КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. справедливости или же конкуренции, единоборства и агрессии
справедливости или же конкуренции, единоборства и агрессии. Если выйти за рамки непосредственного окружения растущего человека, шагнуть за пределы его семейных и возрастных референтных групп, то мы обнаружим, что в истории человечества значительную воспитательную роль играли представители церкви, духовные учителя и наставники. Проповедь, институт исповеди и отпущения грехов несли большой воспитательный заряд, формировали не только религиозные, но прежде всего нравственные качества личности. Там, где пастырь-духовник не был фигурой только официальной, он мог оказывать огромное влияние на становление морального сознания детей, так как высказывал свои суждения не просто от себя лично (как родители или товарищи), но от лица Бога — высшей инстанции, силы, многократно превосходящей человека. Кроме того, церковь всегда обладала арсеналом мощных средств воздействия на развивающуюся человеческую душу: это красивая торжественная обрядность, возвышенная музыка, само внутрихрамовое сакральное пространство, настраивающее на строгий и почтительный лад и не позволяющее лгать и предаваться низменным побуждениям. Однако, на мой взгляд, попытка в полной мере реанимировать воспитательную роль церкви в конце XX в. все-таки несостоятельна. В частности, в нашей стране выросло несколько поколений безрелигиозных людей, и это глубоко сказывается и на массовом сознании, не идущем в восприятии религии дальше внешней обрядности, и на деятельности самих отцов церкви. Интересно, что процесс секуляризации (освобождения сознания от религии), так или иначе прошедший в XX в. в западных странах, сделал важнейшей наставнической фигурой уже не проповедника, а психолога, психотерапевта. Современный психотерапевт во многом принял на себя в развитых странах роль педагога, воспитате- Зачем воспитывать человека? ля. Примечательно, что это воспитатель и для детей, и для взрослых людей, желающих усовершенствовать свой внутренний мир, сделать его более гармоничным, а также наладить добрые морально-психологические отношения с окружающими. В школах и детских садах непременно работает психолог. Он не только дает советы воспитателям и учителям, но и сам активно общается с детьми (особенно с наиболее трудными, конфликтными, с теми, кто не вписывается в обычную жизнь), ведет беседы, включает своих подопечных в коллективные психологические тренинги, предназначенные для формирования одних свойств личности и преодоления других. Могут ли психологи и психотерапевты нанести вред воспитанию? Могут в тех случаях, когда личность ребенка слишком подгоняется под жесткие стандарты, когда не учитывается его индивидуальность и характер. Однако это опасность любого педагогического воздействия — оценивать человека лишь в соответствии со стандартом, а не как оригинальную личность. Впрочем, психотерапевтическая работа с юными душами порождает две важные проблемы. Первая проблема — утилитарная направленность психотерапии. Официальный воспитатель в детском саду или школе, как правило, по крайней мере на словах, преподает детям уроки высокой морали — учит их доброте, справедливости, великодушию, строгому выполнению долга. Психотерапевт, выступающий одновременно в роли воспитателя и избавителя от проблем, жестко не связан какой-либо моральной установкой. Его дело — позаботиться о благополучии клиента. И хотя большинство психотерапевтов придерживаются моральной и гуманистической позиции, среди них можно встретить не одного и не двух, которые прагматически учат своих подопечных определенным приемам манипуляции чужим сознанием, что весьма далеко от благоволения к ближнему. Вторая проблема — образование психологической зависимости воспитанника от Лекция 10 психотерапевта. Психотерапевт может превратиться для ребенка в доброго волшебника, чудесного спасителя, без которого он не может и шага сделать. Возникают отношения власти и рабской покорности. Вот почему психотерапевты не в меньшей степени, чем педагоги-профессионалы, должны подвергаться проверке на личностную полноценность и моральность. Важнейшим воспитателем в современном мире выступают средства массовой информации. Влияние их на становление души огромно. Дети проводят у телевизора многие часы, поглощая одну телепередачу за другой. Отдельным средством можно считать видеофильмы, да и компьютерные программы в последние десятилетия с полным правом могут претендовать на роль электронного гувернера. То, что видится на экране, воспринимается ребенком как норма жизни, норма человеческих отношений. Рефлексия и критические способности еще не развиты, и образ мира, подаваемый телевидением, рассматривается не как одна из возможных интерпретаций, а как сам мир. Добро, зло и справедливость в их телеварианте становятся матрицей, в соответствии с которой ребенок формирует собственное поведение. Вот почему трудно согласиться с авторами, полагающими, что регулярный показ насилия на экране — не более чем возможность безболезненной разрядки агрессивных эмоций. Убийства, мордобои и преследования, буквально затопившие наш телеэфир, делают зло и жестокость обыденными, неподсудными, фактически признанными и одобряемыми. Велика воспитательная роль не только фильмов, но и монологов и диалогов разных людей, приглашенных в студию. И если фильм во многих случаях только результат погони за коммерческим успехом, финансовая эксплуатация низменных человеческих побуждений, то за передачей стоит целенаправленная воля авторов, желающих внушить зрителю определенные взгляды, идеи и принци- Зачем воспитывать человека? пы, создать конкретный образ для подражания. Хорошо, если эти взгляды, идеи и принципы благородны, а образ прекрасен. А если нет? Мне трудно забыть сравнение из какой-то статьи в газете: телевизор — это тот же мусоропровод, только выход его прямо в нашей квартире. Замечу, что мусор — нравственный, интеллектуальный и эмоциональный — попадает непосредственно в души, причем в первую очередь в детские. Средства массовой информации — воспитатель искусный и ловкий. Они не читают нудных моралей, не заставляют проявлять волю, преодолевать себя, а проникают в душу через развлечение и игру, влияют авторитетом всеобщности и публичности (человек, говорящий с экрана, как бы автоматически приобретает более высокую значимость, чем тот, кто вещает из-за учительского стола или даже ораторствует на митинге). К тому же они охватывают одновременно огромные массы людей, порождая у них единое настроение, создавая общую установку. Если воспитательное и манипулятивное влияние средств массовой информации хорошо известно и на Западе, и у нас, то роль компьютерных игровых программ осмыслена еще не до конца. Основная масса компьютерных игр, на которых сейчас воспитываются наши дети, представляет собой тренинг по прагматическому целедостижению с применением всех форм уничтожения и жестокости. Трудно даже перечислить те вполне садистские приемы, которые ежедневно осваивает подрастающее поколение на своих дисплеях, а о горах оружия и реках крови и говорить нечего. Даже развивающие игры вроде «Цивилизации» направлены на постоянное преследование и уничтожение противника (других цивилизаций) и завоевание мира. А сказочный запас жизней позволяет спокойно относиться и к своей, и к чужой «компьютерной смерти». Формируются глубинные антигуманные установки, переплетенные с бы-
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |