Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоговая политика и ее цели

 

 

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

Основными рычагами налоговой политики государства являются изменения налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества, размеров государственных расходов или их направлений в соответствии с конкретными целями общества.

Инструментарий налоговой политики включает манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов. Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

В теории и практике налогового регулирования развитых стран налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне, обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при сохранении стабильности цен (при этом бюджетное равновесие приносится в жертву равновесию экономическому).

Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством обеспечения бездефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель достигается посредством не усиления налогового бремени, ложащегося на производителей и физических лиц, а расширения налоговой базы и сокращения государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного снижения налогов.

Типы налоговой политики:

1. Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

2. Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:

1. Фискальная - формирование доходов бюджета,

2. Экономическая – регулирование экономики,

3. Социальная – снижение неравенства в доходах,

4. Экологическая – рациональное использование природных ресурсов и защиты окружающей среды,

5. Контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономике и социальной политике,

6. Международная – заключение с другими странами соглашения об избежании двойного налогообложения, снижения таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.

Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы, определение направлений и принципов налогообложения и разработку мер, направленных на достижение целей социально-экономического развития общества.

 

3. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь

 

Налоговая система любого государства создается сообразно общественно-политическому устройству общества, типу государство, его задачам, целям проводимой экономической политики.

В основу построения налоговой системы Беларуси положены следующие принципы:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым Кодексом.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате:

- наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь,

- ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь

- создающих препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым Кодексом и таможенным законодательством.

Система налогов в Республике Беларусь представлена двумя группами налогов (республиканские и местные), а также особыми режимами налогообложения.

К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на прибыль;

- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

- подоходный налог с физических лиц;

- налог на недвижимость;

- земельный налог;

- экологический налог;

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

- оффшорный сбор;

- гербовый сбор;

- консульский сбор;

- государственная пошлина;

- патентные пошлины;

- таможенные пошлины и таможенные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

- налог за владение собаками;

- курортный сбор;

- сбор с заготовителей.

Особые режимы налогообложения применяются для плательщиков:

- налога при упрощенной системе налогообложения;

- единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

- единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

- налога на игорный бизнес;

- налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

- налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

- сбора за осуществление ремесленной деятельности;

- сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Законом «О республиканском бюджете» выделяются ежегодно виды закрепленных и регулирующих налогов. Закрепленными являются:

- за республиканским бюджетом

- налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр,

- акцизы,

- экологический налог,

- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов и др.

- за местными бюджетами:

- подоходный налог

- налог на недвижимость

- земельный налог,

- единый налог с индивидуальных предпринимателей

- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции,

- налог при упрощенной системе и др.

Основными регулирующими налогами являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей занимают косвенные налоги, а именно НДС.

Характерные черты налоговой системы Беларуси:

- основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативно-правовых актах различных министерств и ведомств. Принят и действует Налоговый кодекс: общая и особенная части,

- при ее разработке использовался мировой опыт построения налоговых систем, что нашло отражение в делении налогов на республиканские и местные (т.е. реализован территориальный принцип построения налоговой системы), а также в видах используемых налогов (они характерны для большинства стран, в Беларуси нет ни одного налога, который взимался бы только в Беларуси),

- построена по единым принципам и единому механизму исчисления и сбора налогов,

- налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, выделены виды закрепленных и регулирующих налогов,

- местным органам власти представлена налоговая инициатива в рамках налогового законодательства (например, имеют право повышать (понижать) ставки земельного налога и налога на недвижимость не более чем в 2 раза),

- установлена законом четкая последовательность при уплате налогов,

- сочетаются два основных вида налогов (прямые и косвенные), доминирует косвенное налогообложение.

В налогообложении Беларуси:

- включаются в отпускные цены либо увеличивают их уровень: НДС, акцизы, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог при упрощенной системе;

- относятся на затраты: земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость, налог за добычу (изъятие) природных ресурсов, отчисления в ФСЗН и Белгосстрах, отчисления в инновационные фонды, сбор с заготовителей,

- относятся на прибыль (доходы): налог на прибыль, налоги на доходы,

- относятся на чистую прибыль: налоги за сверхлимитное использование, потребление (земельный налог, экологический налог, налог за добычу природных ресурсов, налог на недвижимость, экономические санкции по результатам налоговых проверок).

Налоговые органы Республики Беларусь

Налоговые органы являются государственными органами, обладающими правами юридического лица, и в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения.

История создания:

1 этап: Государственная налоговая служба в республике создана постановлением Совета Министров БССР от 02.04.1990 № 78 в системе Министерства финансов БССР в составе — Главная государственная налоговая инспекция Минфина БССР и 185 государственных налоговых инспекций по областям, городам, районам и районам в городах.

2 этап: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.1992 № 485 «Вопросы укрепления налоговой службы» в Главной государственной налоговой инспекции создано управление налоговых расследований и соответствующие подразделения в государственных налоговых инспекциях по областям и г. Минску и в городах с численностью населения свыше 90 тыс. человек.

3 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.1994 № 150 Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов переименована в Главную государственную налоговую инспекцию при Кабинете Министров Республики Беларусь и наделена правами министерств и самостоятельных ведомств.

4 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 11.01.1997 № 30 Главная государственная налоговая инспекция при Кабинете Министров Республики Беларусь была преобразована в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь, который вошёл в систему республиканских органов государственного управления, подчинённых Правительству Республики Беларусь.

5 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 11.02.1998 № 71 Главное управление налоговых расследований, входящее в состав Государственного налогового комитета, преобразовано в Государственный комитет финансовых расследований Республики Беларусь.

6 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 03.08.1999 № 456 при Государственном налоговом комитете Республики Беларусь создан Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий.

7 этап: Указом Президента Республики Беларусь от 24.09.2001 № 516 Государственный налоговый комитет преобразован в Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, а Комитет по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий при Государственном налоговом комитете в департамент по контролю за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, спирта этилового из непищевого сырья и табачных изделий Министерства по налогам и сборам без прав юридического лица.

C 16 августа 2004 г. департамент преобразован в управление контроля за подакцизными товарами главного управления организации контрольной деятельности. В 2009 году было создано главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий.

Деятельность налоговых органов в республике регламентируется:

- Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»,

- Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь,

- Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением МНС от 28.12.2001 № 136 (в редакции постановления МНС от 19.03.2010 № 17).

Для обсуждения и выработки решений по наиболее важным вопросам утверждена коллегия МНС в составе 15 человек.

Численность налоговых органов республики по состоянию на 01.04.2010 составляет 9860 человек, в том числе центрального аппарата министерства – 196 человек. В структуру МНС входят 157 инспекций МНС, из них 7 – по областям и г.Минску, 150 – по районам, городам, районам в городах.

Структурными подразделениями являются:

- Управление контроля, делопроизводства и материально-технического обеспечения

- Главное управление методологии налогообложения организаций

-Главное управление налогообложения физических лиц

-Главное управление международного налогового сотрудничества

-Главное управление учета налогов и ведомственного контроля

- Главное управление информационных технологий

- Главное управление организации контрольной деятельности

-Главное управление контроля подакцизных товаров и электронных технологий

- Управление организационно-кадровой политики

-Юридическое управление

-Управление финансирования, бухгалтерского учета и отчетности

-Управление собственной безопасности и спецработы

-Отдел информационно-разъяснительной работы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследования нормативного влияния группового меньшинства | Бюджетный дефицит и методы его финансирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 510; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.