КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Подготовка выступления
Руководитель должен владеть деловым красноречием. Без этого нельзя оперативно и эффективно управлять коллективом. Слова руководителя должны характеризовать деловитость, лаконичность, взвешенность, емкость, полный отказ от штампа, умение предельно доходчиво, точно, ясно, увлекательно сказать о самых сложных и серьезных вещах. Вместе с этим необходимо отказаться от лишних выступлений, ничего не дающих слушателям, выступлений «по бумажке», подготовленной без участия руководителя. Замечено, что на современную публику особенно благоприятно действует импровизированная речь, когда оратор, отталкиваясь от текста или тезисов, свободно, на глазах собеседников развивает мысль, аргументирует, спорит, проявляя при этом глубокую убежденность, эрудицию, проникновение в существо дела, увлеченность. Импровизированная речь[2] пригодна не только для выступлений в прениях на конференциях, собраниях, для похвальных, приветственных или ритуальных выступлений, но и для производственных сообщений. Чертами, отличающими импровизированную (свободную) речь от речи «по бумажке», являются: 1) отказ оратора от полной записи текста выступления и зачитывания его (хотя оратор и тщательно готовился к выступлениям, систематизирует содержание, композицию речи); 2) использование оратором записей основных пунктов программы речи (тезисов). При обдумывании плана речи необходимо учитывать следующее: с избытком подбирайте материал для выступления, это позволит вам уверенно обращаться с ним. Уверенности в речи способствуют солидные знания в соответствующей области. Если же их нет — провал неизбежен. На наши рассуждения об импровизированной (свободной) речи по тезисам человек, не имеющий опыта в ораторском деле, может возразить, что ему не подходит свободная форма изложения, так как он каждый раз испытывает страх перед публичным выступлением, когда ему предстоит выступать «без бумажки». Причины, вызывающие скованность при публичных выступлениях и противодействие им, представлены в табл. 1. Таблица 1
Есть и другие причины скованности при выступлениях. Например, опасение потерять нить повествования, оговориться, не суметь соответственно прореагировать на непредвиденные ситуации. Это свойственно в основном людям, не имеющим достаточного опыта публичных выступлений. Каждый руководитель должен уметь убедительно, грамотно и понятно излагать свои мысли перед широкой аудиторией слушателей. В настоящее время обучению деловых людей выступать и вести деловые беседы придается очень большое значение[3]. Специалисты по менеджменту в США считают, что ведущие бизнесмены американских фирм должны уверенно и свободно выступать перед любой аудиторией. Крупные предприятия обучают своих руководителей индивидуально и группами мастерству риторики. Концернами предлагаются тщательно и детально разработанные программы обучения. В программу обучения включены ознакомление с основными понятиями логической аргументации, упражнения по произнесению речи перед избранным кругом слушателей и в конце — критические замечания и необходимые исправления в выступлении ученика. Занятия по таким программам проводят, как правило, известные специалисты в области маркетинга, которым активно помогают социологи. Количество слушателей ограничено (не более12 человек), поэтому каждый имеет право выходить на трибуну каждое занятие. Для обучения слушателей используются современные вспомогательные средства обучения: магнитофоны, видеокамеры (для записи поведения слушателей и последующего самостоятельного анализа и критического разбора), визуальные средства, аппаратура для статистического учета ответов слушателей в ходе обучения. Эти средства позволяют критически проанализировать движения, мимику, жестикуляцию, интонацию речи, содержание и стиль изложения. Эффективность этих курсов настолько очевидна, что некоторые западные фирмы приступили к организации «антикурсов», т.е. курсов, цель которых — подготовить человека к защите от «обработки» со стороны обученного коммерческого работника. При подготовке выступления нужно помнить, каковы круг слушателей (половозрастной состав, интересы), на который рассчитано выступление, причина выступления, его тема и цель. Необходимо тщательно и логично спланировать и построить выступление, продумать, как сформулировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления. Можно подобрать наглядные примеры, но не следует перегружать ими свое выступление. Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на мысли, чувства и желания слушателей. Для того чтобы на протяжении всего выступления не снижалось внимание слушателей, можно в качестве примера привести тринадцать приемов[4], способствующих привлечению и удержанию внимания. Какой из них будет использован в выступлении, зависит от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельств и предмета речи, от вашего намерения и аудитории. 1.Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию. 2.Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией с целью подготовки их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции. 3.Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Но позже уже без преувеличения изложите четко свою позицию по проблеме. 4.Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания. 5.Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрольную аргументацию типа: «однако на самом деле...» 6.Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности партнеров (слушателей) принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; путем постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления. 7. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности сообщенных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический, исторический, а также авторитет науки). 8.Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями, не упуская подробностей, важных для аудитории, и темы, заставляя слушателей сопереживать. 9.Внесение элемента неформальности. Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось найти решение проблемы. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу (чтобы они не думали о вас как о «безнадежном теоретике» или «чистом практике», «молокососе», «чиновнике»). 10.Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления события, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией. 11.Прямое включение. Откажитесь от растянутого выступления и отступлений, 12.Юмор. Не «засушивайте» свою речь, приводите смешные парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть. Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная, неофициальная). Сознательно (особенно если вы выступаете без заранее приготовленного текста) выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (запоминающиеся, привлекающие внимание экспрессивные лексические средства). Использование того или иного приема зависит от конкретной речевой ситуации и личности выступающего. Применение этих приемов не следует выделять и рассматривать отдельно от содержания, так как сами по себе они не имеют особой ценности. Главным в выступлении остается его содержание, а приемы используются как средство передачи мысли в процессе делового общения. План выступления. Доходчивость и убедительность выступления определяются последовательностью изложения, т.е. композицией (структурой). Примерную структуру выступления можно представить в следующем виде. 1. Вступление: цитаты; пословицы и поговорки; интересные примеры и факты; обоснование темы; утверждения; определения. 2. Основная часть: анализ проблемы, о которой вы хотите сказать; ясность построения, идейное содержание; систематизация содержания, композиция; логически четкое изложение основных и второстепенных вопросов; единство ясности мыслей (непротиворечивость) и точности языка; эмоциональный накал и 3. Заключение: изложение основной мысли выступления в виде тезисов; заключительные выводы из своих высказываний, предложения; личное отношение к содержанию речи; указания на нерешенные проблемы и пути их решения; апеллирование к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действию); остроумное высказывание, ссылка на регламент, благодарность за внимание. Вступление не должно быть ни слишком коротким, ни слишком длинным. Основная функция вступления — привлечь внимание слушателей к предмету изложения и наладить контакт с аудиторией. Успех доклада во многом зависит от того, насколько убедительна его основная часть, но многое зависит и от концовки. Не следует затягивать свою речь. За мыслями многословного оратора слушатели следят без особой охоты: не уподобляйтесь «говорящей машине». При произнесении торжественных речей важно помнить, что вторая половина речи кажется вдвое длиннее первой (это находит психологическое подтверждение). 15 Технические приемы оратора [5] В общественной практике и производственной информационной деятельности важны и необходимы выступления по готовым текстам. При этом важно, чтобы выступающий не просто безучастно и монотонно считывал свою речь с листа, а стремился к тому, чтобы с помощью характерной манеры изложения превратить написанный текст в действительную и убедительную речь. Некоторые технические приемы помогут оратору изложить свои мысли более убедительно: 1. Выбор целесообразного (не слишком медленного и не слишком быстрого), умеренного темпа. Это особенно важно, когда восприятие и усвоение информации требует усилий. И здесь оратор не должен пускаться в «галоп». Варьируйте темп речи в зависимости от содержания. Замедляйте его при произнесении важных и сложных для восприятия мыслей и быстро проговаривайте маловажные и не обладающие информационной значимостью фразы. Не говорите слишком быстро тогда, когда речь транслируется через динамики. 2. Четкое произношение отдельных слов и предложений. Говорите внятно, ясно и понятно для слушателей, литературным языком. 3. Визуальный контакт со слушателями (но не с одним!). Быстро пробегайте глазами фразу, во время ее произнесения на мгновение отрывайтесь от «шпаргалки» и, обращаясь к слушателям, снова возвращайтесь к тексту. 4. Использование интонации для выделения отдельных положений (усиление и ослабление громкости звучания голоса). Выделите существенные (подчеркнутые в тексте!) моменты в содержании речи: слова, понятия, части предложений и предложения. Это поможет аудитории сконцентрировать внимание на самом важном. Не перенапрягайте голосовые связки.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 780; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |