КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования носа и околоносовых пазух
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛОР-ОРГАНОВ Методы осмотра и эндоскопического исследования ЛОР-органов имеют ряд общих принципов. 1. Обследуемый садится так, чтобы источник света и столик с инструментами были справа от него. 2. Врач садится напротив обследуемого, поставив свои ноги к столу, ноги обследуемого должны быть повернуты кнаружи. 3. Источник света располагают на уровне правой ушной раковины обследуемого в 10 см от нее. 4. Правила применения лобного рефлектора: а) укрепляют рефлектор на лбу при помощи лобной повязки. Отверстие рефлектора помещают против левого глаза; б) рефлектор должен быть удален от исследуемого органа на 25—30 см (фокусное расстояние зеркала); в) с помощью рефлектора направляют пучок отраженного света на нос обследуемого. Затем закрывают правый глаз, а левым смотрят через отверстие рефлектора и поворачивают его так, чтобы был виден пучок света («зайчик») на носу. Открывают правый глаз и продолжают осмотр двумя глазами. Периодически нужно контролировать, находится ли зрительная ось левого глаза в центре светового пучка и выдержано ли фокусное расстояние, которое врач может регулировать небольшим отклонением своего корпуса вперед или назад. Обследование пациента начинают с выявления жалоб и анамнеза, затем проводят объективное исследование. При сборе анамнеза необходимо выяснить причину заболевания, особенности его течения до обращения за помощью. Особое внимание нужно уделить эпидемиологическому, аллергологическому анамнезу, вопросам наследственности. Необходимо учесть психологические и социальные проблемы пациента. Обследование больных производят в специально оборудованном кабинете, защищенном от яркого солнечного света. Пациента располагают на стуле рядом с инструментальным столиком справа от источника света. Исследующий садится в специальное кресло напротив пациента, надевает на голову лобный рефлектор и придает ему рабочее положение для освещения области носа пучком отраженного света. В последнее время получают распространение приборы и приспособления с автономным источником света, позволяющим производить осмотр пациента в любых условиях. Наружный осмотр носа позволяет судить об отклонениях от обычной формы, изменении окраски кожи, наличии патологических элементов. При пальпации можно выявить припухлость мягких тканей, крепитацию, подвижность костей, флюктуацию и другие изменения. Для осмотра преддверия носа необходимо положить правую руку на голову пациента и большим пальцем приподнять кончик носа, освещая лобным рефлектором область ноздрей. При этом оценивается состояние внутренней поверхности крыльев носа, передней части носовой перегородки и частично носовых ходов. Переднюю риноскопию производят с помощью носового зеркала (или ушной воронки у грудных детей). Во время осмотра обращают внимание на состояние носовых раковин, форму перегородки, цвет слизистой, наличие отделяемого в носовых ходах. В некоторых случаях процедура бывает затруднена в связи с избытком слизи, гноя или корок. При этом необходимо удалить содержимое высмаркиванием, поочередно закрывая каждую ноздрю для предупреждения внесения инфекции в среднее ухо и околоносовые пазухи. Если этого недостаточно, можно провести туалет носа с помощью резинового баллончика или электроотсоса. Заднюю риноскопию производят с помощью носоглоточного зеркала и шпателя. Это позволяет осмотреть носоглотку, хоаны, устья слуховых труб, сошник, задние концы носовых раковин. Задняя риноскопия не всегда удается у пациентов сповышенным рвотным рефлексом и у детей раннего возраста. Для снятия рвотного рефлекса используют анестезирующие средства (лидокаин, 2% раствор дикаина). В последнее время для осмотра носовых ходов, задних отделов полости носа применяют эндоскопическую технику. Дыхательная функция проверяется с помощью пробы Воячека. Для ее выполнения просят пациента закрыть одну ноздрю, а к другой подносят небольшой кусочек пушистой ваты. В процессе дыхания пациента определяют проходимость носовых ходов. Дыхание может быть свободным, затрудненным или отсутствовать. Более точные данные можно получить с помощью ринопневмометра, измеряющего водным манометром давление в полости носа при принудительной подаче и отсасывании воздуха. Обонятельная функция исследуется с помощью четырех стандартных растворов в порядке увеличения силы запахов. При этом определяют степень понижения обоняния: 1 степень — 0,5% раствор уксусной кислоты — слабый запах; 2 степень — чистый винный спирт — средний запах; 3 степень — настойка валерианы — сильный запах; 4 степень — нашатырный спирт — ультрасильный запах. Флаконы с исследуемыми растворами должны быть одинаковой формы и размеров. Возможно выполнение обследования с помощью обонятельной шкалы из девяти пахучих веществ, расположенных в порядке усиления запаха и воздействующих не только на обонятельный, но на чувствительный и вкусовой рецепторы. Для качествен- но-количественного исследования обонятельной функции применяются ольфактометры различно модификации, с помощью которых можно получить более объективные данные. Для обследования детей дошкольного возраста используют ватные шарики, предварительно смоченные ароматической жидкостью, запах которой знаком ребенку — лимона, цветов, ванилина, кофе и т.д. Бактериологическое исследование полости носа производится при наличии острого воспалительного процесса гнойного характера или при подозрении на дифтерию носа. Биопсия — микроскопическое исследование прижизненно удаленных кусочков ткани — осуществляется с диагностической целью при воспалительных, гиперпластических и опухолевых процессах. Удаленный кусочек ткани погружают в 10% раствор формалина или 96% спирт и отправляют в патологоанатомическое отделение. Электрофотографирование полости носа является объективным документирующим методом и находит все более широкое применение. Этот метод эффективен для ранней диагностики и динамического наблюдения. Особую ценность представляет электрофотографирование операционными микроскопами с фотоприставкой. Это позволяет получить фотодокументацию всех этапов хирургического вмешательства Исследование околоносовых пазух начинают с осмотра и пальпации мягких тканей лица. При этом определяют наличие припухлости, деформации, болезненных участков. Рентгенологическое исследование околоносовых пазух является наиболее распространенным и диагностически ценным. Общее представление о состоянии пазух можно получить, выполнив обзорный снимок в носоподбородоч-ной проекции. Для уточнения характера патологического процесса используют и другие проекции: лобноносовую, боковую, аксиальную. В случае необходимости производят введение контрастирующих веществ в пазуху (йодлипол). Состояние пазух оценивают по интенсивности их затемнения, которое не должно превышать степень затемнения глазниц. Компьютерная томография дает возможность более точно выявить патологические процессы и их распространенность. Ультразвуковое исследование околоносовых пазух рассматривается, как вспомогательный метод. Диафаноскопия представляет собой просвечивание пазух в темной комнате с помощью специальной электрической лампочки. Целесообразно использование этого метода для контроля динамики патологического процесса. Пункционяый метод является ценной лечебно-диагностической процедурой, выполняемой врачом. Пунктиро-вание верхнечелюстной пазухи производится через нижний носовой ход б следующем порядке: - анестезия слизистой нижнего носового хода 2% раствором дикаина или лидокаина; - анемизация слизистой оболочки среднего носового хода с помощью металлического зонда с ватой, пропитанной 0,1% раствора адреналина; - введение иглы Куликовского или специального троакара в свод нижнего носового хода в направлении латерального угла глазницы для прокола медиальной стенки пазухи; - отсасывание содержимого пазухи стерильным шприцом для исследования на флору и чувствительность к антибиотикам, определения характера содержимого; - промывание пазухи дезинфицирующим раствором с помощью шприца Жане; - введение в пазуху лекарственных препаратов (растворов антибиотиков, диоксидина, иодинола, гидрокортизона, протаргола, ферментов и т. д.); - осведомление больного о том, что в течение 30 минут необходимо полежать на соответствующем боку, не отсмаркиваясь. При необходимости повторных пункций через иглу вводят полиэтиленовую трубку, которую фиксируют и используют для дальнейших промываний. Пункции решетчатых пазух производят специальными иглами. Для исследования лобной пазухи чаще применяют трепано-пункцию. Зондирование пазух с диагностической и лечебной целью получает в последнее время более широкое распространение. Обычно, таким способом исследуют лобные и клиновидные пазухи. Однако, этот метод технически сложен, особенно в детской практике.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 3372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |