Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками




 

В практике психологического консультирования наиболее часто встречаются следующие варианты проблем, относящихся к взаимоотношениям между родителями и детьми-дошкольниками.

Вариант 1. В молодой семье супруги, ставшие уже матерью и отцом, впервые столкнулись с трудностями установления нормальных взаимоотношений с ребенком в возрасте от двух до трех лет. Эти трудности могут, в частности, проявляться в том, что ребенок чрезмерно активный или, напротив, необычно пассивный, апатичный, безразличный ко всему. И та и другая крайности в поведении ребенка могут, естественно, вызывать обоснованное беспокойство у родителей.

Вариант 2. Супруги, у которых уже есть два или более ребенка разного возраста (не старше подросткового), жалуются на то, что между их детьми почему-то не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты.

Вариант 3. Супруги, у которых ребенок находится еще в младенческом или раннем возрасте, не могут между собой договориться о том, как им обучать и воспитывать ребенка.

Вариант 4. Ребенок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу, и родителей это очень беспокоит.

Вариант 5. В психике и поведении ребенка-дошкольника молодые родители обнаруживают нечто такое, что их тревожит.

Вариант 6. Родители ребенка старшего дошкольного возраста готовят его к поступлению в школу и хотят сделать все, от них зависящее, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе. Однако у них возникают в связи с этим проблемы.

Вариант 7. Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошкольного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребенка серьезной учебой.

Рассмотрим последовательно особенности проведения психологического консультирования в каждом из этих случаев.

Случай 1. Непослушание ребенка в возрасте двух-трех лет, когда обычно наступает время первого кризиса возрастного развития и следующий за ним переход ребенка на новую, более высокую, чем младенчество, ступень психологического развития, обычно связано с тем, что дети развиваются, как правило, быстрее, чем это начинают замечать взрослые. Поэтому взрослые не успевают вовремя перестраивать свое отношение и поведение, чем и порождается кризис во взаимоотношениях взрослых с ребенком.

Непослушание ребенка представляет собой форму протеста ребенка против неадекватного обращения с ним взрослых людей, которые не замечают, что сам ребенок уже повзрослел и у него появились новые интересы и потребности. Ограничивая самостоятельность ребенка, взрослые люди невольно препятствуют удовлетворению этих потребностей и интересов, и тем самым вызывают протест со стороны ребенка.

Все это психолог-консультант, в первую очередь, должен довести до сознания родителей, обратившихся в психологическую консультацию с соответствующей проблемой, одновременно посоветовав родителям ребенка самостоятельно почитать специальную психолого-педагогическую литературу на данную тему. Это должна быть литература, доступная неспециалистам и содержащая в себе рекомендации о том, как взрослым людям следует вести себя в период кризиса возрастного развития ребенка.

Повышенная активность ребенка в этом возрасте может быть обусловлена сразу несколькими причинами. Она, во-первых, может быть обусловлена особенностями темперамента ребенка (скажем, у ребенка может быть от природы холерический темперамент). Во-вторых, такая повышенная активность может быть обусловлена возрастом ребенка (многие нормально развивающиеся дети в возрасте около трех лет бывают повышенно активными, и это связано с особенностями их физиологии).

Что же касается проявления пассивности у трехлетних детей, то она не является нормой для детей этого возраста и, следовательно, может вызывать беспокойство со стороны родителей ребенка. Однако от так называемой аномальной пассивности, требующей вмешательства специалиста и психологической коррекции, следует отличать природную медлительность ребенка, которая иногда проявляется у детей с врожденным флегматическим типом темперамента.

Причинами аномальной пассивности ребенка могут стать слишком жесткое воспитание, наличие множества неоправданных запретов и ограничений, накладываемых на поведение ребенка. Если эти причины устранить, то ребенок может стать нормально активным. Повысить его активность также можно развив интерес ребенка к окружающему миру и поддерживая проявляемую им познавательную активность.

Приступая к психологическому консультированию по данной проблеме, вначале следует изучить ребенка и определить его природный тип темперамента. Затем – делать выводы о коррекции поведения ребенка с учетом этого.

Случай 2. В этом случае необходимо снять не вполне обоснованное беспокойство родителей, заверив их в том, что конфликт между ними и ребенком – явление временное и возрастное. Когда ребенок повзрослеет, конфликты забудутся, и взаимоотношения между ним и его родителями станут вполне нормальными.

Обычно это происходит через два – три года после того, как родители начинают замечать признаки кризиса возрастного развития. К старшему школьному возрасту у большинства родителей и детей конфликты, как правило, значительно уменьшаются или полностью исчезают.

Это, однако, не означает, что подобного рода конфликты можно игнорировать или долгое время оставлять без внимания. Будучи своевременно не разрешенными, они порождают устойчивый психологический барьер в общении взрослых людей и ребенка и становятся со временем трудно устранимыми. Кроме того, он серьезно препятствует психологическому развитию ребенка. Терпеливое, настойчивое разъяснение взрослыми детям неправильности их поведения, убеждение, а не наказание детей – вот психологически оправданный и педагогически правильный путь коррекционной работы с детьми в этих условиях.

При возникновении конфликта в семье между самими детьми не стоит безоговорочно становиться на сторону только одного ребенка, даже если первоисточником конфликта действительно является другой ребенок. Важно научить детей умению предупреждать и избегать возникновения конфликтных ситуаций, не поддаваясь провокационным действиям со стороны других детей. И если ребенок научится это делать, то он вполне сможет сам избегать конфликтов. Если же ребенок отвечает на провоцирующие конфликт действия другого ребенка, значит, в возникновении конфликтной ситуации отчасти виновен и он сам.

Хорошо, если, работая с детьми старшего возраста, родители ставят перед собой задачу научить их полезным умениям и навыкам, в данном случае – активным действиям по предупреждению и последующему разрешению конфликтов.

Случай 3. В этом конкретном случае не существует общих, универсальных советов и рекомендаций, являющихся панацеей от всех бед. Главное в успешном разрешении соответствующей проблемной ситуации состоит в том, чтобы обучение и воспитание шло на пользу ребенка, позволяло ему как можно раньше и как можно лучше приспосабливаться к реальным условиям жизни.

Для того чтобы психологическое консультирование оказалось в этом случае максимально полезным для ребенка и его родителей, психологу-консультанту рекомендуется вести консультирование по четкому плану.

Во-первых, необходимо выяснить, в чем состоят разногласия между родителями в вопросах обучения и воспитания детей.

Во-вторых, каждому из родителей надо предоставить возможность объяснить психологу-консультанту свою точку зрения по обсуждаемым вопросам.

В-третьих, каждому из них в отдельности необходимо точно указать на сильные и слабые стороны в его позиции, предложив, вместе с тем, отказаться от слабых аргументов (особенно, если в соответствующем вопросе родителю возражает не только психолог-консультант, но и другой родитель).

В-четвертых, желательно провести личную встречу обоих супругов для согласования их позиций по обучению и воспитанию детей. На этой встрече психологу-консультанту следует сыграть роль компетентного, компромиссно настроенного арбитра, целенаправленно ведущего обе конфликтующие стороны к согласию друг с другом. Желательно также, чтобы психолог-консультант мог рекомендовать клиенту хотя бы небольшой список хорошей научной и научно-популярной литературы для самообразования в области обучения и воспитания детей соответствующего возраста.

Случай 4. Причин нежелания ребенка идти в школу может быть несколько. В том числе, но не обязательно, это может быть и простая психологическая неготовность ребенка к обучению в школе.

Определенный вывод о неготовности ребенка к началу обучения в школе нельзя делать только на основе заявления самого ребенка о том, что он не хочет учиться. Быть может, он так говорит потому, что еще сам толком не знает, что на самом деле его ожидает в школе, в частности – не подозревает о том приятном, с чем ему предстоит встретиться в школе. Возможно также, что, реально оказавшись в школе, ребенок быстро изменит свое отношение к ней в лучшую сторону.

Тем не менее узнать, как сам ребенок объясняет свое нежелание идти в школу, в любом случае весьма полезно хотя бы потому, что все равно придется этого ребенка разубеждать, используя его же доводы. Кроме того, в процессе убеждения ребенка следует ориентироваться на уровень его сознания и понимания необходимости учиться. Родителям или психологу, если он будет консультировать ребенка, следует начинать именно с этого, то есть с детальных расспросов ребенка о том, почему он не желает идти в школу.

Опрос можно вести по определенной схеме, последовательно задавая ребенку такие вопросы:

• Хочешь ли ты пойти учиться в школу?

(Дальнейшие вопросы имеют смысл лишь тогда, когда на данный вопрос ребенок ответил отрицательно.)

• Почему ты не хочешь идти учиться в школу?

(Если ребенок подробно отвечает на этот вопрос, давая определенные ответы и на некоторые, следующие далее, вопросы, то часть из них можно пропускать. Если на этот вопрос последует самый общий, неопределенный ответ типа «не знаю», то все последующие вопросы необходимо будет обязательно задать.)

• Зачем вообще нужно ходить в школу?

• Что в школе может быть плохое? Почему некоторые люди не хотят учиться в школе?

• Чем обычно занимаются в школе?

• Что такое школьные уроки?

• Чему можно в школе научиться?

• Станет ли тебе лично лучше или хуже от того, что ты пойдешь учиться в школу? Если тебе станет лучше, то объясни, почему. Если ты считаешь, что станет хуже, то также попробуй объяснить, почему ты так считаешь.

• При каких условиях ты все же согласен пойти учиться в школу?

Это только приблизительный перечень возможных вопросов, которые можно задать ребенку семилетнего возраста в связи с выяснением причин его нежелания учиться в школе. Число и содержание этих вопросов можно расширить и варьировать в зависимости от того, как ребенок будет отвечать на задаваемые ему вопросы. Главное здесь состоит в том, чтобы точно установить причину нежелания ребенка идти учиться и дать ему целенаправленные советы, следование которым повысит уровень мотивационной, личностной готовности ребенка к школьному обучению.

Работа по повышению уровня мотивационной готовности к обучению в школе с ребенком, который вскоре должен будет пойти учиться, сводится к тому, чтобы самыми разными, доступными и эффективными способами вызвать у него повышенный интерес к учению. Такой интерес, если он у ребенка изначально отсутствует, сравнительно легко породить в том случае, когда отсутствие желания учиться основано на незнании того полезного, что ребенку может дать школа.

Однако причин нежелания ребенка идти учиться в школу может быть много, и среди них может оказаться, например, недостаточная когнитивная или же коммуникативная готовность ребенка к обучению. Тогда вместе с началом обучения ребенка необходимо будет проводить активную специальную работу по повышению уровня его готовности к обучению в двух указанных аспектах.

Случай 5. Этот случай – повышенная тревога по поводу психологических или поведенческих аномалий в развитии ребенка – наиболее часто встречается в практике обращения родителей в психологическую консультацию.

Здесь надо установить, что же на самом деле беспокоит родителей ребенка и в какой степени их тревога объективно обусловлена. Это связано, во-первых, с тем, что различных недостатков в психологическом развитии ребенка может быть множество. Во-вторых, не будучи профессионально подготовленными психологами, родители ребенка могут ошибаться в оценке его реальных проблем. Они могут видеть проблемы в психологическом развитии ребенка там, где их на самом деле нет, и напротив, не замечать порой реально существующих проблем. В-третьих, и сам психолог без проведения специального психологического обследования часто не в состоянии точно поставить диагноз психологических и поведенческих аномалий у ребенка.

Поэтому после предварительной беседы с родителями ребенка и с самим ребенком психологу-консультанту желательно провести специальное психодиагностическое обследование ребенка для уточнения его проблем.

Если такое обследование дает вполне удовлетворительные результаты, т.е. в результате действительно обнаруживаются у ребенка какие-либо проблемы, то это само по себе еще не является основанием для серьезного беспокойства со стороны родителей ребенка. Вполне вероятно, что отставание ребенка в психологическом или поведенческом развитии не выходит за рамки нормы его возрастного развития, и через некоторое время, когда ребенок повзрослеет, его отставание уменьшится или же будет полностью преодолено.

Возможно также, что данный ребенок для своего возраста развивается вполне нормально, но его родители предъявляют ему завышенные требования или неправильно оценивают уровень развития, достигнутый ребенком. Эти и другие подобные случаи ошибочных заключений о проблемах ребенка необходимо выявить и устранить в первую очередь.

Рекомендуя родителям разнообразные формы работы с детьми по устранению аномалий в их психологическом и поведенческом развитии, следует также иметь в виду, что, во-первых, результаты такой работы почти никогда не бывают быстрыми; во-вторых, они могут оказаться внешне малозаметными, поскольку воспитательные факторы действуют постепенно и замедленно. Может быть так, что внутренне ребенок начинает изменяться, в то время как в его реальном, внешнем поведении это отражается мало или с заметным опозданием по сравнению с внутренними изменениями.

Поэтому перед началом работы по коррекции психологических и поведенческих аномалий в развитии ребенка, в ходе такой работы и обязательно по ее завершению необходимо производить точную психодиагностику уровня развития тех свойств, которые корректировались. Это нужно не только для систематического контроля процесса развития, но также и для своевременной коррекции развития, если в ходе соответствующей работы обнаружатся отклонения от намеченной цели.

Желательно также научить родителей самостоятельно оценивать уровень психологического развития ребенка при помощи сравнительно простых и доступных им методов психодиагностики. Тогда родители будут меньше ошибаться в оценке ребенка, меньше беспокоиться о нем и, следовательно, способствовать его нормальному развитию. Заметим, что повышенное беспокойство родителей о ребенке обычно передается и самому ребенку, препятствуя его нормальному развитию.

Случай 6. Родители озабочены тем, как лучше готовить ребенка к поступлению в школу. Это типичный повод для обращения в психологическую консультацию. Он характерен для тех родителей, которых особенно заботит будущее их детей, и которые хотят, чтобы их дети не просто нормально учились, но и обязательно преуспевали, были лучшими и быстро развивались.

Такие родители, как правило, не жалуются психологу-консультанту на недостатки в развитии своих детей, хотя на самом деле уделяют этому довольно большое внимание. Они обычно готовы продолжать и дальше действовать так, беря на себя повышенную ответственность за будущее своих детей.

Психолог-консультант, давая в этом случае рекомендации родителям, вполне может рассчитывать на их собственную активность и ответственность за выполнение полученных рекомендаций.

В начале консультации следует предложить родителям провести разностороннюю и тщательную психодиагностику ребенка, не жалея для этого ни сил, ни времени. Соответствующую профессиональную помощь клиенту в проведении психодиагностики ребенка родителям должен предложить консультант-психолог.

Психодиагностика, о которой идет речь, преследует три цели: во-первых, внимательно и разносторонне изучив ребенка, постараться точно определить то, в чем он еще психологически не вполне готов к обучению в школе; во-вторых, выявить, какие резервы для дальнейшего психологического развития у него имеются; в-третьих, определить задатки к развитию общих и специальных способностей, имеющиеся у данного ребенка.

Четкий ответ на первый из сформулированных выше вопросов необходим для того, чтобы точно направить усилия родителей на устранение имеющихся у ребенка недостатков. Конкретный ответ на второй вопрос позволит в максимальной степени использовать имеющиеся у ребенка резервы для наилучшей психологической подготовки к обучению в школе. Наконец, определенный ответ на третий вопрос позволит учителям правильно определить перспективы развития способностей у ребенка и вовремя приступить к этой важной работе.

Консультирование и рекомендации по организации учебного процесса

Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные его воспитатели. Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Психологически важно помочь ребёнку развить и реализовать свои возможности. Консультант разъясняет родителям, что не нужно здесь жалеть затраченного времени, т.к. оно многократно окупится, ибо целью работы является развитие познавательной самостоятельности их ребёнка.

Чтобы усилия родителей стали более эффективными, психолог-консультант может предложить им воспользоваться следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.

4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

5. В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

6. Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому, при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему в школе.

8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

 

Случай 7. В этом случае (стремление родителей к возможно более раннему развитию способностей у детей) психолог-консультант должен постараться убедить родителей ребенка в том, что, принимая решение о раннем начале обучения ребенка, направленном на развитие его способностей, родители, в принципе, поступают правильно.

Принимая такое решение, важно, вместе с тем, не допустить серьезных ошибок в обучении и воспитании ребенка – таких ошибок, которые могут помещать его нормальному развитию. Необходимо также изучить ребенка, внимательно проанализировать условия его жизни, учесть многое другое, что может положительно или отрицательно повлиять на успех раннего обучения.

При недостаточно хорошо психологически подготовленном начале такого обучения ошибки, к сожалению, неизбежны. В этой связи есть смысл подробнее рассмотреть ряд условий, соблюдение которых свело бы к минимуму ошибки и гарантировало успех.

Первое условие – это обязательное и своевременное выявление имеющихся у ребенка задатков к развитию способностей, а также точное определение начала их открытого проявления вместе с возникновением у ребенка естественного стремления к развитию своих способностей.

Для того чтобы правильно соблюсти это условие, родителям следует внимательно, в течение достаточно длительного времени понаблюдать за своим ребенком, выявляя первые признаки имеющихся задатков. Важно также своевременно зафиксировать не только первые проявления задатков, но и появление у ребенка желания их развивать. Оно обычно идентифицируется по интересу ребенка к тому виду деятельности, с которым связаны эти задатки и в котором развиваются соответствующие способности.

Допустим, к примеру, что родители захотели приступить как можно раньше к обучению ребенка иностранному языку и как можно лучше развить у него лингвистические способности. В этом случае им необходимо вовремя заметить тот момент в жизни ребенка, когда он сам начнет активно интересоваться новыми словами, названиями явлений и предметов.

Далее желательно предложить ребенку несколько новых названий уже известных ему предметов на каком-нибудь иностранном языке. Если ребенок живо отреагирует на это, быстро усвоит соответствующие названия и начнет самостоятельно ими пользоваться, то это будет означать, что, начиная с данного момента времени, ребенка вполне можно обучать иностранному языку и развивать у него соответствующие способности.

Другой пример: предположим, что родители хотят как можно раньше начать учить ребенка рисованию. В этом случае необходимо обратить внимание на тот момент, когда он впервые возьмет в руки пишущий или рисующий предмет и что-то сам с удовольствием изобразит. С этого момента и надо начинать обучение ребенка рисованию.

Второе условие – это активное и, по возможности, повседневное включение ребенка в те виды деятельности, которые помогут имеющиеся у него задатки превратить в нужные способности. Таких видов деятельности бывает, как правило, несколько, и они существенно, с разных сторон влияют на развитие способностей детей. Эти виды деятельности также необходимо учесть и через них оказывать комплексное, разностороннее влияние на развитие способностей.

Третье условие – это проведение с ребенком занятий в достаточно интересной, как правило, игровой форме. Важным фактором нормального развития любых способностей у ребенка является отсутствие принуждения в учении и исключение давления на него со стороны родителей и других взрослых людей. Благодаря этому можно избежать умственных и физических перегрузок ребенка на занятиях по развитию его способностей. Известно, что дети практически не устают от интересной для них работы и почти всегда испытывают не только психологическую, но и физическую усталость, если дело для них неинтересно и их заставляют заниматься вопреки их желанию.

 

Следует отметить большой процент обращаемости родителей детей младшего школьного возраста за консультацией в основном по двум причинам: они хотят знать, соответству­ет ли уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы при­чины его низкой успеваемости в школе или плохого поведения. Задача специалиста состоит в том, чтобы показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, самое главное, негативную или пассивную роль самих родителей в сло­жившейся ситуации. Характерно, что после окончания консультирования родители некоторое время испытывают потребность в повторной встрече со специалистом для конкретизации разработанной программы ре­шения проблемы.

В процессе консультирования семейный социальный педагог, как и психолог, контактирует с родителями несколько раз: в ходе краткой первичной беседы при записи (заполняется карточка семьи), при обстоятельной беседе (это может быть посещение на дому) и в процессе заключительной беседы по результатам изуче­ния проблемы.

При первых встречах с родителями уделяется специ­альное внимание разъяснению возможных целей и задач консуль­тирования, у некоторых взрослых складываются неверные представления и ожидания от консультирования (переоценка объ­ема и сложности данного процесса, прежде всего по времени, ус­тановка на получение немедленных результатов). Поэтому важней­шими задачами первых встреч с родителями являются их ориента­ция в структуре и задачах консультативной работы, формирование установки на совместный и разносторонний анализ возникшей про­блемы. Специального разъяснения требует также направление ре­бенка на консультацию к другим специалистам, необходимо пре­дупреждать родителей о возможных трудностях в процессе коррек­ции.

Младший школьный возраст - период всплеска родительских запросов на консультацию у специалиста. В пер­вую очередь он связан с проблемами дезадаптации ребенка в системе школьного обучения. Причины школьной неуспешности на начальных этапах обу­чения имеют как биологический, так и социальный характер. К биологическим причинам могут быть отнесены:

- низкий темп психической активности (корковая незрелость);

- дефицит внимания с гиперактивностью (незрелость подкорко­вых структур);

- вегетативная лабильность на фоне соматической ослабленно­сти (в силу незрелости или вследствие ослабленности самой веге­тативной нервной системы);

- общая вегетативная незрелость;

- нарушения в области функционирования отдельных анализа­торов и их межанализаторного взаимодействия (неловкая общая и мелкая ручная моторика, незначительное снижение слуха, нeдoстатки речевого развития и др.);

- хронические болезни и частые простудные заболевания ребен­ка и, как следствие, его общая соматическая ослабленность.

Среди социально-психологических причин чаще отмечаются социальная депривация, педагогическая запущенность ребенка, плохие условия воспитания и жизнеобеспечения, жест­ко нормативный стиль семейного воспитания и иные психотрав­мирующие воздействия среды­

Предпосылкой к возникновению школьной неуспешности мо­жет стать психологическая неготовность ребенка к систематической, целенаправленной работе в условиях новой ситуации развития. Родитель должен быть готов к тому, что в начальный период обучения ребенка жизненно необхо­димо обсуждать с ним не то, что он «проходил» на уроках, а осо­бенности его взаимоотношений с учителем и одноклассниками. По­скольку ребенок в силу малого опыта коллективного общения (по статистике лишь 49% российских детей, поступивших в школу вначале третьего тысячелетия, посещали дошкольные учреждения) еще не обладает достаточным набором психологических средств для объяснения мотивов общения и отношений одноклассников и учи­теля с детьми.

Беспокойство родителей по поводу проблем обучения ребенка в первом классе может иметь мнимые и истинные причины:

- мнимые причины неус­пешности - повышенная тревога за перспективы обучения ребенка в школе родителей (или одного из них). Эта тревога связана с его собствен­ным, зачастую негативным опытом посещения общеобразова­тельного учреждения. Реально у ребенка может отмечаться не­сколько затянувшаяся фаза адаптационного периода к новому виду деятельности. По данным психологов, используемых в нор­мативных документах, в течение первых двух месяцев школьного обучения адаптируются лишь 50-60 % учащихся первых классов, еще 30 % - в течение первого полугодия. Но 10-15 % детей испы­тывают трудности со школьной адаптацией на протяжении всего первого года обучения. В подобной ситуации необходима консультативная работа с родителем, а не с ребенком, иначе его негативное восприятие школы нанесет непоправимый вред ребенку.

- истинные причины школьных неудач, реально связанные с обучени­ем ребенка, необходимо родителям всесторонне разобраться в проблеме. Кон­сультант должен четко понимать границы собственной компе­тентности, ребенка нужно проконсультировать у таких специа­листов, как психоневролог, невропатолог, учитель-дефектолог, логопед. Если есть подозрения на трудности, связанные с сен­сорной недостаточностью - у профильного специалиста (ото­ларинголога, сурдопсихолога, сурдопедагога, окулиста, тифло­педагога и др.). Важно объяснить значимость этих консультаций и подготовить к возможным последствиям. Если у ребенка диагностирована, на­пример, умственная отсталость, не стоит успокаивать родителей тем, что в дальнейшем он сможет успешно окончить общеобразо­вательную школу. Важнее настроить их на сотрудничество со спе­циалистами, действовать необходимо в интересах ребенка. Без­условно, родитель имеет право попытаться обучать ребенка в общеобразовательной школе, в классе коррекционно-развиваю­щего обучения, но пользы от этого ребенок не получит. Общеоб­разовательная школа не дает проблемному ребенку практических навыков, необходимых для дальнейшей жизни. Она не готовит к трудовой деятельности и, следовательно, не поможет найти соб­ственную нишу в жизнедеятельности социума. Очень часто, наму­чившись с ребенком, с его домашними заданиями, двойками и прогулами, родители вновь приходят к специалистам в среднем звене школы и просят направить его во вспомогательную школу. Но золотое время уже упущено, а ребенка в голове «каша» из об­рывков теоретических знаний, которые ему часто не нужны, а также негативный «багаж» школьного опыта общения со сверст­никами и учителями.

Если у ребенка выявлено негрубое отставание в развитии пси­хических функций, трудности в усвоении программного матери­ала и эмоциональная незрелость, ему необходимо оказать кор­рекционную помощь в форме индивидуальных или групповых занятий. Однако здесь необходимо отметить, насколь­ко значимо привлечение родителей к их проведению:

во-первых, целесообразно приглашать родителей на коррекционные занятия, проводимые психологом с их детьми;

во-вторых, же­лательно давать родителям и детям задания для домашней рабо­ты, например: сходить в зоопарк, понаблюдать за поведением диких животных, а дома записать, каких животных встретили в зоопарке;

в-третьих, полезно проводить с родителями регу­лярные встречи по вопросам динамики развития ребенка. На этих встречах, которые могут иметь как групповую, так и индивиду­альную форму, необходимо не только осуждать проблемы их детей, но и проводить психотерапевтическую поддержку усилий со стороны родителей. Психолог должен заряжать родителей сво­ей энергией и верой в успех ребенка, а также помогать им справ­ляться с личностными трудностями, которые обязательно встре­тятся им в процесс е поддержки собственного ребенка. Кроме того, родителям нужно помочь в налаживании отношений с педагога­ми, у которых учится их ребенок, подсказать, какую стратегию общения может избрать родитель, чтобы минимизировать воз­можные осложнения в отношениях ребенка и учителя.

Для младшего школьного возраста характерна еще одна про­блема - детской самостоятельности. Многие родители на пер­вых порах стараются помогать ребенку в усвоении программного материала, в выполнении не только письменных, но и устных заданий. Безусловно, в начале обучения эта помощь может быть оправ­данна. Но если она затягивается на долгие месяцы, у ребенка вы­рабатывается привычка ждать родителей с работы, чтобы с ними сесть за уроки. Порой без родителей дети даже не приступают к выполнению домашнего задания, формируется устойчивая зави­симость ребенка от родителя. Родитель, который сначала с радо­стью помогал ребенку, начинает тяготиться этой зависимостью и идет к консультанту с вопросом: как помочь ребенку стать более самостоятельным?

Проблема самостоятельности возникает не в школьном возрас­те, а значительно раньше, сейчас она лишь проявляется в своем новом качестве. Как и многие другие проблемы, она является след­ствием неправильной воспитательной позиции в семье. Родители зачастую не дают возможности ребенку совершить и закрепить жиз­ненно важные находки, связанные с организацией собственного поведения. Ребенка хвалят за то, что он сам одевается, но если он надевает что-либо несоответствующее вкусам или взглядам роди­телей, ему выговаривают, что «он ужасно вырядился». Ребенка по­ощряют за самостоятельное выполнение домашнего задания, но тут же указывают на встретившиеся в нем ошибки, зачастую до­бавляя: «Вот если бы ты меня подождал, я бы проверил ошибки, и ты бы переписал с черновика все правильно, без ошибок». Ребенок, стре­мящийся к самостоятельности, на первых порах будет совершать ошибки в любых делах, но это не повод запрещать ему эксперимен­тировать с миром вещей или явлений, поступков или отношений. Только постигая свои возможности, границы своих «хочу» и «могу», ребенок овладевает умениями и навыками. Лишь постепенно давая ребенку все больше и больше самостоя­тельности, можно воспитать личность, способную к самоконт­ролю и автономии. Расширяя зону самостоятельности собствен­ного ребенка, родители овладевают стратегией воспитания соци­ально ответственного гражданина, а не иждивенца, зависимого, неумелого и личностно незрелого.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.