КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Медицинские информационные системы территориального уровня
Классификация компьютерных медицинских систем.
Классификация медицинских компьютерных систем основана на иерархическом принципе и соответствует многоуровневой структуре здравоохранения. Структура здравоохранения включает следующие уровни: - базовый или клинический уровень (врачи разного профиля); - уровень учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры, скорая помощь); - территориальный уровень (профильные и специализированные медицинские службы и региональные органы управления); - федеральный уровень (федеральные учреждения и региональные органы управления). В пределах каждого уровня системы обычно классифицируются по функциональному принципу, т.е. по целям и задачам, решаемым системой.
Системы базового уровня. Системы этого уровня предназначены для компьютерной поддержки работы врачей различных специальностей. Системы позволяют повысить качество работы, особенно в условиях массового обслуживания при дефиците времени и квалифицированных специалистов. По решаемым задачам медицинские системы базового уровня разделяют на: - информационно – справочные системы предназначены для поиска и выдачи медицинской информации по запросу пользователя; информация носит предметный характер: противоядия; физиологические нормы; симптоматика, течение и лечение конкретного заболевания; клинические нормативы и статистические данные. Наметилась тенденция интеграции И-С систем в единую информационную сеть Интернет. - консультативно – диагностические системы предназначены для диагностики патологических состояний (включая прогноз и выработку рекомендаций по способам лечения) при заболеваниях различного профиля и для различных категорий больных. Входная информация – данные о наблюдаемых у пациента симптомах, которые вводятся в компьютер в диалоговом режиме; Выходная – перечень необходимых исследований, диагноз, лечение. - приборно-компьютерные системы предназначены для информационной поддержки и/или автоматизации диагностического и лечебного процессов, осуществляемых при непосредственном контакте с организмом больного. Развитие этих систем шло в двух направлениях: 1) Оснащение медицинской аппаратуры специализированными вычислительными устройствами (применялись простейшие микроконтроллеры, которые осуществляют управление и производят несложную обработку информации, результаты работы выводятся на специальное табло (ЖКИ дисплей)); 2) Подключение мед.аппаратуры к ЭВМ (ЭВМ сопрягались со стандартной аппаратурой). Сейчас оба этих направления практически слились. По функциональным возможностям ПКС делятся на: 1. специализированные (однофункциональные) предназначены для проведения одного вида исследования, 2. многофункциональные (несколько видов исследований); 3. комплексные (обеспечивают комплексную автоматизацию решения важной мед. задачи. Пример, мониторная система для автоматизации палаты интенсивного наблюдения – отслеживает важнейшие физиологические параметры пациента и контролирует функционирование аппаратов ИВЛ). - автоматизированные рабочие места предназначены для автоматизации всего технологического процесса врача соответствующей специальности и обеспечивают информационную поддержку при принятии диагностических и тактических (лечебных, информационных и др.) врачебных решений. Рассмотренные выше структуры входят в состав АРМ. По назначению АРМ делят на 3 группы: 1. АРМы лечащих врачей (может быть автономным или входить в состав системы более высокого уровня); 2. АРМы медработников парамедицинских служб (лабораторий, аптек, отделения переливания крови); 3. АРМы для административно-хозяйственных подразделений.
Медицинские компьютерные системы уровня лечебно-профилактических учреждений. - ИС консультативных центров. Предназначены для обеспечения функционирования соответствующих подразделений и информационной поддержки врачей при консультировании, диагностике и принятии решений при неотложных состояниях. Подразделяются на: 1. Врачебные консультативно-диагностические системы для служб скорой и неотложной помощи; 2. Системы для дистанционного консультирования и диагностики неотложных состояний в педиатрии - Банки информации медицинских учреждений и служб. Содержат сводные данные о качественном и количественном составе работников учреждения, прикрепленного населения, основные статистические сведения, характеристики районов обслуживания и другие необходимые сведения. - Персонифицированные регистры (базы и банки данных). Это разновидность информационно-справочных систем, содержащих информацию на прикрепленный или наблюдаемый контингент на основе формализованной истории болезни или амбулаторной карты. Регистры обеспечивают участковым, семейным врачам, специалистам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необходимой информации о пациенте, контроля за динамикой состояния, анализ качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм. - Скрининговые системы. Предназначены для проведения доврачебного профилактического осмотра населения, а также для врачебного скрининга для формирования групп риска и выявления больных, нуждающихся в помощи специалиста (массовые обследования населения). - ИС ЛПУ. Это информационные системы, основанные на объединении всех информационных потоков в единую систему и обеспечивающие автоматизацию различных видов деятельности учреждения. В соответствии с видами ЛПУ обычно различают программные комплексы информационных систем: «Стационар», «Поликлиника», «Скорая помощь». (Выходная информация таких систем используется как для решения задач управления соответствующего ЛПУ, так и для решения задач системами вышестоящего уровня.) ИС ЛПУ обычно состоит из 3 подсистем: 1. Медико-технологической (обеспечивает поддержку деятельности врачей различных специальностей); 2. Организационной (управляет потоками больных, коечным фондом стационара, посещение поликлиник; регистратура, диспетчер, медстатистика); 3. Административной (финансово-экономическая и административно-управленческая деятельность) Решает задачи: - Контроль за деятельностью подразделений; - Анализ объема и качества работы врачей; - Контроль за плановыми сроками наблюдения диспансерных групп; - Комплектование штатов; - Учет труда и заработной платы; - Учет материальных ресурсов Административная деятельность ЛПУ наиболее компьютеризирована (Существуют АРМы руководителей, экономистов, бухгалтеров, статистиков, кадровых работников). Подсистемы объединены в единую локальную сеть. - ИС для НИИ и вузов. Решают три основные задачи: информатизацию технологического процесса обучения, научно-исследовательской работы и управленческой деятельности НИИ и вузов. Реализация задач обеспечивается соответственно информационными системами медико-биологических исследований, компьютерными системами обучения и информационными системами НИИ и вузов. Это программные комплексы, обеспечивающие управление специализированными и профильными медицинскими службами, поликлинической (включая диспансеризацию), стационарной и скорой медицинской помощью населению на уровне территории (города, области, республики). На этом уровне медицинские информационные системы представлены следующими основными группами: 1. ИС территориального органа здравоохранения. Содержат подсистемы: — Административно-управленческие ИС, создающие условия для функционирования комплекса организационных задач, решаемых руководителями территориальных медицинских служб, главными специалистами, в оргметодотделах, бюро медстатистики. — Статистические информационные медицинские системы, осуществляющие сбор, обработку и получение по территории сводных данных по основным медико-социальным показателям. 2. ИС для решения медико-технологических задач, обеспечивающие информационной поддержкой деятельность медицинских работников специализированных медицинских служб. В частности, ИС для отдельных направлений: взаиморасчетов в системе ОМС; скорой медицинской помощи и ЧС; специализированной медицинской помощи, включая регистры (фтизиатрия, психиатрия, инфекционные болезни и др.); лекарственного обеспечения. 3. Компьютерные телекоммуникационные медицинские сети, обеспечивающие создание единого информационного пространства здравоохранения на уровне региона.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 7352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |