КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет прямозубых цилиндрических передач на контактную прочность
ЦИЛИНДРИЧЕСКИЕ ЗУБЧАТЫЕ ПЕРЕДАЧИ. 1. Силы в зацеплении цилиндрических зубчатых передач. Силы взаимодействия зубьев принято определять в полюсе зацепления. Распределенную по контактной площадке нагрузку в зацеплении заменяют равнодействующей Fn, нормальной к поверхности зуба. Эту силу удобно представить в виде составляющих Ft, Fr, Fа. Окружная сила Ft = 2 103Т/d; Осевая сила Fa = Ft tgβ На ведомом колесе направление окружной силы Ft совпадает с направлением вращения, на ведущем – противоположно ему. Радиальная сила Fr = FR tgα = Ft tgα /cosβ Векторы радиальных сил у колес с внешним зацеплением направлены к оси, а у колес с внутренним зацеплением – от оси зубчатого колеса. Контактная прочность зубьев является основным критерием большинства зубчатых передач. В передачах без смещения aw = (d2 ± d1)/2 = d1(u ± 1)/2 Откуда d1 = 2 aw /(u ± 1) d2 = 2awu/(u ± 1), где u = d2/d1 – передаточное число передачи. Наибольшее контактное напряжение в зоне зацепления определяют по формуле Герца: ν1,2 – коэффициенты Пауссона материалов контактирующих тел; Е1,2 – модули упругости материалов; ρ1,2 – радиусы кривизны контактирующих поверхностей; b – длина линии контакта (длина цилиндров) Силу Fn определяют по окружной силе с учетом коэффициента нагрузки. По результатам экспериментов для расчетов суммарную длину b= lΣ контактных линий определяют с учетом коэффициента торцевого перекрытия: Fn = KH·Ft/cosα; b = lΣ = 3b2/(4 - εα). Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами кривизны профилей зубьев в полюсе зацепления: Подставим полученные значения в формулу Герца: Σ(1/ρi) = 1/ρ1± 1/ρ2 = (ρ2 ± ρ1)/(ρ2ρ1) =
Обозначим: ZE = - коэффициент, учитывающий упругие свойства материалов сопряженных колес; ZE = 191.6 МПа0,5 для стальных колес при Е1 = Е2 = 2,1 105МПа и ν1 = ν2 = 0,3. ZH = - коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления; ZH = 2.5 при αw = 20о. Zε = - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий; Zε = 0.9 для прямозубых колес при εα = 1,6. При этом получим расчетную зависимость в форме предусмотренной стандартом: ; Заменив в формуле Ft = 2 103Т1/d1; b2 = ψbааw; d1 = 2аw/(u ± 1), последовательно получим Решив относительно аw получим аw = ; Обозначив Ка = Формула проектировочного расчета цилиндрических зубчатых передач имеет вид: аw = Ка В соответствии со стандартом: - для прямозубых передач Ка = 450 МПа1/3; - для косозубых и шевронных передач Ка = 410 МПа1/3. В целом межосевое расстояние косозубой цилиндрической зубчатой передачи примерно на 20% меньше межосевого расстояния прямозубой передачи. При расчете цилиндрических передач значение коэффициента ширины зубчатого венца колеса ψва = b2/аw задают. В зависимости от расположения шестерни относительно опор принимают: ψва = 0,2 …0,5. Формула для проверочного расчета: Значения коэффициента Zσ для цилиндрических стальных передач: прямозубых Zσ = 9600 МПа1/2; косозубых и шевронных Zσ = 8400 МПа1/2 При проектировочном расчете значение коэффициента расчетной нагрузки КН = 1,3 – задают ориентировочно. При проверочном расчете определяют его уточненное значение по известным размерам и степени точности передачи. При выполнении проверочного расчета желательно достижение равенства σН = [σ]Н, так как при σН > [σ]Н – возможно занижение ресурса передачи, а при σН < [σ]Н завышение ее массы. Простейшим способом достижения σН = [σ]Н является изменение ширины зубчатого венца b2. Контактная прочность зубьев колес зависит от материала и размеров передачи и не зависит от модуля и числа зубьев в отдельности. По условиям контактной прочности при данном аw модуль и числа зубьев могут иметь различные значения, но с соблюдением условий: 0,5m(Z1 + Z2) = аw и u = Z2/Z1.
3.Расчет зубьев цилиндрических передач на прочность при изгибе. Вторым из двух основных критериев работоспособности зубчатых передач является прочность зубьев при изгибе. При выводе расчетной зависимости принимают допущения: 1. В зацеплении находится одна пара зубьев. 2. Зуб рассматривают как консольную балку, нагруженную сосредоточенной силой Fn, приложенной к зубу в его вершине Сила Fn действует под углом (90 – α/) к оси симметрии зуба; угол α/ несколько больше угла зацепления αw. Для выявления напряженного состояния зуба силу Fn переносят вдоль линииN1N2 зацепления до пересечения с осью зуба в т. С. и раскладывают на составляющие, направленные вдоль оси зуба и перпендикулярно ей (рис. 2). Под действием составляющей, направленной вдоль оси, в основании зуба действуют напряжения сжатия σсж = Fnsinα//bS, эпюра которых показана на рис.3 (b- длина зуба). Точки А и В определяют положение опасного сечения зуба при изгибе. Зуб в этом сечении нагружен изгибающим моментом М = Fnhрcosα/, вызывающим действие напряжений σи: слева от оси – растяжения, справа – сжатия. Суммарные напряжения σFном со стороны растянутых волокон (т.А) имеют меньшие значения, чем со стороны сжатых (т.В). Однако напряжения растяжения являются более опасными. Напряжения, наеденные без учета концентраторов, называют номинальными. Определим номинальные напряжения изгиба – сжатия в т.А: где Wx = bS2/6 - осевой момент сопротивления опасного сечения АВ. Выразив силу Fn через окружную силу Ft с учетом коэффициента нагрузки KF, получим: , где Fn = KFFt/cosαw Опасное сечение АВ расположено в зоне концентрации напряжений, вызванной изменением формы на переходной поверхности в основании зуба. Местное напряжение в этом сечении превышают номинальные в αТ раз: σF = σFномαТ, где αТ – теоретический коэффициент концентрации напряжений. С учетом этого напряжения в опасном сечении Плечо изгиба hp и толщину зуба S выражают через модуль m hp = μm и S = λm, где μ и λ - коэффициенты, учитывающие форму зуба. Тогда где - коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений. Выбирается по таблице или графику. Учитывая условие прочности σF < [σ]F, получим формулу для проверочного расчета зубчатых передач по напряжениям изгиба: , где Yβ – коэффициент, учитывающий угол наклона зуба Yβ = 1 – β/100, при условии Yβ > 0.7; Yε - коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε = 1/εα = 1/1,6 = 0,65. Для прямозубых зубчатых колес: Yβ = 1; Yε = 1 при степени точности 8,9; Yε = 0,8 при степени точности 5, 6, 7. YFS1 > YFS2 так как зуб шестерни у основания более тонкий, чем зуб колеса. Для обеспечения примерно равной изгибной прочности сопряженных зубьев шестерню изготавливают из более прочного материала. Условие равной прочности на изгиб зубьев шестерни и колеса: [σ]F1/YFS1~ [σ]F2/YFS2 Заменив Ft = 2 103T1/d1 u d1 = 2aw/(u ± 1), получим формулу для проверочного расчета зубьев по напряжениям изгиб и решим полученное неравенство относительно m:
Ширину b1 венца шестерни выполняют на 2 – 4 мм больше ширины b2 колеса для компенсации возможного осевого смещения зубчатых колес из-за неточности сборки. Это важно при приработке зубьев, когда более твердая шестерня перекрывает по ширине менее твердое колесо. Приняв b = b2 и обозначив Km = 103YFSYβYε, получим расчетную зависимость для определения минимального значения модуля зубьев m, где Кm = 3.4 103 – для прямозубых передач; Km = 2.8 103 – для косозубых передач. Вместо [σ]F в формулу подставляют меньшее из [σ]F1 u [σ]F2.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 3888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |