Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 10. вешенности и благожелательности, преподает маленькие уроки манипуляции чужим сознанием, впрочем, не зло­стные и не пагубные

вешенности и благожелательности, преподает маленькие уроки манипуляции чужим сознанием, впрочем, не зло­стные и не пагубные, помогает адаптироваться к агрес­сивной среде и достичь делового и финансового успеха. Сам по себе деловой и финансовый успех не ставится им под сомнение как неоспоримая ценность. Быть успеш­ным — естественная установка для самосовершенствова­ния в западной цивилизации.

Хороша ли установка на максимальное социальное при­способление? Хорошо ли стремиться быть как другие? Это непростые вопросы. Думаю, что до определенной степе­ни такая установка вполне естественна: люди не живут в одиночку, они вписаны в социокультурный контекст, и их повседневность вместе с присущими ей ценностными ориентирами неизбежно стереотипизирована. Закавыка, однако, в том, что стремясь неукоснительно следовать об­щепринятым установкам, человек может раствориться в стандартах и образцах, нормах и стереотипах, стать мари­онеткой мнений и давлений, влияний и ценностных мат­риц. Вполне пристойная позиция социальной адаптиро-ванности чревата в эпоху массовой культуры тенденцией к потере собственного «я». Эта потеря происходит тогда, когда превосходится некая мера, нарушается баланс между адаптивно-необходимым и адаптивно-избыточным. Из­быточная адаптивность превращается в бесхребетность, отсутствие индивидуальности приводит к потере личнос­тного ядра. Люди просто-напросто перестают самостоя­тельно мыслить, выбирать в жизни, в работе, в творче­стве то, что нужно именно им, а не требовательной со­циальной машине, в которой они являются колесиками и винтиками. Их самосовершенствование оборачивается драмой самоутраты. Довольно дорогая цена платится за приспособление как личностный идеал.

Э. Фромм показывает в книге «Человек для самого себя», сколь непродуктивна широко распространенная


Зачем воспитывать человека?

в наши дни рыночная ориентация сознания: индивиды начинают воспринимать себя как товар, который дол­жен продаваться, поэтому они стремятся быстро выра­ботать в себе набор востребуемых, «модных» качеств, которые сегодня одни, а завтра другие. Индивид все время меняется, приспосабливается, совершенно забы­вая о том, каков он на самом деле, становится сплош­ной вынужденной трансформацией — он должен выгод­но продавать себя. Личность растворяется во внешних для нее требованиях, как сахар в горячем чае, от нее ничего не остается.

Сохранение гармонии между мерой социального и мерой индивидуального в процессе сознательного при­способления к требованиям общества — дело тонкое и трудное. Именно поэтому возникает вторая обозначен­ная нами позиция: идеал тотальной свободы индивида от внешних и внутренних ограничений и требований, сози­дание себя как индивидуальности, не подвластной ника­ким канонам. Скажем прямо, это идеал самовоспитания с претензией на сверхчеловечность.

Идеал стремления к сверхчеловеческой свободе издрев­ле существует в культуре, он восходит к древним мисте­риям, к тайнам эзотерических учений и проходит через всю историю, то теряя свой мистический облик и профа-нируясь, то вновь обретая сакральные черты. Мы. нахо­дим его и в литературе Ренессанса, и у Ницше, и у Сар­тра. Особенно ярко, на мой взгляд, описан образец и путь к сверхчеловеческому в работах современных адеп­тов древнего герметизма, в частности Дж. Бейнса.

Согласно изложенным Бейнсом герметистским воззре­ниям, нормальный средний человек — по определению существо ущербное, зависимое и несамостоятельное. Лич­ность, взятая в ее обычном понимании, — лишь сово­купность масок, механический агрегат, приводимый в дви­жение могучими внешними силами. Человек не облада-


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 1О. при активном участии самой личности | Лекция 1О. ет ясным сознанием и твердой волей, он все время пре­бывает как бы во сне и обречен оставаться таким
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.