Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования носа и околоносовых пазух

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОР-ОРГАНОВ

Методы осмотра и эндоскопического исследования ЛОР-органов имеют ряд общих принципов.

1. Обследуемый садится так, чтобы источник света и сто­лик с инструментами были справа от него.

2. Врач садится напротив обследуемого, поставив свои ноги к столу, ноги обследуемого должны быть повернуты кнаружи.

3. Источник света располагают на уровне правой ушной раковины обследуемого в 10 см от нее.

4. Правила применения лобного рефлектора:

а) укрепляют рефлектор на лбу при помощи лобной повязки. Отверстие рефлектора помещают против левого глаза;

б) рефлектор должен быть удален от исследуемого органа на 25—30 см (фокусное расстояние зеркала);

в) с помощью рефлектора направляют пучок отраженного света на нос обследуемого. Затем закрывают правый глаз, а левым смотрят через отверстие рефлектора и поворачивают его так, чтобы был виден пучок света («зайчик») на носу. Открывают правый глаз и продолжают осмотр двумя глазами. Периодически нужно контролировать, находится ли зрительная ось левого глаза в центре светового пучка и выдержано ли фокусное расстояние, которое врач может регулировать неболь­шим отклонением своего корпуса вперед или назад.

Обследование пациента начинают с выявления жалоб и анамнеза, затем проводят объективное исследование.

При сборе анамнеза необходимо выяснить причину за­болевания, особенности его течения до обращения за по­мощью. Особое внимание нужно уделить эпидемиологи­ческому, аллергологическому анамнезу, вопросам наслед­ственности. Необходимо учесть психологические и соци­альные проблемы пациента.

Обследование больных производят в специально оборудованном кабинете, защищенном от яркого солнечного све­та. Пациента располагают на стуле рядом с инструмен­тальным столиком справа от источника света. Исследую­щий садится в специальное кресло напротив пациента, надевает на голову лобный рефлектор и придает ему ра­бочее положение для освещения области носа пучком от­раженного света. В последнее время получают распространение приборы и приспособления с автономным источ­ником света, позволяющим производить осмотр пациента в любых условиях.

Наружный осмотр носа позволяет судить об отклоне­ниях от обычной формы, изменении окраски кожи, нали­чии патологических элементов.

При пальпации можно выявить припухлость мягких тканей, крепитацию, подвижность костей, флюктуацию и другие изменения.

Для осмотра преддверия носа необходимо положить правую руку на голову пациента и большим пальцем при­поднять кончик носа, освещая лобным рефлектором об­ласть ноздрей. При этом оценивается состояние внутрен­ней поверхности крыльев носа, передней части носовой перегородки и частично носовых ходов.

Переднюю риноскопию производят с помощью носово­го зеркала (или ушной воронки у грудных детей). Во вре­мя осмотра обращают внимание на состояние носовых раковин, форму перегородки, цвет слизистой, наличие отделяемого в носовых ходах. В некоторых случаях процедура бывает затруднена в связи с избытком слизи, гноя или корок. При этом необходимо удалить содержимое высмаркиванием, поочередно закрывая каждую ноздрю для предупреждения внесения инфекции в среднее ухо и околоносовые пазухи. Если этого недостаточно, можно провести туалет носа с помощью резинового баллончика или электроотсоса.

Заднюю риноскопию производят с помощью носогло­точного зеркала и шпателя.

Это позволяет осмотреть носоглотку, хоаны, устья слу­ховых труб, сошник, задние концы носовых раковин. Зад­няя риноскопия не всегда удается у пациентов сповы­шенным рвотным рефлексом и у детей раннего возраста. Для снятия рвотного рефлекса используют анестезирую­щие средства (лидокаин, 2% раствор дикаина). В после­днее время для осмотра носовых ходов, задних отделов полости носа применяют эндоскопическую технику.

Дыхательная функция проверяется с помощью пробы Воячека. Для ее выполнения просят пациента закрыть одну ноздрю, а к другой подносят небольшой кусочек пушис­той ваты. В процессе дыхания пациента определяют про­ходимость носовых ходов. Дыхание может быть свобод­ным, затрудненным или отсутствовать. Более точные дан­ные можно получить с помощью ринопневмометра, изме­ряющего водным манометром давление в полости носа при принудительной подаче и отсасывании воздуха.

Обонятельная функция исследуется с помощью четырех стандартных растворов в порядке увеличения силы запа­хов. При этом определяют степень понижения обоняния:

1 степень — 0,5% раствор уксусной кислоты — сла­бый запах;

2 степень — чистый винный спирт — средний запах;

3 степень — настойка валерианы — сильный запах;

4 степень — нашатырный спирт — ультрасильный запах.

Флаконы с исследуемыми растворами должны быть одинаковой формы и размеров. Возможно выполнение обследования с помощью обонятельной шкалы из девяти пахучих веществ, расположенных в порядке усиления запаха и воздействующих не только на обонятельный, но на чувствительный и вкусовой рецепторы. Для качествен- но-количественного исследования обонятельной функции применяются ольфактометры различно модификации, с помощью которых можно получить более объективные данные. Для обследования детей дошкольного возраста используют ватные шарики, предварительно смоченные ароматической жидкостью, запах которой знаком ребен­ку — лимона, цветов, ванилина, кофе и т.д.

Бактериологическое исследование полости носа произ­водится при наличии острого воспалительного процесса гнойного характера или при подозрении на дифтерию носа.

Биопсия — микроскопическое исследование прижиз­ненно удаленных кусочков ткани — осуществляется с ди­агностической целью при воспалительных, гиперпласти­ческих и опухолевых процессах. Удаленный кусочек тка­ни погружают в 10% раствор формалина или 96% спирт и отправляют в патологоанатомическое отделение.

Электрофотографирование полости носа является объективным документирующим методом и находит все более широкое применение. Этот метод эффективен для ранней диагностики и динамического наблюдения. Осо­бую ценность представляет электрофотографирование опе­рационными микроскопами с фотоприставкой. Это позво­ляет получить фотодокументацию всех этапов хирурги­ческого вмешательства

Исследование околоносовых пазух начинают с осмот­ра и пальпации мягких тканей лица. При этом определя­ют наличие припухлости, деформации, болезненных уча­стков.

Рентгенологическое исследование околоносовых пазух является наиболее распространенным и диагностически ценным. Общее представление о состоянии пазух можно получить, выполнив обзорный снимок в носоподбородоч-ной проекции. Для уточнения характера патологического процесса используют и другие проекции: лобноносовую, боковую, аксиальную. В случае необходимости производят введение контрастирующих веществ в пазуху (йодлипол). Состояние пазух оценивают по интенсивности их затем­нения, которое не должно превышать степень затемнения глазниц.

Компьютерная томография дает возможность более точно выявить патологические процессы и их распростра­ненность.

Ультразвуковое исследование околоносовых пазух рас­сматривается, как вспомогательный метод.

Диафаноскопия представляет собой просвечивание пазух в темной комнате с помощью специальной электри­ческой лампочки. Целесообразно использование этого ме­тода для контроля динамики патологического процесса.

Пункционяый метод является ценной лечебно-диагно­стической процедурой, выполняемой врачом. Пунктиро-вание верхнечелюстной пазухи производится через ниж­ний носовой ход б следующем порядке:

- анестезия слизистой нижнего носового хода 2% раство­ром дикаина или лидокаина;

- анемизация слизистой оболочки среднего носового хода с помощью металлического зонда с ватой, пропитанной 0,1% раствора адреналина;

- введение иглы Куликовского или специального троа­кара в свод нижнего носового хода в направлении латерального угла глазницы для прокола медиальной стен­ки пазухи;

- отсасывание содержимого пазухи стерильным шприцом для исследования на флору и чувствительность к антибиотикам, определения характера содержимого;

- промывание пазухи дезинфицирующим раствором с помощью шприца Жане;

- введение в пазуху лекарственных препаратов (растворов антибиотиков, диоксидина, иодинола, гидрокортизона, протаргола, ферментов и т. д.);

- осведомление больного о том, что в течение 30 минут необходимо полежать на соответствующем боку, не отсмаркиваясь.

При необходимости повторных пункций через иглу вводят полиэтиленовую трубку, которую фиксируют и используют для дальнейших промываний. Пункции ре­шетчатых пазух производят специальными иглами. Для исследования лобной пазухи чаще применяют трепано-пункцию.

Зондирование пазух с диагностической и лечебной це­лью получает в последнее время более широкое распрост­ранение. Обычно, таким способом исследуют лобные и клиновидные пазухи. Однако, этот метод технически сло­жен, особенно в детской практике.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Клиническая физиология носа и околоносовых пазух | Заболевания наружного носа. Заболевания носа и околоносовых пазух
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.