Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. К системообразующим признакам студенчества маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения

К системообразующим признакам студенчества маргинальность всех сторон его бытия, субкультуру, относительную независимость социальной психологии и поведения, доминантное влияние половозрастного фактора.

Вопросы! Почему они не учатся с полной отдачей, не проявляют склонности к научно-исследовательской деятельности, активности в конструировании досуговой жизни, не благодарят, не любят, обманывают, грубят, портят имущество и нарушают порядок. Извечный преподавательский вопрос относительно студентов бесспорно звучит философски: "Почему они такие?" Студентов убеждают, что необходимо ходить на занятия, а они прогуливают. Их стыдят, а они пользуются шпаргалками. Им объясняют, какие дисциплины им нужны, а какие – нет, а они делят дисциплины и преподавателей на любимых и нелюбимых. Им доказывают, что заниматься постоянно эффективнее, чем брать высоты науки штурмом, а они все равно живут от сессии до сессии. С ними пытаются наладить партнерские отношения, а они реагируют только на жесткие требования, уже выставленные оценки и страх отчисления. Главное, почему, поступая по собственному желанию и выбору в высшие учебные заведения, они учатся столь неэффективно, что на профессиональную и социальную адаптацию молодого специалиста уходят годы? Почему они не считают обучение в вузе трудовой деятельностью, обеспечивающей их будущий достаток, карьеру, душевный комфорт? На взгляд автора, ответ на поставленный вопрос заключается в сущности и содержании менталитета студента.

В содержании студенческого менталитета автор выделяет следующие структурные компоненты.

Отношение к учебе:

· отношение к своему будущему;

· отношение к вузу;

· отношение к организации учебного процесса;

· отношение к группе;

· отношение к преподавателю;

· отношение к внеучебным формам жизни студенчества.

Ценностные ориентации:

· прагматические;

· потребительские;

· психология временщика;

· психология обмена;

· психология маргинала.

Потребности:

· познавательная;

· потребность безопасности или в комфортности существования;

· потребность в учителе;

· потребность в любви;

· потребность в оценке.

В занимаемом студентом сегменте социальной реальности можно выделить несколько систем координат: основное занятие – учеба или работа; источники дохода – стипендия, дополнительный заработок, деньги родителей; место обитания – общежитие, снимаемая квартира, родительская квартира; социальные среда или окружение – родители, родственники, друзья, знакомые, преподавательская и институтская среда.

Нормальный студент – это такой студент, чьи физиологические особенности, психологические реакции и поведенческие акты укладываются в представление о студенте, существующее в массовом сознании. В норме студент – молодой человек, несмотря на то, что законы об образовании во многих странах не предусматривают возрастных ограничений для получения высшего образования. Нормальный студент не только учится. Для нормального студента характерны прямо противоположные черты: нормально быть одиноким и погруженным в себя и любить веселые компании, нормально пользоваться шпаргалками и легендами о больной бабушке и просиживать целые дни в библиотеке. Таким образом, при анализе менталитета студента необходимо установить допустимый разброс признаков студента. Например, студент может вообще не ходить на занятия, не посещать библиотеку, не интересоваться будущей специальностью, но и эти "не" будут относиться к атрибутивным характеристикам студента.

Характерно, что студенты в своем обыденном языке и общении тоже пользуются понятием "обычный студент". По результатам проведенных опросов, интервью и неформальных бесед можно представить как выглядит совокупный образ "обычного студента" в глазах самих студентов. Обыкновенный студент "нашего вуза" (СПбГЭТУ "ЛЭТИ"), взъерошенный, в очках, он может быть – грамотный "раздолбай", а может – и наркоман. Любит пиво. Обыкновенный студент должен все успевать. Он относится ко всему легко, не концентрируется на учебе, веселый. Студенты бывают "заучки" и "халявщики". "Халявщик" сдает сессию на "отлично", и с ним можно разговаривать. "Заучка" думает только о том, как бы сдать сессию на "отлично". В целом, сами студенты выделяют три типа студентов: 1) "халявщики", то есть бездельники; 2) студенты, которые чем-то занимаются, работают, пишут, имеют увлечения; 3) "заучки" – люди, которые делают все задания, их еще называют "диггеры".

Некоторые типы студентов по отношению к учебе:

отличник – это студент, способный и успевающий, с интересом к учебе;

зубрилка – это студент, который все учит, но не все может;

школьник – это студент, который "учит уроки", то есть то, что задано;

халтурщик – это тот, кто учится "спустя рукава";

"халявщик" – это тот, кто пытается быть студентом, не учась.

 

Обычный студент по отношению к преподавателю может быть:

равнодушным – он не видит в преподавателе ничего интересного;

заинтересованным – для него преподаватель – носитель информации, профессионал, покровитель;

влюбленным – для него преподаватель неважно какого пола – объект позитивного личного отношения, возможно, образец поведения или модель ученого, преподавателя, руководителя;

испытывающим неприязнь – преподаватель – объект негативного личного отношения;

манипулятором – он пытается использовать личные качества или слабости преподавателя в своих интересах.

Обычный студент по отношению к своей группе. Студенческие группы существуют не только объективно – как часть дисциплинарного пространства и порядка в образовании, но и в восприятии преподавателей и студентов. Преподаватели автоматически выделяют группы "сильные" и "слабые" – по уровню интеллекта; группы "активные" и "пассивные" – по поведению на занятиях; группы "дружелюбные" и "конфликтные" – по комфортности общения. Кроме того, сразу видно, является ли "группа" группой или конгломератом одиночек. Студенты воспринимают группу или как "нашу", или никак.

В группах типы студентов делятся на четыре неравные части: лидеры и выскочки, большинство и одиночки – тихони, изгои и склочники. Студенческая группа, в принципе, имеет простейшую социально-психологическую, коммуникативную и властную структуру. В группе выделяются "звезды", статусные члены группы и отверженные, или изгои. Выделение "звезд" обусловлено наличием сильного позитивного признака – специальных способностей у юноши и внешности у девушки или положением интеллектуального или эмоционального центра в группе. Статусные члены групп оказываются таковыми по отношению к изгоям, или отверженным. Коммуникативная структура группы редко определена однозначно, она скорее ситуативная, нежели объективная и константная. В группе может быть один лидер, сохраняющий за собой формальное и реальное лидерство, либо формальное лицо – староста, наделенное извне рядом функций, и реальный лидер, обладающий властью. Староста в группе нередко воспринимается как лицо подчиненное и зависимое. Бытует выражение: "Послать старосту за стипендией (в деканат, в диспетчерскую)". Студенческие группы редко демонстрируют единство и чувство "мы", поскольку являются формальными объединениями, не имеющими групповых целей. По наблюдениям автора, в потоке из 8-10 групп только одна является группой в социально-психологическом смысле слова. Единственной групповой нормой, более или менее типичной для большинства студенческих групп, является празднование окончания сессии, иногда – дней рождения. Практически, группа не может применить сколько-нибудь сильных санкций против ее членов, но, как правило, большинство предпочитает не выделяться. Хотя студенческие группы в возрастном отношении одинаковы, а в половом – гетерогенны, в последнее время половой состав групп стал излишне коррелировать со специальностью, что приводит к некоторым проблемам. Так, на технических факультетах девушки в потоках составляют менее 10%, на гуманитарных – наоборот.

Существуют методическая, организационная и педагогическая проблемы выделения групп с высоким интеллектуальным потенциалом.

 

Именно для них характерен конфликт между уровнем профессионализма и компетентности преподавателя и уровнем ожиданий или притязаний группы. Для такой группы характерен и личностный конфликт: между менталитетом студента, желающего прикладывать минимум усилий для прохождения испытаний и предпочитающим преподавателя–"халявщика"; и менталитетом одаренного студента, пришедшего в вуз за знаниями.

Обычный студент в группе может быть:

выскочкой – не может не высовываться. Как правило, это в прошлом одаренный ребенок, который склонен постоянно привлекать к себе внимание. Такие студенты одновременно опора и головная боль преподавателя. Они не могут молчать, им необходимы оценка, обратная связь, личное отношение;

незаметен – часто это застенчивый молодой человек, способности или возможности которого могут быть незамечены в силу его психологических трудностей;

авторитетен – возможно, это молодой человек с особым видом одаренности – социальным интеллектом. Социальная одаренность – исключительная способность устанавливать зрелые конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность требует интеллекта выше среднего. Социально одаренные люди обычно физически привлекательны, активны и энергичны. Они – "определители политики" в группе. Они – надежны и не меняют резко своих отношений. Их характеризует эффективное социальное поведение.[1] Другой вид авторитетности – это профессиональная компетентность; студент может быть замкнут и непривлекателен, но наличие высоких специальных способностей обеспечивает ему роль независимого эксперта и уважение однокурсников;

любим – в силу своего характера – добр, открыт. Возможно, обладает практической одаренностью – умеет организовать, достать, починить;

нелюбим – в силу предельной выраженности черт характера, внешности или поведенческих признаков, создающих общий дискомфорт: слишком красив, силен, богат, умен, самоуверен;

отвержен – причина такого отношения, в принципе, не всегда объяснима. Группа отвергает личность, которая ее не устраивает: внешностью (чаще уродством, чем красотой), психологическими чертами (например, чрезмерной добротой), поведенческими характеристиками (например, конфликтностью или застенчивостью). Группа отвергает догматичную или предельно эгоистичную личность, чьи слова и поступки постоянно вносят дисгармонию в общение и отношения.

В менталитете обычного студента сосуществуют:

· образование как процесс получения новых знаний и умений;

· образование как времяпрепровождение в определенном пространстве – времени и в определенном обществе;

· образ "я – студент" и психологические обоснования досуга, соответствующего образу "я – студент";

· представления о системе норм и правил поведения, позволяющих сохранить положение студента.

Обычный студент обладает набором мировоззренческо-ориентацион-ных комплексов, инвариантных к конкретной личности, но определенным образом соотносящихся с системой высшего образования.

Мировоззренческо-ориентационные комплексы обычного студента. Доминантным комплексом является индивидуализм. Обычный студент – молодой человек в возрасте до 25 лет: зациклен на себе; занят самопознанием; психологически одинок и отчужден от родителей; озабочен вопросом полового самоопределения; переживает неопределенность будущего в сочетании с временностью настоящего; испытывает страх выделиться и боязнь раствориться.

Система высшего образования, в которой он находится, вырабатывает свои требования – главными из них являются: унифицированная программа обучения; следование нормам и стандартам студенческой жизни; принудительная общность группы и потока; принудительная зависимость от преподавателей и местной бюрократии. Единственный поощряемый способ выделения – отличная учеба по общему плану.

Другим доминантным комплексом является агрессивность. Она может быть: осознанной или неосознаваемой; направлена на преподавателей, сокурсников, родителей, то есть во все стороны; соединена с базальной тревожностью; усилена отсутствием партнерского сознания и развитой установкой на тотальное сопротивление.

Казалось бы, какое отношение имеет рисунок "несуществующее животное"

В это же время Система требует послушания в форме исполнительской дисциплины, создает систему поощрений и наказаний, но при этом ориентируется на сотрудничество. Налицо противоречие социально-психологических установок. Таким образом, изменения в образовательном процессе ориентированы на партнерство и сотрудничество, тогда как практически существует устойчивая установка на сопротивление и противодействие.

для современных студентов характерна абсолютизация "отношения ко мне". Они с трудом отделяют собственные страхи, притязания, влечения от деловых проблем и решения задач. Студенты, особенно младших курсов, крайне негативно относятся к любым попыткам обобщения, типизации их реакций, объяснения мотивов конкретного поступка на основе общих закономерностей психологического развития личности. Конечно, для молодого человека естественно относится к себе, как к уникальному существу. Но образовательный процесс построен на унификации, стандартизации, подведении единичного под общее, схему, модель, закон. Налицо очередное противоречие менталитета студента динамике и закономерностям образовательного процесса.

Увеличивается количество студентов, нуждающихся в психологической поддержке. Агрессивные, застенчивые, сексуально озабоченные, тревожащиеся были всегда, но влияние этих личностных характеристик на учебный процесс не было так заметно.

Судя по рисункам-тестам большинство студентам демонстрируют гораздо более стереотипное мышление, чем можно ожидать от молодых людей. Конечно, это не может повлиять на желание преподавателей развивать творческие технологии обучения. Но психологические исследования показывают, что любые новации оказываются неприятными, дискомфортными для студентов, чьи адаптивные возможности ниже желаемых и необходимых.

 


[1] См.: Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Издательский центр «Академия», 1996 С.93 –95.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
План скоростей. Таким образом, с помощью теоремы Жуковского можно: | Интегральное исчисление
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.