Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2.8 Социальная перцепция




3.

2.

1.

2.

1.

Успешное общение и взаимодействие социального работника с клиентами предполагает наличие у социального работника следующих психологических качеств и способностей:

1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества: умение слышать и слушать, задавать и отвечать на вопросы, формулировать ясно свои мысли, изъясняться кратко. четко, но образно и выразительно;

2) способность эмоциональной эмпатии и понимание людей;

3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов;

4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;

5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой; умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

7) умение прогнозировать возможные ситуации, последствия своих воздействий;

8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;

9) владение искусством переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний социального работника и социально целесообразных переживаний, способных повлиять на клиентов в требуемом направлении;

10) способность к импровизации, умение применять все разнообразные средства воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение разных приемов воздействия «приспособление» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия.

§ «приспособления» – система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание;

§ «пристройки» или «достройки» – приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям социального работника;

§ усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому; рельефное выделение фразы; резкая смена способов общения.

В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у специалистов возможны разные типы поведения:

1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у социального работника психологических и эмоциональных затруднений;

2) напряженно- преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) преднамеренно- уклончивый тип: сознательное уклонение социального работника от преодоления неожиданной социальной ситуации («не заметить»);

4) непроизвольно – тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий специалиста;

5) эмоциональный срыв: социальный работник действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управлять собой или скрывать свои чувства;

6) неадекватный тип: социальный работник скрывает свои чувства, не способен их преобразовать в целесообразные переживания и действия.

 

 

Тема 2.7 Этика социальной работы: принципы и стандарты.

План:

1. Обоснование.

2. Международная декларация этических принципов социальной работы.

3. Международные этические стандарты социальных работников.

Этические знания - необходимая часть профессиональной деятельности социального работника. Его способность действовать в соответствии с этическими нормами существенно повышает качество услуг, предлагаемых клиентам. этика социальной работы строится на основании двух документах «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников». В этих документах представлены основные этические принципы профессии социального работника, рекомендации поведения с клиентами, коллегами и представителями других сфер. Документы постоянно дорабатываются и подвергаются изменениям.

Международная декларация этических принципов социальной работы.

2.1. Введение

Международная федерация социальных работников (МФСР) признает необходимость в декларировании этических принципов, которыми следует руководствоваться при решении этических проблем, возникающих в процессе социальной работы.

Целями Международной декларации этических принципов являются:

§ сформулировать систему принципов социальной работы, которую возможно адаптировать к культурным и социальным обстоятельствам;

§ идентифицировать сферы возникновения этических проблем в практике социальной работы (о них будут говориться как о проблемных областях);

§ служить руководством в выборе методов решения этических проблем («методы решения этических проблем»).

2.2. Согласованность

В международной декларации этических принципов утверждается, что ассоциации- члены МФСР и входящие в их состав социальные работники придерживаются принципов, которые приводятся ниже.

МФСР предполагает, что член ассоциации помогает другим членам в выделении и решении этических проблем в процессе практической деятельности.

Национальные ассоциации, испытывающие трудности с принятием этих принципов, должны информировать об этом Исполнительный комитет МФСР. Исполнительный комитет может приостановить членство в Федерации такой организации или исключить ее из МФСР.

2.3. Принципы

Социальные работники служат на благо людей, действуя на основе следующих основных принципов:

§ каждый человек ценен своей уникальностью, которую следует учитывать и уважать;

§ каждый человек имеет право на самореализацию до той степени, пока не нарушаются подобные права других людей, и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества;

§ каждое общество, независимо от его формы, должно функционировать так, чтобы предоставлять максимум благ всем его членам;

§ социальные работники привержены принципам социальной справедливости;

§ социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом;

§ предполагается, что социальные работники оказывают помощь каждому, кто обращается к ним за помощью и советом, без несправедливой дискриминации на основе пола, возраста, физических и умственных недостатков, цвета кожи, социальной и расовой принадлежности, вероисповедания, языка, политических взглядов, сексуальной ориентации;

§ социальные работники уважают основные человеческие права индивидов и групп в соответствии с декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями, вытекающими из этой Декларации.

§ социальные работники соблюдают принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственного исполнения информации о своей работе. Социальные работники уважают оправданную конфиденциальность даже тогда, когда законодательство стран входит в противоречие с этими требованиями;

§ предполагается, что социальный работник, работает в тесном сотрудничестве со своими клиентами на благо клиентов, но не в ущерб остальным. Клиенты поощряются к участию в работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.

§ социальные работники обычно ожидают, что клиенты вместе с ними принимают на себя ответственность за выработку плана действий, направленных на изменение их жизни. К принуждению в решении проблем одной стороны за счет ущемления интересов другой стороны можно прибегать только после тщательного взвешивания претензий конфликтующих сторон. Социальным работникам следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента;

§ социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих терроризм, пытки или другие действия, направленные на угнетение людей.

§ социальные работники принимают этически оправданные действия и придерживаются их в соответствии с «Международными этическими стандартами социальных работников», принятыми их национальными организациями.

2.4. Проблемные области.

Проблемные области - это области, где возникают этические проблемы, не являются общими для всех из- за различий в культуре и государственном управлении. Каждая национальная ассоциация поощряется в проведении дискуссий с целью выяснения важнейших вопросов и проблем, характерных для данной стороны. Широко известны следующие проблемные области:

§ испытание лояльности социального работника оказывается на стыке интересов:

а) самого социального работника и клиента;

б) отдельного клиента и других людей;

в) группы клиентов;

г) системы учреждений.

§ Выступление социального работника в роли помощника и в роли контролера. Взаимосвязь между этими двумя аспектами социальной работы требует уточнения, основанного на отборе ценностей в целях избежания смешивания мотивов при отсутствии их четкости.

§ Конфликт между обязанностью социального работника защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально.

2.5. Методы решения вопросов/ проблем.

Социальный работник должен обсуждать, анализировать и рассматривать этические проблемы в сотрудничестве с коллегами, другими экспертными группами и сторонами, которых касается обсуждаемый вопрос. Социальный работник имеет право получать советы от коллег и других специалистов. При анализе и разрешении проблемной ситуации следует учитывать: мотивы действий субъектов взаимодействия, анализ морального содержания действий, последствия данной ситуации и выбранного варианта ее решения.

Международные этические стандарты социальных работников.

Стандарты поведения социального работника по отношению к клиентам.

§ Нести основную ответственность по отношению к конкретным клиентам, но в рамках ограничений, установленных этическими требованиями.

§ Поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации. Сбор и обмен информацией относится к функции профессиональных услуг, когда клиента информирует о необходимости ее сбора и в каких целях она будет использована. информацией не пользуются без предварительного предупреждения клиента, кроме случаев, когда клиент не может отвечать за свои поступки или когда это может нанести серьезный ущерб другим. Клиент имеет доступ к записям социального работника и к информации, касающейся его.

§ Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов. Профессиональные службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны, при таких условиях клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.

§ Помогать клиенту, индивиду, группе, обществу в самореализации и максимальном использовании своего потенциала при уважении прав других людей. Социальные службы должны оказывать клиенту помощь в понимании и пользовании профессиональными услугами для удовлетворения их законных требований и развитии их интересов.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями.

§ Работать и сотрудничать с такими организациями, политика и деятельность которых направлена на осуществление услуг и профессиональной деятельности в соответствии с этическими принципами МФСР.

§ Ответственно выполнять установленные цели и функции агентств или организаций, внося свой вклад в развитие социальной политики, методологии и практики с целью создания лучших стандартов.

§ Обеспечивать профессиональную отчетность перед клиентами и обществом относительно эффективности работы в форме периодических обзоров предоставляемых услуг.

§ Использовать все возможные этические средства для прекращения неэтичной деятельности, когда политика, методы и практика находятся в прямом конфликте с этическими принципами социальной работы.

Стандарты поведения социального работника в отношении с коллегами.

§ Признавать образование, подготовку, и осуществление социальной работы (коллег и представителей других дисциплин), всемерно расширяя с ними сотрудничество, которое может способствовать повышению эффективности предоставляемых услуг;

§ Признавать правомерность наличия собственного мнения у коллег и других профессионалов относительно практики социальной работы; необходимо выражать критику в корректной форме;

§ использовать и создавать возможности обмена знаниями, опытом, идеями со всеми коллегами по социальной работе, профессионалами из других областей, добровольцами, способствовать взаимообогащению и улучшению совместной деятельности;

§ Привлекать внимание соответствующих учреждений внутри и вне профессии к нарушениям профессиональной этики и стандартов и следить, чтобы соответствующие клиенты были должным образом включены в эту деятельность;

§ Защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо.

Стандарты по отношению к профессии.

§ Сохранять ценности, этические принципы и методологию профессии и вносить вклад в их уточнение и совершенствование.

§ Придерживаться профессиональных стандартов в работе и развивать их.

§ Защищать профессию от несправедливой критики и стремиться к утверждению идеи о необходимости профессиональной практики.

§ Осуществлять конструктивную критику профессии, ее теории, методов, практики.

§ Содействовать появлению новых методов на новые и уже существующие потребности.

 

 

План:

1. Значение социальной перцепции в социальной работе.

2. Способы понимания другого человека: идентификация и рефлексия.

3. Факторы, мешающие правильному восприятию другого человека.

4. Механизмы межличностного восприятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.