Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решение. Рассчитывается масштабный коэффициент плана скоростей

Определение скоростей и ускорений методом планов

 

План скоростей (ускорений) – чертеж, на котором изображены в виде отрезков векторы, равные по модулю и по направлениям скоростям (ускорениям) различных точек звеньев механизма.

План скоростей (ускорений) для механизма является совокупностью нескольких планов скоростей (ускорений) для отдельных групп Ассура, а значит, и отдельных звеньев. При построении планов скоростей (ускорений) используются известные из теоретической механики теоремы о сложении скоростей и ускорений.

Правила построение планов

 

1. Построение планов ведется по векторным уравнениям в порядке присоединения групп Ассура к ведущему звену.

2. Планы скоростей (ускорений) строятся из одного полюса. Рυ - полюс плана скоростей; Ра - полюс плана ускорений (см. п. 2.1.).

3. Скорости и ускорения внешних шарниров должны быть известны и ранее определены. Необходимо определить скорости внутренних шарниров.

3. Концы векторов скоростей (ускорений), т.е. концы стрелок, обозначаются теми же буквами (только малыми), что и кинематические пары (точки) на механизме.

4. Концы нормальных ускорений имеют индекс n, кориолисовых k, тангенциальных (касательных) τ, релятивных (относительных) r.

Рассмотрим построение планов скоростей и ускорений для каждой структурной группы.

 

Задача 1. Кинематический анализ структурной группы

II класса 1 вида

Исходные данные для расчета:

АВ, ℓВС, ℓВЕ = ℓСЕ - длины звеньев в м; υА, υС - скорости внешних шарниров (направление и величина) в м/с; аА, аС - ускорения внешних шарниров (направление и величина) в м/с2.

Определить: υВ, аВ - направление и величина скорости и ускорения внутреннего шарнира; ω2, ω3 - угловые скорости звеньев; ξ2, ξ3 - угловые ускорения звеньев; υЕ, аЕ - скорость и ускорение точки Е.

Общие сведения. В точке В соединены 2 звена. Поэтому будут две точки В: В2, принадлежащая второму звену, и В3, принадлежащая третьему. Если звенья соединены во вращательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения будут равны, а угловые нет, т.е.

υВ2 = υВ3, а В2 = а В3, ω2 ¹ ω3, ξ2 ¹ ξ3.

μυ = υА/[Рυа] = (м/с), (2.30)

причем отрезок υа] выбирается произвольно.

Затем считается чертежная величина вектора скорости точки С

υс] = υС υ = (мм). (2.31)

Построение плана скоростей. На свободном поле чертежа выбирается точка полюса Рυ. Из нее строятся заданные или заранее определенные отрезки скоростей υа] и υс] (рисунок 2.6). Для определения скорости точки В движение этой точки раскладывается на переносное поступательное со скоростями точек А и С и относительное вращательное вокруг этих же точек. Тогда, воспользовавшись сложением скоростей, векторные уравнения будут иметь вид:

υВ = υА+ υВА ^ АВ;

υВ = υС + υВС ^ ВС. (2.32)

 

В(В23) а υА Рυ

υВ υС

2 3 ω3 с

υВА υЕ

А Е С е

1 ω2 4 в υВС

υА υС

 

Рисунок 2.6 - Схема структурной группы II класса 1 вида

и ее план скоростей

 

Направления относительных скоростей известны по направлению: υВА ^ АВ, υВС ^ ВС. Величины этих скоростей будут находиться из построения плана скоростей. Для этого из точки а на плане скоростей проводится линия действия скорости υВА, перпендикулярная звену АВ, а из точки в проводится линия действия вектора скорости υВС, перпендикулярная звену ВС. На пересечении получается искомая точка в.

Точка е на плане скоростей определяется по правилу подобия:

1. если на схеме механизма имеется жесткий треугольник (ΔВСЕ), то на плане скоростей (ускорений) будет подобный треугольник (Δвсе), причем порядок букв на схеме механизма будет совпадать с порядком букв на плане скоростей или ускорений (обход контура);

2. если точка находится на звене и делит его на пропорциональные отрезки, то данная точка на плане скоростей(ускорений) будет находиться на соответствующем векторе и делить его на равнозначные пропорциональные отрезки;

3. если точка находится на продолжении звена, то на плане скоростей (ускорений) она будет находиться на продолжении соответствующего вектора, причем порядок букв на схеме механизма будет совпадать с порядком букв на плане скоростей или ускорений.

Воспользуемся п.1 из правила подобия. Так как по заданию ВЕ = ℓСЕ, то и отрезки ве = се. Длина этих отрезков определится из пропорции

ВЕ/ℓВС=ве/вс. (2.33)

Теперь из точек в и с проводятся дуги до их пересечения, равные этим отрезкам. Получается искомая точка в.

Определяются действительные значения всех найденных векторов скоростей:

υВ = [Рυв]μυ =

υЕ = [Рυе]μυ = (м/с).

υВА = [ав]μ υ=

υВС = [вс]μυ =

Отрезки замеряются на плане скоростей в мм и умножаются на масштабный коэффициент плана скоростей.

После определения линейных скоростей определяются угловые скорости:

ω2 = υ2ВА/ℓАВ = (с-1),

ω3 = υ2ВС/ℓВС = (2.34)

а затем и их направления.

Определим направление угловой скорости ω2. Для этого вектор линейной скорости υВА мысленно переносим во внутренний шарнир на схеме механизма, т.е. в точку В, и вращаем точку В относительно точки А (точку А считаем неподвижной). Аналогично определяем направление ω3.

Построение плана ускорений. Рассчитываем масштабный коэффициент плана ускорений:

μа = аА/[Раа] = (м/с2/мм). (2.35)

Затем высчитываем чертежную величину вектора ускорения точки С:

ас] = аСа = (мм). (2.36)

На свободном поле чертежа произвольно выбирается точка полюса Ра. Из нее проводятся ранее определенные отрезки [ Раа ] и [ Рас ] (рисунок 2.7).

Для определения ускорения внутреннего шарнира (точки В) рассматриваем ее сложное движение. Сложное движение состоит из переносного поступательного с ускорениями аА и аС, и относительного вращательного вокруг точек А и С. Тогда векторные уравнения для определения ускорения точки В будут следующие:

аВ = аА + аnВАêêАВ + аτВА^АВ

аВ = аС + аnВСêêВС + аτВС^ВС (2.37)

 

 

В а аА Ра

аnВА

2 3 nВА аС

ξ 2 ξ 3 аВА аВ с

А Е аnВС

аА С аτВА e nВС

1 аС 4 аτВС

в

 

Рисунок 2.7 - Схема структурной группы II класса 1 вида

и ее план ускорений

 

В уравнении (2.37) известны направления всех векторов: нормальные ускорения направляются параллельно звеньям к центру вращения, а тангенциальные - перпендикулярно этим же звеньям. Величины нормальных ускорений находятся по формулам в (м/с2):

аnВА= υ2ВА/ℓАВ =

аnВС = υ2ВС/ℓВС = (2.38)

Вычисляем чертежные значения нормальных ускорений в мм:

(2.39)

Тангенциальные ускорения определяются построением плана ускорений.

Из точки а на плане ускорений откладываем вектор êêАВ и направляем его к точке А. Затем из точки nВА проводим линию действия тангенциального ускорения аτВА^АВ. Через точку с проводим вектор êêВС и направляем его к точке С, а из точки nВС проводим линию действия тангенциального ускорения аτВС ^ ВС. Пересечение этих линий даст искомую точку в иопределит длины векторов тангенциальных ускорений. Точку е найдем по п.1 правила подобия. Для этого составим пропорцию: ВС/ℓВЕ = вс/ве и строим аналогично скорости. Действительные значения ускорений определяются по формулам:

аВ= [Рав] μа = (м/с2);

аЕ = [Рае] μа = (м/с2);

аτВА = [nВАв] μа = (м/с2); (2.40)

аτВС = [nВСв] μа = (м/с2).

Величина угловых ускорений определяется по формулам:

ξ2 = аτ ВА/ℓАВ = (с-2);

ξ3 = аτ ВС/ℓВС = (с-2). (2.41)

Для определения направления угловых ускорений необходимо векторы этих ускорений мысленно приложить во внутренний шарнир и поворачивать звенья относительно точек А и С (рисунок 2.7).

Задача 2. Кинематический анализ структурной группы

II класса 3 вида

 

Исходные данные для расчета:

ОВ - межосевое расстояние (м),

ВD - длина кулисы (м);

υА1, υВ = 0 – величина и направления скоростей внешних шарниров (м/с);

величина и направления ускорений внешних шарниров аА1, аВ = 0 (м/с2).

Определить:

υА3, аА3 - направление и величину скорости и ускорения внутреннего шарнира;

ω 3, ξ 3 - величину и направление угловых скорости и ускорения кулисы;

υD, аD - скорость и ускорение точки D.

Общие сведения. В точке А соединяются три звена, поэтому будет три точки: точка А1, принадлежащая первому звену; точка А2, принадлежащая второму звену и точка А3, принадлежащая третьему звену (рисунок 2.8). Как было указано в Задаче 1, если звенья соединены во вращательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения этих звеньев равны, а угловые нет, т.е.

υА1 = υА2, аА1 = а А2; ω1 ¹ ω21 ¹ ξ2.

Если звенья соединены в поступательную кинематическую пару, то линейные скорости и ускорения не равны между собой, а угловые равны, т.е.

υА2 ¹ υА3, а А2 ¹ а А3; ω2 = ω3; ξ2 = ξ3.

а) D б) в)


3

d а3 d а3 аА3

υА1 υА3А2 υА3 аrА3А2 Ра

аА1 А(А123) Рυ nА3В аnА3В

2 а1,2 υА1 kА3А2 аА1 а tА3В

а кА3А2 а1,2

В ω3

4 ξ3

 

а - схема структурной группы; б - план скоростей; в - план ускорений

Рисунок 2.8 - К кинематическому анализу структурной группы II класса 3 вида

Решение. Рассчитывается масштабный коэффициент плана скоростей:

μυ= υА1 / [Pυа1].

Построение плана скоростей. На свободном поле чертежа из полюса строим вектор скорости точки А1 (рисунок 2.8, б).

 

Определим скорость точки А3. Особенность группы Ассура 3-го вида заключается в том, что переносным движением является вращательное движение кулисы 3 вокруг точки В, а поступательным является движение кулисного камня 2 по кулисе 3. Из этого следует, что абсолютная скорость точки А3 равна сумме двух скоростей: поступательной и вращательной. Поэтому уравнения примут вид:

υА3 = υА2 + υА3А2 êêАВ;

υА3 = υВ + υА3В ^ АВ. (2.42)

В этой системе известны все направления векторов скоростей. Из точки а1 на плане скоростей проводим линию действия υА3А2 êêАВ, а из полюса Рυ (т.к. υВ=0) – линию действия скорости υА3В ^ АВ. Запомните! Если скорость и ускорение точки равна нулю, то данная точка на плане скоростей или ускорений находится в полюсе! На пересечении двух линий действия получается точка а3.

Точка D на схеме структурной группы находится на продолжении звена АВ. Поэтому ее скорость будем определять по п.3. правилаподобия (Задача 1).Следовательно, будет иметь место следующая пропорция:

. (2.43)

Определяя отрезок [ Рυd ] в мм, откладываем его на продолжении вектора [ Рυа3 ]. На конце этого вектора отмечаем точку d.

Вычисляем действительные значения найденных скоростей:

υА3 = [Pυа3υ = (м/с);

υА3А2 = [аА3аА2υ = (м/с); (2.44)

υD = [Pυd]μυ = (м/с).

Определяем величину и направление угловой скорости

ω3 = υ2А3В/ℓАВ, (2.45)

где АВ = АВ·μ= (м) – действительная длина звена АВ. Направление угловой скорости ω3 определяется аналогично Задаче 1.

Построение плана ускорений. Величина и направление ускорений внешних шарниров известны (аА1, аВ = 0 в м/с2). Поэтому определяем масштабный коэффициент плана ускорений:

μа = аА1 / [Раа1] = (м/с2/мм). (2.46)

Абсолютное ускорение точки а3 равно сумме трех ускорений: переносного, относительного (релятивного) и кориолисова. Поэтому уравнение будет иметь вид:

аА3 = аА2 + акА3А2 + аrА3А2;

аА3 = аВ + аnА3В + аtА3В. (2.47)

В этой системе направления всех векторов известны, а именно: аnА3В || АВ и направлено к центру вращения (к точке В), аtА3В ^ АВ, аrА3А2 || АВ. Для определения направления кориолисова ускорения необходимо вектор относительной скорости υА3А2 повернуть вокруг его начала на 90о в сторону угловой скорости ω3. Величины кориолисова и нормального ускорений определяются по формулам:

акА3А2 = 2 ω3 υА3А2 = (м/с2); аnА3В = υ2А3В /ℓАВ = (м/с2). (2.48)

Определим вектора этих ускорений в мм:

(2.49)

Из полюса Ра проводим вектор ускорения точки А12 - отрезок [ Раа1 ]. Из точки а1 проводим вектор кориолисова ускорения ^ АВ влево. Через точку kА3А2 проводим линию действия относительного (релятивного) ускорения аrА3А2 параллельно звену АВ. Затем из полюса Ра (т.к. аВ = 0) откладываем вектор нормального ускорения параллельно звену АВ вниз и, далее проводим линию действия тангенциального ускорения аtА3В перпендикулярно звену АВ. На пересечении линий действия релятивного и тангенциального ускорений получается точка а3. Точку d находим аналогично плану скоростей по правилу подобия. Из пропорции (2.43) определяем отрезок [ Раd ] и откладываем его на продолжении вектора [ Раа3 ]. Находим действительные значения всех линейных ускорений:

аА3 = [Раа3] μа = (м/с2);

аD = [Pаd] μа = (м/с2); (2.50)

аtА3В = [n1а3] μа =(м/с2).

Определяем величину углового ускорения кулисы 3:

ξ3 = аtА3В /ℓАВ = (с-2). (2.51)

Для определения направления ξ3 нужно вектор тангенциального ускорения аtА3В приложить в точку А на механизме и посмотреть, в какую сторону точка А вращается относительно точки В. Видно, что направление ξ3 получилось против часовой стрелки (рисунок 2.8).

Построение планов скоростей и ускорений 2, 4 и 5-го видов рассмотрим более кратко.

 

Задача 3. Кинематический анализ структурной группы

II класса 2 вида

 

Исходные данные для расчета:

АВ (м) – длина шатуна; υА (м/с), аА (м/с2) – скорость и ускорение внешнего шарнира (величина и направление); υВ4 = 0, аВ4 =0.

Определить: υВ (м/с), аВ (м/с2) – скорость и ускорение ползуна В; ω2, ξ2 - угловую скорость и угловое ускорение шатуна 2.

Решение. Построение плана скоростей. Высчитываем масштабный коэффициент μυ плана скоростей по формуле (2.30) и затем составляем систему векторных уравнений для нахождения скорости точки В:

υВ = υА + υВА ^ АВ;

υВ = υВ4 + υВВ4 êêх-х. (2.52)

Из полюса Pυ проводим вектор скорости точки А, направление и величина которого известны. Затем из точки а на плане скоростей проводим линию действия скорости υВА ^АВ, а из полюса, т.к. υВ4 = 0, проводим линию êêх-х. На пересечении этих линий получаем точку в (рисунок 2.9). Действительные значения скоростей в м/с получаем, замеряя соответствующие отрезки и умножив их на масштабный коэффициент:

υВ = [Pυв]μυ, υВА = [ав] μυ.

а) б) в)

υВ аВ

А Рυ в Ра в

2 υА аА

1 ω2 ξ2 аtВА

аА В 3 4 υВА nВА

υА х х а аnВА а

           
   
 
   

 


а - схема структурной группы; б - план скоростей; в - план ускорений

Рисунок 2.9 - К кинематическому анализу структурной группы II класса 2 вида

 

Угловая скорость определяется по формуле:

ω2 = υ2ВА /ℓАВ =(с-1).

Построение плана ускорений начинается с расчета масштабного коэффициента по формуле (2.35). Затем считается нормальное ускорение аnВА по формуле (2.38) и его чертежное значение по формуле (2.39). Кориолисово ускорение в данном случае равняется нулю (акВВ4 = 2 ω3 υВВ4 = 0, т.к. ω3 = 0). Тангенциальное ускорение перпендикулярно звену АВ, относительное (релятивное) ускорение направлено параллельно движению ползуна В (êêх-х).

Векторные уравнения для ускорения точки В имеют вид:

аВ = аА+ аnВА+ аtВА ^ АВ

аВ = аВ4 + акВВ4 + аrВВ4 êê х-х.

Из полюса Ра проводим вектор ускорения точки А. Затем из конца вектора ускорения аА проводим вектор нормального ускорения аnВА êêАВ к точке А - получается точка nВА. Из точки nВА проводим перпендикуляр к звену АВ, а из полюса Ра – горизонтальную линию, т.е. вектор релятивного ускорения. Действительные значения ускорений определяются аналогично формулам (2.40), а угловое ускорение ξ2 – по формуле (2.41).

 

Задача 4. Кинематический анализ структурной группы

II класса 4 вида

 

Исходные данные для расчета: υD3 (м/с), υD6 = 0; аD3 (м/с2), аD6 = 0; ω3, ξ3.

Определить: υD5 (м/с), аD5 (м/с2).

Решение. Построение плана скоростей. В точке D соединяются четыре звена (3 - кулиса, 4 - кулисный камень, 5 - ползун, 6 - опора). Поэтому будет четыре точки: D3, D4, D5, D6. При этом υD3 ¹ υD4 D5 ¹ υD6 - т.к. поступательные кинематические пары; υD4 = υD5 - т.к. вращательная кинематическая пара; ω5 = ω6 = 0, ξ5 = ξ6 =0 - т.к. 5-ое звено движется поступательно, а 6-ое звено неподвижно (опора).

а) б) в)

у d4,5 υD5 Pυ d4,5 аD5 Pа

D (D3, D4, D5, D6) аD4D3

3 5 6 аrD4D3 аD3

х 4 х υD3D4 υD3 d3

d3 k акD4D3

υD3 аD3 у

ω3, ξ3

 

а – структурная группа; б - план скоростей; в - план ускорений

Рисунок 2.10 - К кинематическому расчету структурной группы II класса 4 вида

 

После расчета масштабного коэффициента скорости по формуле

μυ = υD3 / [ Pυd3 ] (2.53)

записываются векторные уравнения скоростей:

υD4 = υD3 + υD4D3 êêу-у

υD5 = υD6 + υD5D6 êêх-х. (2.54)

Из полюса Pυ откладывается заданное направление вектора скорости точки D3. Затем из точки d3 проводится линия, параллельная у-у, а из полюса – линия, параллельная х-х (рисунок 2.10). На пересечении получается точка d4 = d5. После построения высчитываются действительные значения скоростей:

υD3D4 = [d3d4] μυ; υD5 = [Pυd5] μυ= (м/с). (2.55)

Построение плана ускорений начинается с расчета масштабного коэффициента

μа = аD3 / [ Раd3 ] = (). (2.56)

Векторные уравнения имеют вид:

 

аD4 D3 + акD4D3 + аrD4D3 || у-у

аD5 = аD6 + акD5D6 + аrD5D6 || х-х. (2.57)

Кориолисово ускорение высчитывается по формуле:

акD3D4 = 2 ω4 υD3D4; акD5D6 =0. (2.58)

Вектор а кD3D4 направлен перпендикулярно 3-му звену в сторону угловой скорости ω3; релятивные ускорения направлены параллельно осям у-у и х-х. После построения высчитываются действительное значение ускорения

аD4,5 = [Pаd5а = (м/с2). (2.59)

 

Задача 5. Кинематический анализ структурной группы

II класса 5 вида

Исходные данные: υD3, υD6 = 0; ω3 = ω6 = 0; а D3 = а D6 = 0.

Определить: υD5, а D5.

Решение. Построение плана скоростей. Также как и в Задаче 4, в точке D соединяются четыре звена. Поэтому будут четыре точки: D3, D4, D5, D6 (рисунок 2.11). После расчета масштабного коэффициента скорости по формуле (2.30) записываются векторные уравнения-формулы (2.54). Построение плана скоростей ведется аналогично Задаче 4. Угловые скорости звеньев 4 и 5 равны нулю, т.к. они движутся поступательно (ω4 = ω5 = 0). Рассчитывается скорость точки D5 по формуле (2.54). Строится план ускорений. Высчитывается масштабный коэффициент плана ускорений по формуле (2.56). Затем записываются векторные уравнения – формулы (2.57). В данном случае кориолисово ускорение акD3D4 = 0, т.к. ω4 = 0.

Построение плана ускорений ведется аналогично Задаче 4. В конце рассчитывается ускорение точки D5 по формуле (2.59).

а) б) в)

х

 

у 6 5 у υD5 а D5

Pυ d5 d5 Pa

D(D3,D4,D5,D6) 4 υD3 υD5D3 а D5D3 а D3

3 υD3 d3 d3

a D3

х

 

а – структурная группа; б - план скоростей; в - план ускорений

Рисунок 2.11 - К кинематическому расчету структурной группы II класса 5 вида

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Точек звеньев механизма | Механизма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.188 сек.