Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекционное занятие № 2

План

 

1. Библиография в Византии.

2. Библиография на Востоке.

3. Библиография в Западной Европе.

 

На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры. Сформировались самостоятельные социальные группы феодальной и церковной иерархии. В Западной Европе динамичное социально-экономическое развитие привело к возникновению капиталистического способа производства, в Азии же феодальные отношения сохранились до начала XX века.

Средневековье в целом характеризуется низким уровнем знаний. Центрами книги и образования были монастыри и церкви, в стенах которых готовились государственные чиновники, врачи, архитекторы и т.д. Потребность в религиозных и немногих светских книгах удовлетворяли монастырские переписчики, причем до XI века копирование книг велось даже менее интенсивно, чем в позднеантичную эпоху, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Значительной вехой в развитии мировой библиографии явилась библиографическая деятельность Византийской (Восточной Римской империи V-XV веков).

 

Библиография в Византии

Византийская история целиком совпадает с хронологическими рамками средневековья (V-XV веков). Культурная особенность Византии заключалась в сочетании крестьянства с античной наследственностью. По уровню образования Византия была выше всех стран средневековой Европы.

Византийская библиография развивалась как часть культуры этого общества. Здесь продолжалась античная традиция составления библиографических словарей, включение библиографической информации в энциклопедии и антологии. Возникли и новые направления, обусловленные общественными потребностями обеспечения самообразовательного чтения и профессиональной деятельности.

В отличии от Западноевропейских стран, в которых составление библиографических словарей было связано с учетом произведений христианских писателей, византийские приближались к национальным словарям греческих авторов. К примере пособие "ономатологос" Исихея Мимукого. Первый словарь был составлен в VI веке и включал сведения о греческих писателях, а также о тех авторах, которые писали по гречески, переводили с греческого языка или были греками по происхождению. Что говорит о национальном характере этой работы.

В Византии получила дальнейшее развитие античная традиция подготовки энциклопедий. В X веке по приказу императора Константина VII были созданы историческая, сельскохозяйственная (Геапоника), ветеринарная (Геппиатрика), зоологическая, медицинская энциклопедия, энциклопедия питания. Общая цель по учёту и обобщению имеющихся знаний сближала технологию подготовки энциклопедий и библиографических пособий. В энциклопедию включались следующие библиографические материалы: списки использованной литературы и библиографические ссылки при цитировании. Из всех энциклопедий высоким уровнем отличались сельскохозяйственная и ветеринарная энциклопедии.

В IX в. появился крупный библиографический труд "библиотека" патриарха Фотия, который был предназначен оказать помощь в организации самообразования чтения. "Библиотека" была непосредственно посвящена молодому племяннику Фотия, и отражала документы разной тематики, высоко оцененные самим составителем. Пособие можно отнести к универсальным рекомендательным указателям. Отличительной чертой "Библиотеки" было применение рефератов и аннотаций, при помощи которых автор давал оценку произведениям. Группировка библиографических записей отражала реком. последовательность чтения современного образованного человека, стала одной из главных задач реком. библиографии.

Успешное развитие библиографии в Византии нашло отражение в появлении пособий, рассчитанных на удовлетворение профессиональных потребностей. Как пример можно привести Дигесты – сборники из сочинений римских юристов. Дигесты составлялись из 50 книг, книги – из титулов, титулы из фрагментов. Каждый фрагмент начинался с библиографического описания сочинения конкретного юриста, из которого этот фрагмент приведен. Учитывая что Дигесты включали около 9.000 фрагментов, их библиографический аппарат можно отнести к лучшим библиографическим работам по объему, разработанности и унификации. Библиографическая информация применялась и в других документах, которые отражали официальное законодательство и частные юридические сочинения.

Для более удобного использования правовых документов были разработаны вспомогательные систематические указатели. Таким образом, библиографическая информация стала важной частью документального обеспечения деятельности юристов.

 

 

ІІ.в. Библиография на Востоке

В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство – Арабский халифат, который делился на эмираты.

На огромном пространстве от Пиренеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ариале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.

Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII – IX ст.

В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Коран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.

Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада, Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались – варнаки.

Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.

Насыщенность средневековых арабских книг библиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.

Внутри -текстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую, тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифферентизации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).

Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.

Списки работ отдельных авторов назывались фихрист. До настоящего времени этот термин используется в значении "библиография", указатель литературы.

Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Багдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варнака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).

В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ареала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Багдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.

В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.

 

ІІІ век. Библиография в Западной Европе

К середине VII века античная культурная традиция совершенно исчезает в Западной Европе. Произведении античных писателей хранятся без употребления в немногих монастырях, где были библиотеки. В развитии библиографии в этом регионе во времена Средневековья выделяются 2 этапа I-V-VII-XI вв.(темное время или dark ades) характеризует культурный спад, или низшую точку кривого культурного развития Западной Европы II этап – с XII в. до начала книгопечатания. Характерным для первого этапа было сокращение системы документальных коммуникаций. Библиографическая работа велась монастырскими и церковными служителями, в том числе и церковными иерархами. Например Исидор, епископ Севильский (Испания-Севилья 600 год) богослов, Филисов, филолог, юрист, историк он пользовался огромным влиянием на своих современников. Составил труд "Этимологии". Цель – предоставить христианину возможность изучать писание и богословную литературу без помощи античных авторов.

Этимология была обширная энциклопедия, где сообщался читателю запас знаний по всем "семи свободным искусствам": богословию, праву, медицине, ботанике, зоологии, агрокультуре, космографии, географии.

Продолжалось составление библиографических словарей церковных писателей и каталогов монастырских библиотек. Они часто назывались "индексами", "библиотеками", "каталогами". Каталоги раннесредневековых библиотек отличались, малообъёмностью и примитивностью библиографической информации. Только в период так называемого Каролингского возрождения (конец VIII–пер.пол.IX в.) на немецких землях были созданы новые монастырские библиотеки с относительно крупными фондами, например, каталог Лоршского монастыря насчитывал 590 библиографических записей. Один из лучших каталогов этого времени – каталог в библиотеке в Рейхенау был создан в 21-22 годах библиотекарем Регенбертам. Всего было отражено 415 книг. Использовалась систематическая группировка разделы, посвященная духовным дисциплинам, как правило стояли перед разделами светских наук.

 

ІІ этап

 

Для второго этапа средневековой библиографии было характерно повышение общественного спроса на книги. Возвращается интерес к произведениям античных авторов, в том числе появление первых университетов в Европе обусловило увеличение спроса на книги университета молодёжи и преподавателей. Начинается активное переписывание книг, формирование богатых монастырских библиотек, развитие книготорговли.

В это время в основном продолжалась традиция создания библиографических словарей церковных писателей, один из них "Книга о церковных писателях" Могана Тритенгемского (1462-1516), который был издан в Базеле. Это был последний по времени словарь старого типа и первый печатный библиографический труд. Шронгейм (став аббатом библиотека из 48 томов увеличил её объем до 2 тысяч рукописей и печатных книг). Работа отняла у его семь лет. В ней он учёл 9.000 произведений, принадлежащих 963 писателям, расположил последних в хронологическом порядке, дал о них библиографические заметки и отметил их сочинения. Огромный труд Моагана носит подытожив характер, он свел воедино и продолжил до конца XV века работы своих предшественников, но не внес каких-либо новых черт в методику и технологию работы. Единственная новая черта – это вспомогательный указатель в алфавите авторов.

Однако "Книги о церковных писателях" Иоанна Триттингемского суждено было длительное внимание потомства. Она была переиздана трижды еще в первой половине XVI века в Париже – в 1512 г., в Кёльне – 1531 и в 1546 и в последний раз как источник по истории литературы в 1718 г., в Гамбурге.

Таким образом, господствующий тип средневековой библиографии (библиографический словарь) выработался с достаточной определённостью. Одним из немногочисленных отступлений от этого типа является уникальный каталог библиотеки Ришара де Фурниваля "Библиономия". Фурниваль эрудит, поэт, канцлер Амьенской церкви, магистр решил создать свой каталог с использованием аллегории. Он открыл для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой в определенной последовательности растения одного рода. Итак сад – это библиотека; грядка метер. произведение, сгруппировал по тематике; растения – отдельно рукописи. Первая грядка – философия, 2 грядка – "прибыльная" – по медицине, 3 грядка – "богословская грядка".

В каталоге отражены многие книги античных авторов Аристотеля, Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки, Платона, посл. котор. он себя считал. Удивляет также количество сочинений восточных ученых: Авицены, Ал-Фараби, Ибн-Ватфида и др., это говорит о том, что он был приверженцем восточной науки которая начала распространятся на Западе в конце XI века.

К новому библиографическому явлению принадлежат попытки обеспечения учебной деятельности. С конца того же XIII века до наших дней дошла одна работа, являющаяся чем-то средним между школьной программой и библиографией педагогического назначения. Речь идёт о "Перечне многих авторов" Гуго из Тримберга, составленный в 1280 году (школьный учитель, представленный светской интеллигенцией). Сам написал 4 латинских и 8 немецких книг. "Перечень" имея предисловие, и три части:

І – произведения античных авторов

ІІ – поэты-теологи

ІІІ – "более мелкие моралисты" – для младших по возрасту учеников (Эзоп). "Перечень" был написан латинскими рифмованными виртами. В заключении приведена краткая биография автора и его сочинения.

Вывод

Т.о. библиографическое пособия позднего средневековья по объему значительно превышали библиографические работы первого этапа. Весьма незначительно усовершенствовалась их структура. Только у И.Трит. имелся вспомогательный указатель имен.

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №18. Измерение параметров спектра | Деловой этикет в медицине
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.