КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философские аспекты йоги
Философия йогов – одно из самых древних учений. Она относится к третьей ступени развития философской мысли в эпический период (III в. до н.э. – II в. н.э.). Санскритское слово "йога" толкуется и употребляется в различных значениях: оковы, гнет; метод освобождения от оков и гнета; "единение", "соединение", "сочетание", "стягивание"; метод достижения единения, соединения и т.д. В доисторической Индии этим словом обозначали причины и действия, вызывающие человеческие страдания. Древнеиндийские рукописи сообщают, что основателем йоги, как определенной системы, был мудрец Патанджали, живший в III – II в.в. до н.э. Основные философские положения древних йогов исходят из того, что материя (пракрити) и сознание (пуруша) – две самостоятельные, не зависящие друг от друга субстанции. Человек представляет из себя частный случай смешения сознания и материи. Сознание (душу) следует "освободить" от оков материи (тела), тогда сознание станет "чистым", избавленным от несовершенства. Высшее достижение – это отождествление своего сознания с некоей высшей "всеобщей" субстанцией. "Йога-сутра" ("Руководство по йоге") – первое крупное произведение индийской школы йога, в котором в форме афоризмов изложены принципы йогического учения и даны практические советы (наставления) для достижения конечной цели йоги – освобождения души от ярма материального мира, в том числе от своего тела. Автором "Йога-сутры" принято считать Патанджали, поэтому ее иногда называют "Патанджали-сутра". "Йога-сутра" делится на четыре части (пада): первая часть самадхипада – в ней говорится о природе и цели самадхи, или созерцательного погружения в себя; вторая – садханапада – определяет средства достижения этой цели; третья – вибхутипада – дает описание внутренних аспектов йоги, раскрывает значение необычных ("сверхъестественных") способностей, достигаемых посредством практики йоги; четвертая – кайвальяпада – посвящена описанию природы и форм "освобождения". По существу, йога не является философией. Как в далеком прошлом, так и в настоящем, йогу обычно рассматривают как определенную практику, методологической основой которой является философское учение санкхья. Ее концептуальная основа построена на осмыслении реальности бытия и поиске путей к освобождению от страдания. Йога представляет собой совокупность религиозно-философских дисциплин, ведущих к освобождению. Об этом свидетельствует, в частности, "Бхагаватгита", созданная за несколько веков до возникновения школы Патанджали. "До чего достигают санкхьи, достигают также йогины. Кто видит, что санкхья и йога одно – тот получает обеих". Позиции йоги и санкхьи в основном совпадают, но существует и принципиальное расхождение. Йога придерживается концепции личного божества (Ишвары), в отличие от философии санкхья, которая, фактически, предвосхитила атеизм. Согласно учению санкхья – мир материален. Материя первооснова всего сущего, вечна и едина. Она не может быть ни создана, ни уничтожена. Патанджали воспринял и истолковал философию санкхья в духе дуализма. Индивидуальная человеческая душа (пуруша), как частица абсолютного духовного начала (атмана), бессмертна. Рождение и смерть, с этой точки зрения, следует рассматривать как изменения в материи, но не как изменения в душе. Смерти нет, есть "вечный" круговорот (перевоплощения, самсара). Перевоплощения могут завершиться, в конечном счете, так называемым полным освобождением (мокшей). Это значит, что душа в процессе огромного количества перевоплощений добивается такой степени "очищения" от материи (пракрити), что при очередном "уходе" по ту сторону (в атман) остается там, сливается с абсолютным духовным началом, "растворяется в нем, как капля воды в океане". Личный Бог (Ишвара) играет роль источника духовной экзальтации, так как доказательство его существования постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной подготовки йога. Освобождение от невзгод имеет смысл лишь в том случае, когда существует независимый от физической оболочки Дух, способный к такому освобождению. Человек освобождается, как только осознает различие между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго, интеллекта, чувственного восприятия и физического тела. Путем глубокого сосредоточения и концентрации мыслей и различных психических упражнений приобретаются сверхъестественные способности и достигается высшее физическое состояние йогов. Такому усовершенствованию способствуют различные направления в йоге и отдельные ее учения. Все различные направления и ветви составляют единую, или полную, йогу - Пурна-йогу.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 963; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |