КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. тельным счастьем, ослепительным блаженством, а отсутствие благодати переживается как богооставленностьСчастье и смысл жизни тельным счастьем, ослепительным блаженством, а отсутствие благодати переживается как богооставленность, сопровождаемая тревогой и страхом. Иным было представление о счастье у античного мудреца. Он видел счастье в обладании благом невозмутимости. Счастлив тот, кого не терзают тревоги мира, кто отстранен, уравновешен и взирает на людскую суету с высоты своей холодноватой отрешенности. Для людей, погруженных в повседневность и не претендующих на контакт с трансцендентным, счастье ассоциируется с благами обыденной жизни. В разных обществах в разные периоды истории на первый план в понимании счастья выходят разные блага. Однако они всегда включают моменты здоровья и внешней привлекательности, материальной обеспеченности, социального статуса, личных отношений и индивидуального развития. При этом счастье в отличие от простой удовлетворенности предполагает обладание этими благами как бы выше среднего уровня. Счастье означает превосходную степень. Поэтому как о счастливых или счастливчиках говорят о людях: • здоровых, крепких, красивых, живущих долгую жизнь; • получивших большое богатство, а с ним и повышен • обладающих достаточно высоким социальным стату • приобретших исключительно гармоничную любовь и • максимально успешно выражающих себя в труде и Ну а если все эти удачные линии жизни сливаются в судьбе одного человека, то о нем можно сказать как об идеально счастливом. Собственно, осознавая это или нет, мы все стремимся к такому идеальному счастью, когда все пять или по край- ней мере четыре из пяти перечисленных видов благ оказываются представлены полностью. Действительно, нельзя сказать как о счастливом о человеке, который богат и сановит, но всегда хворает и мучится множеством болезней. И вряд ли речь может идти о счастье, если талантливый творец влачит свои дни в глубокой нищете, да к тому же обделен любовью. Правда, можно быть счастливым и без высокого социального положения и славы, однако для многих людей именно этот момент находится на первом месте. Следует заметить, что в реальной действительности идеально счастливых людей практически не бывает. Как говорит старая английская пословица, «у каждого свой скелет в шкафу». Тот, кто со стороны видится купающимся в море блаженства и вызывает поэтому отчаянную зависть, может на самом деле вовсе не обладать всем набором ценимых благ или быть недовольным ими. Итак, повседневное счастье, понимаемое как обладание благами, синтетично, оно охватывает разные грани обыденной жизни. Нельзя не обратить внимание на то, что счастье имеет объективную и субъективную сторону. Человек может быть здоров, богат, любим, уважаем, заниматься творчеством, и все же чувствовать себя глубоко несчастным. И, напротив, веселый нищий, выпрашивая подаяние на дорогах, может легко и добродушно относиться к действительности и от души любить весь мир. Он субъективно счастлив, несмотря на свои скитания и превратности судьбы. Таким образом, между объективной и субъективной сторонами не всегда наблюдается совпадение. Можно ли, однако, проигнорировать объективные составные счастья и свести его к состоянию сознания? Видимо, нет. Дело в том, что состояние счастья, оторванное от объективных корней, может быть создано искусственным путем. Например, в результате приема наркотиков, алкоголя или через приобщение к компьютерной вир-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |