КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие и виды налогового контроля. 1. Понятие и виды налогового контроля
Москва 2009 Вопросы: 1. Понятие и виды налогового контроля 2. Субъекты налогового контроля 3. Порядок проведения налоговой проверки 4. Акт налоговой проверки 5. Методы осуществления налоговых проверок
В любом обществе, где существуют товарно-денежные отношения, объективно необходим финансовый контроль. Обязательным условием эффективного функционирования характерной для рыночной экономики системы свободного хозяйствования является соблюдение прав, обязательств и ответственности всех участников хозяйственной деятельности. Достижение этого возможно только на принципах верховенства закона. В России финансовая система государства приводится в действие и управляется преимущественно посредством норм финансового права. Законность и стабильность особенно важны в таких областях, как установление налогов и иных платежей в бюджет, регулирование другой бюджетной деятельности государства. Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка являются обеспечение качества и эффективности финансово-хозяйственного управления, защита финансовых интересов государства и его граждан, всех субъектов хозяйствования и управления; содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политике[1]. В свою очередь, важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства является обеспечение устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей. Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства. Налоговый контроль рассматривают в двух аспектах: 1) как составная часть финансового контроля. Налоговый контроль, предметом которого является своевременность и полнота уплаты налогов и сборов организациями и физическими лицами, относят к финансово-хозяйственному контролю, который охватывает деятельность отдельных субъектов хозяйствования (или экономических единиц) и представляет собой проверки и ревизии финансово-хозяйственных операций экономических субъектов;[2] 2) как отдельное производство налогового процесса. Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.[3] В указанном смысле налоговый контроль представляет собой совокупность контрольно-проверочных действий, осуществляемых в установленной законом процессуальной форме, направленных на собственно контроль, распознание, расследование и закрепление налоговых правонарушений, результаты которых являются основанием для возбуждения производства по налоговым и административным правонарушениям.[4] Целью налогового контроля является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. Задачами налогового контроля являются: - наблюдение за подконтрольными объектами; - прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере; - принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; - выявление виновных и привлечение их к ответственности. Функции налогового контроля позволяют ему выступать средством «обратной связи», дающим информацию о необходимости изменения законодательства, правоприменительной практики, информационной работы и т.д.[5] Под формой налогового контроля понимаются способы конкретного выражения и организации контрольных действий, среди которых выделяют ревизию, проверку и надзор. Основной, наиболее эффективной формой налогового контроля является документальная проверка налогоплательщиков. Ревизия возможна в рамках соответствующей контрольной деятельности. Надзор за исполнением законодательства о налогах и сборах осуществляют органы прокуратуры, перед которыми поставлены следующие задачи: - обеспечение законности при взыскании и перечислении налоговых платежей в бюджеты всех уровней, - защита экономических интересов государства и прав налогоплательщиков, - своевременное выявление и безотлагательное реагирование на все факты нарушений в сфере налогообложения, привлечение виновных к ответственности, неуклонное исполнение требований закона в ходе уголовного преследования.[6] Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по различным основаниям. По объекту выделяют комплексный и тематический налоговый контроль. Комплексной является проверка, которая охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов налогов, в отношении которых у налогоплательщика имеются соответствующие обязанности. Тематическая проверка, как правило, охватывает вопросы правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов. Например, тематической является проверка налоговыми органами открытого акционерного общества по вопросу правомерности применения льготы по освобождению от уплаты земельного налога.[7] Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на сплошной и выборочный. Сплошной налоговый контроль основывается на проверке всех документов и записей в регистрах бухгалтерского учета, а выборочный предусматривает проверку части первичных документов в каждом месяце проверяемого периода или за несколько месяцев. Однако если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения законодательства о налогах и сборах или злоупотребления, то это является основанием для проведения сплошной проверки. По месту проведения выделяют камеральный и выездной налоговый контроль. Так, согласно ст. ст. 88, 89 НК РФ камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, а выездными – проверки с выездом к месту нахождения налогоплательщика. Выездные проверки позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности для получения большей информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Такие проверки способствуют повышению уровня организации бухгалтерского учета и платежной дисциплины плательщиков налогов. Преимущества камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий налогового органа проверить большее число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов. С учетом источников данных налоговый контроль классифицируется на документальный и фактический. Документальный контроль основан на изучении данных о проверяемом объекте, содержащихся в первичных документах. Всестороннее исследование деятельности предприятия и полноценности первичных документов достигается приемами фактического контроля, такими как учет налогоплательщиков, исследование документов, получение объяснений (допрос свидетелей), осмотр помещений (территорий), обследование, инвентаризация, экспертиза. В зависимости от субъектов налогового контроля выделяют контроль налоговых органов, контроль таможенных органов, контроль правоохранительных органов. По периодичности проведения налогового контроля различаются первоначальный и повторный. Первоначальными признаются контрольные мероприятия, проводимые в отношении налогоплательщика впервые за год. Повторность возникает в том случае, когда в течение календарного года осуществляется две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за один и тот же период. Действующее законодательство о налогах и сборах ограничивает налоговые органы в праве осуществления повторных выездных проверок. Согласно п. 5 ст. 89 НК РФ запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проведение более двух выездных проверок в течение календарного года. Исключение составляют следующие случаи: - принятие решения руководителем ФНС РФ о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения; - когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика; - проведение проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку[8]; - проведение проверки налоговым органом, ранее ее проводившим, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Выделяют внутренний налоговый контроль, осуществляемый руководителем или налоговым экспертом организации-налогоплательщика. Его целями являются: аккуратное ведение финансовых документов; своевременное и правильное заполнение всех регистров налоговой отчетности, деклараций и промежуточных расчетов налоговых платежей, книг покупок-продаж для расчетов налога на добавленную стоимость, справок по авансовым платежам налога на прибыль и т.п.; защищенность активов предприятия; обеспечение достоверности бухгалтерского учета.[9] Во многом эффективность налогового контроля зависит от правильного выбора форм, методов и видов налогового контроля. Оптимальные их сочетания, которые позволяют с наименьшими усилиями достигать наилучших результатов при осуществлении налогового контроля, как правило, находят свое закрепление в соответствующих методиках. Некоторые из них облекаются в форму ведомственных нормативных правовых актов, методических рекомендаций (указаний)[10]. В своей совокупности они и составляют методическую основу налогового контроля. В этой связи следует отметить, что успех контрольной деятельности в сфере налогообложения во многом зависит от качества методик, рекомендуемых для использования должностными лицами налоговых органов.[11] В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно: - по месту нахождения организации, - месту нахождения обособленных подразделений организации, - месту жительства физического лица, - по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, - по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. Постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет. Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления. При постановке на учет физических лиц в состав сведений об указанных лицах включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; место жительства; данные паспорта или иного удостоверяющего личность налогоплательщика документа; данные о гражданстве. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, а также организаций и физических лиц в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления[12] о постановке на учет в налоговом органе. Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство[13] о постановке на учет в налоговом органе. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Это означает, что за осуществление действий по постановке на учет и снятию с учета не взимается государственная пошлина и не установлена уплата каких-либо сумм налоговым органам. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, и на всей территории Российской Федерации идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Налоговый орган указывает этот номер во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Структура ИНН представляет собой: - для организации - десятизначный цифровой код:
- для физического лица - двенадцатизначный цифровой код:
ИНН формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее: 1) код налогового органа, который присвоил ИНН (NNNN); 2) собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого государственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет: - для организаций - 5 знаков (XXXXX); - для физических лиц - 6 знаков (XXXXXX); 3) контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством РФ по налогам и сборам: - для организаций - 1 знак (C); - для физических лиц - 2 знака (CC). На основе данных учета Федеральная налоговая служба РФ ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков [14]. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет в соответствии с п.1 ст. 102 НК РФ являются налоговой тайной, за исключением сведений: - разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; - об идентификационном номере налогоплательщика; - о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; - предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Россия, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); - предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1083; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |