Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зак. 49 353

Лекция 10

ству человека всегда включает в себя не только чисто моральные черты, но самые разнообразные социальные качества, имеющие, однако, моральное значение и свя­занные с определенным нравственным идеалом. Подво­дя итог, можно заметить, что нынешнее воспитание ори­ентировано на образ свободного, самостоятельного, от­ветственного, критичного и в то же время терпимого и лояльного человека. Этот человек открыт для перемен и для творчества.

Разумеется, такой человек живет не в безвоздушном пространстве. Он тесно связан с другими людьми, с об­щественными и социальными структурами. Рассмотрим подробнее (хотя и не затрагивая специфики конкретных регионов и стран), какие социально-нравственные тре­бования выдвигает социум к индивидам в основных сфе­рах общественной жизни.

Сфера труда. Современный человек должен быть тру­долюбивым. Трудолюбие (усердие, тщание) — одна из ведущих добродетелей протестантизма и входит состав­ной частью в идеологию американизма, оказывающую сейчас влияние на весь мир. Пафос работы, производ­ства, преобразования характерен не только для Амери­ки, но также для европейских стран и вышедших на уровень мирового развития «азиатских драконов» (из­вестно, что в Японии распространен тип человека-тру­доголика, полностью погруженного в свою профессио­нальную деятельность). Лень, нерадивость, расхлябан­ность, пассивная созерцательность, ведущая к эскапиз­му (уходу от активной социальной жизни), неприемле­мы для современного мира, так как не только несут в себе торможение развития социума и ухудшение жизни индивидов, но и грозят катастрофами глобального мас­штаба.

Разумеется, чтобы не быть разрушительной для чело­века, трудовая деятельность должна ограничиваться неки-


Зачем воспитывать человека?

ми внешними и внутренними рамками (всякое наруше­ние меры оборачивается злом!), и все же эталоном нрав­ственности является неутомимый деятель, смелый в ре­шениях, точный в исполнении, стяжающий успех на всяком поприще.

Можно сказать, что современное общество так же мо­рально поощряет всякую предпринимательскую актив­ность, всякое новационное действие, способное принес­ти благо как людям, так и тому, кто взялся за свое дело, засучив рукава.

Сфера государственности. Инициативный и автоном­ный человек конца XX и начала XXI в. должен быть законопослушным. Уплата налогов, соблюдение законов, уважение к государству — не только юридический, но и моральный долг. Характерная для западного общества теория общественного договора предполагает, что и пра­вовые, и моральные отношения — суть единство, это соглашение о том, что люди принимают некие правила игры, помогающие им пресечь эгоистическую войну всех против всех, способную погубить человечество. Поэто­му демократическое государство при всех его фактичес­ких минусах выступает как гарант мира, стабильности и возможной на данном этапе истории справедливости. Его следует уважать, почитать и поддерживать, ибо имен­но оно обеспечивает правовую базу и охрану частной собственности и частной инициативы, являющихся стол­пами наличного миропорядка.

Популярные и широко распространенные в XX в. идеи революционности к концу столетия резко сузили спектр своего влияния. Человек-революционер, потрясатель ос­нов, титан, разрушающий мир «до основанья» и влеку­щий толпы вдохновенных сограждан в «прекрасное буду­щее» потерял былую привлекательность и перестал быть «нравственным идеалом». Реальная история, в том чис­ле российская, показала, что «благими намерениями вы-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 10. и защищает, поддерживает, поэтому послушание есть важное качество для выживания | Лекция 1О
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.