голоден, униженно умолять о куске хлеба лю­
дей, которые явно станут его третировать и над ним на­
смехаться. Он перетерпит физические страдания, но не
сделается игрушкой и забавой в руках недоброжелателей.
Такой человек не будет молить о любви того, кто его не
любит, он обуздает собственную страсть, предпочтя вы­
прошенному удовлетворению целостность собственной
личности. И, наконец, человек с достоинством никогда
не пойдет в рабство к другим ради материальных благ и
финансовою благополучия. Свобода и самостоятельность
для него предпочтительней «золотой клетки».

• Умение стойко и мужественно встречать выпадаю­
щие на твою долю испытания. Никто из нас не ограж­
ден от возможных потерь и ударов судьбы. Каждый мо­
жет потерять здоровье, близких, работу, те опоры, кото­
рые существуют в нашей жизни и без которых мы не
мыслим себя. Для любого человека может также встать
вопрос о некоем радикальном выборе, который потребу­
ет отказаться от многих благ, может возникнуть долг,
которого не было раньше — необходимость идти на вой­
ну, непосильно трудиться или ухаживать за тяжелоболь­
ным. Встретить такого рода испытания с достоинством
— это значит не растеряться, не впасть в истерику, не
начать метаться, скулить и проклинать все на свете. Это
значит не бежать от проблемы, а искать пути ее наиболее
гуманного и эффективного решения. Достоинство сохра-


Лекция 5

няет тот, кто после первого шока собирает свою волю в кулак и целеустремленно действует: воюет, трудится, уха­живает — выполняет свой долг. Достоинство присуще тому, кто после своей личной потери не начинает нена­видеть весь мир, не спивается и не впадает в безысход­ную депрессию, а продолжает жить, стремясь не отрав­лять существование ни себе, ни другим.

Третье понимание достоинства довольно резко контра­стирует с первыми двумя. Здесь имеется в виду уже не человеческое достоинство как духовность и нравственность, а достоинство как обладание социально-признанными, ценимыми в обществе благами: социальным статусом, бо­гатством, славой, заслугами перед народом и государством. Теперь выражение «достойный человек» прочитывается иначе: в средневековье — это представитель знатного рода, в рыночном обществе — крупный предприниматель, бо­гач, в разные времена к «достойным» относили крупных полководцев, знаменитых художников, людей преуспева­ющих, известных, уважаемых, хорошо владеющих своим делом. Люди, достойные в социальном смысле, могут не обладать добродетелями чистых душой бессребренников, они не ангелы, но это в большинстве своем те, кто соблю­дает все принятые в обществе или в социальной группе нормы поведения, четко выполняет правила игры и выхо­дит в победители. Достоинство этих представителей весь­ма разных общественных слоев выражается в том, что на­зывают честью. Честь — это чувство своего социального достоинства, своей особой общественной ценности в свя­зи со статусом, мастерством, богатством. Честь диктует человеку необходимость иметь хорошую репутацию: посто­янно являться достойным похвалы в глазах других людей. Честь необходимо отстаивать, репутацию поддерживать. Здесь мало просто быть человеком или даже очень хоро­шим человеком, надо еще и выглядеть таким перед други­ми. Честь в большей степени, чем достоинство, стремит­ся к внешнему признанию, знакам уважения, почитания,

6* 163


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Достоинство человека. Понятие человеческого достоинства говорит нам об осо­бой ценности человека | Достоинство человека
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.