Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Счастье и смысл жизни. туальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объек­тивно он физически и морально разрушается

туальной реальности. Принимающий наркотики человек испытывает эйфорию, блаженство, но при этом объек­тивно он физически и морально разрушается, не реали­зует заложенных в нем возможностей, разрывает свои реальные связи с другими людьми. Субъективное удо­вольствие при объективном распаде не может быть на­звано счастьем, это лишь иллюзия, морок, мираж.

Поэтому отсутствие объективных составных счастья делает человека, живущего повседневной жизнью, несча­стливым. Нищета, тяжелые болезни, отсутствие заботы близких и возможностей самореализации делают несчас­тным даже того, кому от природы дан веселый и благо­желательный нрав.

В то же время субъективная сторона счастья играет не меньшую роль. Эта субъективная сторона не сводится только к ощущению физического комфорта, хорошего на­строения, радостей и чувственных удовольствий. В субъективное переживание счастья входит и удовлетво­ренность собой в связи с моральными критериями. Ин­дивид может недополучить психологических «поглажива­ний», развлечений и удовольствий, но он может считать,, что честно выполнял свой долг, что совесть его чиста как перед собой, так и перед другими людьми. Он может испытывать спокойствие и радость от того, что успешно трудится, творит и по мере сил делает добро другим лю­дям. Очень важно для субъективного переживания и осо­знания счастья понимание того, что ты честен с самим собой и твои дела, служащие предметом гордости и удов­летворения, — не фантазия, не фикция, а реальность.

Быть счастливым — значит чувствовать себя тако­вым, но чувствовать с достаточным к тому основани­ем. Когда индивид эмоционально положительно оцени­вает себя, других людей, мир в целом, когда он постоян­но переживает подъем, радость, удовлетворенность от реальных деяний и отношений, можно сказать, что он счастлив.


Лекция 7

Большое значение для переживания счастья имеет спо-собность человека радоваться тому, что он делает и чего достиг. Доволен бывает тот, кто умеет довольствовать­ся. Непомерные амбиции, завышенные претензии, веч­но голодное самолюбие, замешенное, как правило, на неумении реализовать себя, делают несчастливым даже личность, внешне успешную по всем социальным мер­кам. Точно так же действует заниженная самооценка, депрессивное, темное мировосприятие.

В этом смысле для обычного человека остается зага­дочным понимание счастья аскетами и монахами, обра­щенными к Богу. В мирском смысле они несчастны — оборваны, голодны, лишены собственности, одиноки. В плане мировосприятия они сознательно отвергают удов­летворенность собой, образец которой описывает нам А. С. Пушкин: «Всегда доволен сам собой, своим обе­дом и женой». Христианский монах — это человек, со­бой глубоко недовольный, переживающий свою беско­нечную грешность, терзающийся падшестью. Любой не­винный проступок вырастает для него в личную траге­дию, поэтому он не может быть в общечеловеческом по­нимании счастлив не только объективно, но и субъектив­но. Да монах и не ищет обычного земного счастья. Сча­стье людей, обращенных к Богу, радикально отличается от счастья повседневности и выражается в особых экста­тических состояниях, о которых мы поговорим позже.

Обладание социально-признанными составными счастья и активное переживание их как радостных и приятных не означает владения счастьем как вещью. Счастливая жизнь — процесс подвижный, изменчивый, включающий в себя противоречия, борьбу, преодоление трудностей. Статич­ное безоблачное счастье, понятое как простая беспроб-лемность, очень быстро перерастает в скуку. Да-да, ин­дивид, у которого все есть, быстро начинает скучать и тяготиться своим почти райским состоянием. Для насто­ящего живого счастья необходимы перемены, острые

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. тельным счастьем, ослепительным блаженством, а отсут­ствие благодати переживается как богооставленность | Лекция 7. ощущения, моменты самоиспытания, творчества, силь­ные неординарные переживания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.