КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 1О. прежде всего родители. Именно они обучают его человеческому способу реагирования, предметно-практическим действиям
прежде всего родители. Именно они обучают его человеческому способу реагирования, предметно-практическим действиям, речи, представлениям о добре и зле, должном и недолжном. Родители очень долго, иногда всю жизнь, остаются главными воспитателями для индивида и являются личностным критерием правильности его поступков: их одобрение и порицание может иметь для человека огромное значение в любом возрасте. То, чему мама в детстве учила, внедряется очень глубоко в сознание и подсознание воспитуемого и порой определяет его поведение помимо его собственной воли, минуя рефлексивный контроль и рациональные пласты. Традиционное общество, о чем я уже говорила, высоко оценивало и всемерно укрепляло родительский авторитет, вменяя даже взрослым детям необходимость подчиняться старшим (эта традиция по сей день существует на Востоке, несмотря на разительность социокультурных перемен). Однако в современных западных странах в связи с резким возрастанием темпа жизни родительское воспитание перестало быть вечным образцом для подражания, а иногда даже расценивается как тормоз на пути самоизменения и самовоспитания индивида, родительские стереотипы устаревают быстро. Воспитание ребенка родителями — далеко не всегда сознательный процесс. Оно происходит прежде всего через копирование, подражание, непосредственное усвоение ребенком родительского поведения и взглядов. То, что исходит от родителей, воспринимается малышом как единственно возможный способ действия и как норма. Ближайшее окружение, микрогруппа, в которой вырастает индивид, определяет его первичное отношение к действительности и другим людям, хотя впоследствии эти изначальные стереотипы могут быть критически пересмотрены. Известная поговорка «яблоко от яблоньки недалеко падает» подчеркивает глубокую зависимость юного «яблочка» от своих родителей. Зачем воспитывать человека? Внушая своему отпрыску определенные культурные нормы, высокогуманные и нравственные идеи, родители действуют на рациональном, сознательном уровне. Но в то же время они способны неосознанно внедрить в душу ребенка жестокие конфликты, создать скрытую разрушительную программу поведения, влекущую за собой драматические последствия. Именно такому родительскому программированию посвящены работы американского психолога Эрика Берна, о которых я уже говрила. Он показывает, что даже весьма заботливые родители порой закладывают в собственных детей программу неудачника («лягушки») или дают им установку на столь жесткую самокритичность и требовательность к себе, что она превосходит всякие разумные пределы. Голос первого воспитателя звучит в душе ребенка всегда, даже если он сумел преодолеть поработившую его программу. Второй важный воспитатель подрастающего человека — это круг его товарищей. Если родители пользуются преимущественным влиянием в первые семь лет жизни человека, то, начиная со школьного возраста, на первый план выдвигаются друзья, особенно старшие. В подростковом периоде «плохая» или «хорошая» компания имеет решающее слово в формировании личности. «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», — гласит народная мудрость. Подростковый максимализм воздвигает стену между детьми и родителями, возникают секреты и тайны, которыми, как правило, не делятся со старшей родней (осудят, запретят), но ими можно и должно делиться с друзьями, получая их совет и поддержку, находя взаимное понимание. В этом смысле подростки воспитывают друг друга, хотя, конечно, нельзя сбросить со счетов влияние родителей, учителей и других взрослых. Товарищеский круг практически всегда имеет одного-двух лидеров, более старших, чем остальные. Установка лидеров и определяет микроклимат в коллективе: микроклимат высокой морали, дружбы и
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |