Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 1. 4 Отечественный и зарубежный этические кодексы социального работника

3.

2.

1.

Не каждый человек пригоден для социальной работы, основным определяющим фактором здесь является система ценностей кандидата, которая, в конечном счете, определяет его профессиональную пригодность и эффективность практической деятельности. Многие из тех, кто собирается стать социальными работниками, могут обнаружить расхождения во взглядах между своими установками и системой ценностей социальной работы как призвания.

Те, кто начинает овладевать этой профессией, очень скоро осознают огромное воздействие на нее таких факторов, как политические силы (от политической идеологии зависят акценты, на которые делается упор в социальной работе, назовите приоритетные сферы социальной политики сегодня – поддержка семьи, решение проблем воспитания детей в государственных детских домах), экономические условия (как от экономических факторов зависят приоритеты в социальной работе?), демографические тенденции.

Стиль поведения социального работника, обоснованный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Некоторые социальные работники хорошо чувствуют себя во время конфликта, другие – в ситуации сотрудничества и взаимопомощи. Одни умело общаются со слишком говорливыми клиентами, выдерживают агрессивное отношение к себе, другие умеют находить общий язык с замкнутыми.

Поэтому роль личностных качеств социального работника, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. Среди них можно выделить такие как:

§ гуманистическая направленность личности,

§ личная и социальная ответственность,

§ обостренное чувство добра и справедливости,

§ чувство собственного достоинства,

§ терпимость, толерантность, вежливость,

§ порядочность,

§ эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь,

§ эмоциональная устойчивость,

§ личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптивности.

Личностные качества социального работника можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности.

Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность.

К третьей группе – психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.

Качества первой группы, которые отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояние сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, последовательность, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности социального работника. Если социальный работник не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то неблагоприятные последствия неизбежны.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в сложных ситуациях, когда требуется мобилизации всех личностных ресурсов для решения сложной, чаще всего нестандартной задачи.

В работе с людьми необходимы собранность и внимательность, умение понять клиента, такие волевые качества как терпение, самообладание. Без этих ведущих качеств психики невозможна эффективная социальная работа.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроений людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

В зарубежной психологии разработаны целые технологии, направленные на то, чтобы помочь человеку правильно выбрать профессию в соответствии с личностными качествами. Среди них теория Т. Парсонса, который считал, что для этого нужно: ясное понимание «себя», своих способностей, интересов, стремлений, возможностей; знание требований и условий для достижения успеха; адекватное соотнесение первых двух факторов.

Существует другая теория Д. Сьюпера, который рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс; оно формируется под воздействием ряда факторов внешней среды. Этот процесс индивидуально- своеобразен и неповторим. Но в этом процессе можно выделить ряд типичных этапов: рост, поиск, упрочнение, стабилизация, спад.

В отечественной психологии выбор профессии исследовался в трудах С. Л. Рубенштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, в соответствии с которыми в профессиональном становлении важную роль играют не столько объективные факторы (семья, школа, группа сверстников), сколько субъективные. Одним из решающих субъективных факторов, определяющих выбор профессии, являются интересы личности. Вообще интерес описывается рядом характеристик: содержание, широта, глубина, устойчивость, собственно профессиональный интерес характеризуется большой интенсивностью внимания, волевых усилий, эмоциональных переживаний. На этом уровне субъект принимает решение превратить свое «хобби» в профессию. Важное место принадлежит способностям в выборе профессии.

Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы. К числу е структурных элементов относятся еще: педагогические способности и мастерство, искусство делового общения, культура служебного поведения.

Педагогические способности. Их задатки считаются врожденными. Они проявляются в склонности человека работать с людьми, проявлять к ним интерес, терпение, выдержку. На основе задатков формируются способности в процессе специально- организованной деятельности. педагогические способности предполагают такую черту как педагогическая наблюдательность - она проявляется в умении давать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента, на оказываемое на него воздействие.

Педагогическое предвиденье - это умение предвидеть последствия своей деятельности и заранее прогнозировать их. Педагогическое предвиденье помогает смоделировать этапы работы, учесть возможные проблемы и противоречия.

И педагогическое предвиденье и педагогическая наблюдательность обычно встречается у людей с развитым творческим воображением и гибким умом. Возникающие в социальной работе ситуации, как правило, неповторимы и требуют каждый раз нового, своеобразного подхода к их решению.

Основной навык любого социального работника - это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он чувствовал себя в безопасности, чтобы мог раскрыться. Социальный работник должен помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Приемы интервьюирования:

§ Организация пространства: неофициальная обстановка, комфорт, удобство.

§ Речевые обращения: не волнуйтесь, вы можете быть в безопасности, я вам помогу, я вас очень хорошо понимаю, мы вместе решим вашу проблему, будем надеяться на лучшее и др.

§ Контакт глаз, жесты, мимика, поза: общения глаза в глаза, корпус наклонен вперед, доброжелательное выражение лица, поддерживающая общение улыбка, кивательные движения головы.

§ Тактильный контакт - иногда можно погладить по руке, плечу, сочувствующе пожать руку.

 

Для социального работника важен навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности.

Самообладание - это умение управлять своим состоянием и поведением в экстремальной ситуации. Например, клиент вышел из себя, грубит вам, угрожает физической расправой. Вы столкнулись с фактом жестокого обращения родителей к детям или членов семьи друг к другу.

Педагогический такт - это соблюдение принципа меры в общении с людьми, проявляется в способности чутко улавливать малейшие изменения в настроении и психологическом состоянии клиента. Важнейший путь овладения педагогическим тактом- постоянный самоконтроль и самоанализ поведения в любых ситуациях.

А. С. Макаренко утверждал «Хотя люди понимают, что их воспитывают, но никто не любит подвергаться специальным педагогическим процедурам. Тем более люди не любят, когда с ними бесконечно беседуют и морализируют каждую фразу».

Вопросы оценки профессиональной пригодности к социальной работе решаются в рамках профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Профессиональная ориентация – это научно- обоснованное распределение людей по видам общественной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями людей к их замещению. Профессиональная ориентация предусматривает проведение целого ряда мероприятий, среди которых необходимо отметить следующие: профпропоганда, профпросвещение, профконсультация.

В аспекте профориентации может быть предусмотрена также специальная система педагогических воздействий, направленных на активность человека в формировании и совершенствовании психических и физических качеств, предопределяющих успехи в той или иной профессиональной деятельности.

Профессиональный отбор – это научно обоснованный допуск людей к какому – либо определенному виду профессионального обучения и деятельности.

В основе принятия экспертного решения в профотборе лежит оценка профессиональной пригодности.

Профессиональная пригодность – это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека в овладении какой – либо профессиональной деятельностью.

Профессиональная пригодность может оцениваться по нескольким критериям:

§ по медицинским показателям, в том числе по показателям физической подготовки;

§ по данным образовательного ценза или конкурсным экзаменам;

§ с помощью психологического обследования;

§ с учетом достигнутого уровня профессиональной адаптации и др.

 

План:

1. Этический кодекс социального работника в России.

2. Основные принципы этического кодекса Ассоциации социальных работников Великобритании.

3. Десять заповедей из этического кодекса Ассоциации социальных работников США.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 1. 3 Личностные качества социального работника | Учебная и исследовательская работа
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.