КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания
и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания. Самостоятельные решения занимают в жизни людей небольшое место и часто трактуются как выполнение воли Бога (богов). 3.Традиционный человек ориентирован на сохране 4.Индивид, воспитанный в традиционном обществе, Консервативный, патриотичный до ксенофобии, покорный и высокоответственный перед другими человек — явление общества определенного типа. Он — реальное, объективное историческое явление. Более того, в определенной мере патриотичность, верность принципам и умение поддерживать связь с прошлым имеют общечеловеческий и надвременной статус, т. е. не могут быть устранены нигде и никогда. Однако степень проявления этих качеств исторически меняется. Современная эпоха требует воспитания людей несколько иного типа, обладающих другими свойствами и достоинствами. Какими? Зачем воспитывать человека? Перемены, пришедшие к человечеству с утверждением развитого рыночного общества и получившие особенно яркое проявление в XX в., были прекрасно проанализированы такими авторами, как М. Вебер и Э. Фромм. М. Вебер подчеркнул целерациональный характер буржуазного разума, ориентированного на прагматическое достижение цели, а не на сохранение общинных святынь. Э.Фромм отметил стремительный рост индивидуальной свободы, оборачивающийся новыми трагедиями и проблемами. Современное общество, представленное ведущими странами мира и распространяющее свое влияние практически на всю планету, прагматично, динамично. Современность применяет к ныне живущим людям новые критерии совершенства, в корне отличающиеся от прежних по набору качеств. Каковы же эти качества? 1. Человек обладает личной автономностью, способ 2. Если в традиционном обществе человек вписан в Лекция 1О четен ей, то в современном мире он гораздо свободнее. Здесь нет рецептов на все случаи жизни, нет жестко заданных программ, освобождающих от проявления личной воли. Конечно, неравенство социальных групп сохраняется, но этикет в современном массовом обществе достаточно универсален, внутригрупповые правила поведения размыты, и на улице вряд ли можно отличить богатого потомка аристократического рода от безродного интеллигента с умеренными доходами. Каждый сам выбирает стиль поведения, каждый сам отвечает за совершаемые поступки, которые подотчетны лишь закону, сам ищет путь в жизни и род занятий. Общины в старом понимании больше нет, и покорность ее авторитету ушла в прошлое. Современность морально одобряет самостоятельность и волю индивидов, которые рассчитывают только на самих себя, которые сами себя сделали. Чем легче и оптимистичней ты несешь бремя свободы вместе с сопровождающей ее ответственностью, чем увереннее принимаешь самостоятельные решения, тем выше твоя социально-нравственная ценность. 3. Современный мир высоко ценит творчество, новации, умение быстро приспособиться к новой обстановке, «перестроиться на марше». Поэтому пожизненная верность установкам, стереотипам, привычкам и приемам, приобретенным в раннем возрасте, рассматривается скорее как недостаток, чем как достоинство. Всякое устойчивое воспроизведение стереотипа понимается как ригидность, неповоротливость. Это, конечно, не значит, что верность принципам совсем утратила свою роль, скорее сама система принципов стала более изменчивой и динамичной. Человек должен уметь много раз в жизни менять профессию и специальность, овладевать новыми представлениями о реальности, и его нравственные поступки и суждения должны соответствовать конкретной обстановке. Моральное творчество — это гармоничное разрешение нетривиальных мораль- Зачем воспитывать человека? ных коллизий, для которых нет стереотипа, идущего из прошлого. 4. Современное общество, кроме ситуаций войны, не требует жертвенности от своих граждан, ибо оно основано на взаимовыгодности отношений социального целого и его членов. Однако тема ответственности не перестает быть актуальной. Правда, она трансформируется. Во-первых, в огромной степени возрастает ответственность перед самим собой. Наш современник находится в ситуации свободного выбора, где никто ему не учитель и не помощник. Каждый сам отвечает за свой успех или неуспех и в полной мере принимает на себя последствия совершенных поступков. Именно этот груз ответственности, о котором мы уже говорили, и толкает людей прочь от свободы, в объятия личностных симбиозов (Э. Фромм) и тоталитарных организаций. Во-вторых, благодаря разитию техники и технологии влияние человека на окружающую действительность и других людей стало поистине огромным. Одно дело по неаккуратности перевернуть телегу, а другое дело — огромный пассажирский поезд, загрязнить один колодец или отравить целый океан. В связи с этим мы должны уметь отвечать за каждый свой шаг, за каждое решение, связанное с воздействием на других и на мир. Таким образом, современное воспитание направлено на выковывание очень самостоятельного и ответственного индивида, который не может списать последствия своих дел ни на царя, ни на полководца, ни на деревенского старосту и вообще ни на кого. Конечно, формирование подобных характеров — непростой процесс, но именно такая ответственность востребована социокультурной ситуацией. Модель, которую мы сейчас обрисовали, разумеется, достаточно абстрактна и акцентирует контраст между прежними и нынешними социально-нравственными ориентирами. Хочется подчеркнуть, что образ нужного обще-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |